Смекни!
smekni.com

Договорное право 2 (стр. 152 из 156)

Договор безвозмездного временного пользования прежде всего широ­ко применяется в быту. Если оставить в стороне жилые помещения, пользо­вание которыми подчинено тому специальному правовому режиму, кото­рый во многом оказывается единым для всех видов найма жилых помеще­ний независимо от его возмездности или безвозмездности, то следует отме­тить, что договоры ссуды возникают во взаимоотношениях между гражда­нами по поводу самых различных предметов - от бритвы до нежилого по­мещения, от велосипеда до автомобиля и др.

Соответственно побудительными мотивами к заключению такого рода договоров, основанных на безвозмездности, между гражданами всегда слу­жили обычные для человеческого общения чувства: милосердие, любовь к ближнему, вера в бога, особое отношение к родственникам и др.

Вместе с тем, срочное безвозмездное пользование вещью, получившее начало в системе обычных бытовых связей, постепенно вышло за эти пре­делы и стало все более приобретать общественный, публичный интерес. Так, в частности, соответствующие отношения заняли свое место в системе отношений в области культуры.

На разных сторонах в такого рода отношениях обычно выступают граждане и юридические лица.

Весьма широкое развитие, несомненно, имеют те отношения безвоз­мездного пользования, которые связаны с деятельностью библиотек. И хотя появление частных библиотек несколько сузило значение безвозмездности в этой области, безвозмездность, несомненно, продолжает в ней превалиро­вать. Потесниться в большей степени пришлось безвозмездности в сфере

Гражданское Уложение. Проект... Книгапятая. Гом второй. С. 128.

межбиблиотечного обслуживания, поскольку во многом такие отношения стали строиться на возмездных началах.

В той же сфере культуры традиционно развиваются между граждана­ми и юридическими лицами отношения безвозмездного пользования, в ко­торых, в отличие от отношений с библиотекой, граждане выступают в роли ссудополучателя. Речь идет о гражданах, участвующих в качестве экспо­нентов на выставках, в музеях и др.

Безвозмездные отношения складываются часто и по поводу пользова­ния природными ресурсами. Как уже отмечалось, правовой основой для безвозмездного срочного пользования землей служат ст. 268 и 270 ГК, ко­торые закрепляют право заключать такого рода договоры соответственно тем, у кого земельный участок находится в пожизненном наследуемом вла­дении или в постоянном пользовании. Не вызывает сомнений наличие тако­го же права у собственника земли. Можно указать также на отношения, свя­занные с лесопользованием. Имеется в виду прежде всего содержащееся в Лесном кодексе указание на безвозмездное пользование в качестве одного из возможных оснований возникновения права пользования участками лес­ного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд (см. ст. 23).

Специальная статья Лесного кодекса (ст. 36) устанавливает срок за­ключаемого по этому поводу договора, необходимость предварительного получения решения соответствующего органа, а также распространение на договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда как Лесно­го кодекса, так и гражданского законодательства. Аналогичное указание содержится в Положении о предоставлении участков лесного фонда в без­возмездное пользование, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998г.1

Безвозмездные отношения как таковые являются несомненно антите­зой предпринимательских отношений - хотя бы уже потому, что в то время как последние направлены на увеличение прибыли, для первых это безус­ловно исключено. И все же в определенных случаях в системе предприни­мательства находят себе место и безвозмездные отношения. Выше уже шла речь о передаче вещи в безвозмездное пользование в целях рекламы. Точно так же возможны аналогичные отношения, к которым ссудодатель прибега­ет в расчете на установление с ссудополучателем на этой основе впоследст­вии предпринимательских отношений.

Вместе с тем следует отметить, что на практике нередко договоры без­возмездного пользования представляют собой лишь притворную сделку. Прямая цель сторон в этих случаях может сводиться к тому, чтобы исполь­зовать для обычных возмездных отношений тот льготный режим, который

'СЗРФ. 1998. №8. Ст. 964.

