Смекни!
smekni.com

Договорное право 2 (стр. 99 из 156)

Сформулированы в Положении и обязательные условия действия ли­цензии, невыполнение которых может служить основанием для ее аннули­рования. К их числу относятся следующие: соблюдение лизинговой компа­нией требований законодательства; осуществление деятельности в качестве лизингодателя: наличие не менее одного находящегося в стадии реализации договора лизинга в течение срока действия лицензии; приоритетность ли­зинговой деятельности по отношению к иным видам деятельности лизинго­вой компании (в общем объеме доходов лизинговой компании доходы от лизинговой деятельности должны составлять не менее 40%).

В юридической литературе поднимался вопрос о законности Положе­ния о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации. Дело в том, что данное Положение утверждено Правительством РФ после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Феде­рации. В соответствии с ГК (п. 1 ст. 49) перечень отдельных видов деятель­ности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется федеральным законом.

Отсюда некоторые авторы делают вывод, что постановление Правительства Российской Федерации противоречит данному положению ГК и не подле­жит применению. Например, Т.А. Коннова пишет: «Положение о лицензи­ровании лизинговой деятельности в РФ, созданное в соответствии с Вре­менным положением, посвящено лицензированию деятельности лизинго­вых компаний, под которыми понимаются любые организации, осуществ­ляющие лизинговую деятельность в качестве лизингодателя... Гражданский кодекс определил, что, по общему правилу, коммерческие организации зани­маются любыми видами деятельности, не запрещенными законами. Юриди­ческое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. На сегодняшний день никакой закон не определя­ет лизинговую деятельность как исключительную. Поэтому ею могут зани­маться все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность... Необходимость получения лицензии для проведения лизинговых операций была установлена Положением о лицензировании лизинговой деятельности. Это противоречит абз. 3 ст. 49 ГК, в соответствии с которым перечень подле­жащих лицензированию видов деятельности юридического лица определяет­ся законом, а постановление Правительства- акт подзаконный»'.

Нельзя не согласиться с ходом рассуждений Г.А. Конновой. Действи­тельно, после 8 декабря 1994 г. (дата введения в действие гл. 4 ГК, вклю­чающей в свой состав ст. 49) новые виды предпринимательской деятельно­сти, подлежащие лицензированию, могли вводиться только федеральным законом. И в этом смысле имеющееся в п. 1 Положения указание на то, что оно разработано не только в соответствии с Временным положением о ли­зинге, но и на основании постановления Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности»2' ниче~ го не меняет, поскольку и данное постановление Правительства РФ не со­ответствует (по уровню нормативного правового акта) требованиям п. 1 ст. 49 ГК. Вместе с тем, как у нас часто бывает, незаконное постановление Прави­тельства де-факто всеми признавалось и применялось. В настоящее же время в условиях действия Федерального закона от 25 сентября 1998 г. «О лицензи-ровании отдельных видов деятельности»3' в соответствии с которым лизинга-вая деятельность относится к числу лицензируемых видов предприниматель­ской деятельности, данная проблема потеряла свою актуальность.

С 1 марта 1996 г. была введена в действие часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, представляющая собой разд. IV ГК «Ог-

1 Коннова Т.А. Договор финансовой аренды (лизинга) // Законодательство. 1998.

^|р^С>.11995.№1.Сг.69.

з СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4857; № 48. Ст. 5853.

дельные виды обязательств». В составе гл. 34 ГК имеются нормы о догово­ре финансовой аренды (лизинга), объединенные в § 6 (ст. 665-670). Не­смотря на небольшое число норм, регулирующих непосредственно договор финансовой аренды (лизинга), ГК не предусматривает принятия каких-либо федеральных законов или иных правовых актов о договоре финансовой аренды (лизинга), как это имеет место в отношении некоторых других гра­жданско-правовых договоров. Дело в том, что договор финансовой аренды (лизинга) рассматривается в ГК в качестве отдельного вида договора арен­ды (имущественного найма), поэтому его регулирование строится по из­вестной схеме: при отсутствии в соответствующем параграфе специальных правил, регламентирующих какой-либо из видов гражданско-правового договора (в данном случае договор лизинга), подлежат применению общие положения о соответствующем типе гражданско-правового договора (в дан­ном случае договора аренды). Следовательно, договор финансовой аренды (лизинга) за пределами норм, сосредоточенных в § 6 гл. 34, регулируется об­щими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК). Тем самым достигается полное и комплексное регулирование договора финансовой аренды (лизинга). Анало­гичная схема правового регулирования используется в ГК и в отношении иных сложных договоров, имеющих свои отдельные виды: купли-продажи, ренты и пожизненного содержания с иждивением, подряда, хранения1'

После введения в действие норм ГК о финансовой аренде (лизинге) Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. и названные выше постановле­ния Правительства РФ о лизинге сохранили свое действие лишь в части, не противоречащей гл. 34 (§ 1 и 6) ГК2'

И после принятия части второй Гражданского кодекса РФ продолжали издаваться постановления Правительства РФ по различным вопросам ли­зинговой деятельности, однако все они носили чисто организационный ха­рактер и не содержали положений, направленных на позитивное регулиро­вание договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному может служить, в ча­стности, постановление Правительства РФ от 21 июля 1997г. №915 «О

мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 з. Среди мероприятий, предусмотренных данным постановлением:

подготовка предложений о снижении ставок таможенных пошлин на вво­зимые в Российскую Федерацию виды технологического оборудования; разработка методических указаний по проведению международных лизин-

Содержание норм ГК о финансовой аренде (лизинге) будет раскрыто в следующих частях настоящей главы. ~ См. ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского

говых операций; решение вопросов, связанных с созданием ассоциации ли­зинговых компаний государств - участников СНГ, инвестиционного лизинго­вого консорциума коммерческих банков; разработка проектов создания меж­региональных лизинговых центров для малого предпринимательства, и т.п.

Несколько иной характер носит постановление Правительства Россий­ской Федерации от 3 сентября 1998 г. № 1020, которым утвержден Порядок

предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых „1. Данным постановлением установлено, что государственные га­рантии на осуществление лизинговых операций за счет средств бюджета развития Российской Федерации являются поручительством Правительства РФ и предоставляются резидентам Российской Федерации- кредиторам лизингодателя на конкурсной основе под заемные средства.

Рассмотрение вопроса о предоставлении государственных гарантий производится при наличии между организацией, реализующей инвестици­онный проект, и лизингодателем соглашения об условиях заключения дого­вора лизинга, в котором указывается, что права и обязанности сторон по договору возникают после получения государственных гарантий под заем­ные средства.

Общий объем государственных гарантий должен соответствовать их лимитам по направлениям использования, предусмотренным законом о фе­деральном бюджете.

Размер государственных гарантий, выдаваемых кредитору лизингода­теля, составляет до 40% фактически предоставляемых для реализации ли­зинговой операции средств.

Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование более широкого привлечения частных инвестиций в сферу финансового лизинга как одной из форм инвестиционной деятельности.

Как видим, и это постановление Правительства РФ не затрагивает пра­вового регулирования договора финансовой аренды (лизинга).

4. СООТНОШЕНИЕ НОРМ ГКо ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЕ {ЛИЗИНГЕ)

и ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЛИЗИНГЕ»

Как уже отмечалось, в ГК не предусмотрено принятия каких-либо иных федеральных законом и других правовых актов, направленных на ре­гулирование договора лизинга. Однако Государственной Думой 11 сентяб­ря 1998 г. был принят Федеральный закон «О лизинге», впоследствии одоб-

1СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4520.

ренный Советом Федерации (14 октября 1998 г.) и подписанный Президен­том РФ (29 октября 1998 г.)1'

В результате внимательного изучения текста Федерального закона «О лизинге» складывается впечатление, что его разработчики при подготовке законопроекта и законодатель в процессе его принятия исходили из того, что в российском и международном частном праве отсутствуют какие-либо нормы, регулирующие договор лизинга. Только этим можно объяснить на­личие в данном Федеральном законе большого числа положений, противо­речащих не только нормам ГК, но и Конвенции о международном финансо­вом лизинге. Более того, само представление о договоре лизинга, его поня­тии, основных признаках и видах, которое следует из текста Федерального закона «О лизинге», оказалось иным по сравнению с тем, которое было по­ложено в основу Огтавской конвенции и норм ГК о договоре финансовой аренды (лизинга). Иначе чем объяснить появление в данном Федеральном законе понятия «лизинговая сделка», которая, по мнению авторов законо­проекта, представляет собой «совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга» (ст. 2)?