установлен для отношений безвозмездных. Чаще всего таким образом на­рушаются фискальные интересы государства.

б. СТОРОНЫ В ДОГОВОРЕ

В договоре в роли ссудодателя может выступать тот, кто наделен правом распоряжаться вещью, а ссудополучателя - тот, кто вправе пользоваться дан­ной вещью в соответствии с установленным для нее договором режимом.

Первой из указанных сторон посвящена прежде всего ст. 690 ГК. Она содержит исходное на этот счет положение, которое допускает возмож­ность передачи вещи в безвозмездное пользование только ее собственни­ком либо иными лицами, управомоченными на то законом или собственни­ком. Следует сразу же отметить, что под «управомоченными собственника­ми» подразумеваются те, кто, подобно ему самому, выступают от своего имени. По этой причине при заключении данного договора, как и любого иного, права и обязанности ссудодателя приобретает не тот, кто указан в доверенности, а тот, кто ее выдал, т.е. доверитель, а не представляемый.

Определенные ограничения могут быть возложены на собственника законом, равно как и договором. К числу первых относится, например, включенная в ст. 346 ГК норма, в силу которой залогодатель вправе пере­давать заложенную вещь в безвозмездное пользование только с согласия залогодержателя.

Право заключать договор безвозмездного пользования вещью опреде­ленными категориями лиц, которые не являются ее собственниками, закре­плено в самом Гражданском кодексе. Прежде всего речь идет о ст. 267 и 271 ГК, которые соответственно оговаривают права тех, кому земельный участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения или предоставлен в постоянное пользование, передавать его в срочное безвоз­мездное пользование (лицам, у которых земельный участок находится в постоянном пользовании, для этого необходимо получить согласие собст­венника участка). Еще один пример связан с действием ст. 615 ГК, которая предоставляет арендатору право с согласия арендодателя передавать арен­дованное имущество в безвозмездное пользование.

В роли тех, кто наделен собственником правом заключать договоры безвозмездного пользования в качестве ссудодателя, может оказаться, в частности, комиссионер, действующий в рамках данного ему поручения.

Значительно меньше оснований для выступления в том же качестве доверительного управляющего, имея в виду предоставленное ему право осуществлять любые юридические и фактические действия, но непременно в интересах выгодоприобретателя (п. 2 ст. 1012 ГК).

То обстоятельство, что передача вещи на основе договора ссуды осу­ществляется безвозмездно, вызывает необходимость ограничить в ряде случаев возможность заключения этого договора. По общему правилу такие ограничения направлены на защиту интересов того, кто намеревается за­ключить договор, равно и третьих лиц, главным образом его кредиторов, а применительно к хозяйственным обществам и товариществам — их участ­ников (членов).

Одна из таких норм содержится в самой ст. 690 ГК, которая запрещает коммерческой организации передавать имущество в безвозмездное пользо­вание лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля. Общим для всех этих лиц служит то, что каждое из них прямо или косвенно может влиять на форми­рование воли коммерческой организации-ссудополучателя заключить дого­вор, направленный на получение выгоды теми, кто перечислен в п. 2 ст. 690 ГК, при этом по общему правилу вопреки интересам самой организации, с которой они связаны.

Учитывается в таком случае характер рассматриваемой сделки - то, что она заведомо не соответствует основной цели коммерческих организа­ций. Имеется в виду п. 1 ст. 50 ГК, который признает такой целью извлече­ние прибыли.

В конечном счете мотивы введения ограничения для заключения ком­мерческими организациями рассматриваемых договоров соответствуют тем, которые послужили основаниями для подп. 4 ч. 1 ст. 575 ГК, запретившего дарение (свыше определенной суммы) между коммерческими организациями. При этом вызывает определенные сомнения то, почему в одном возмездном договоре — передачи вещи в собственность ограничение носит только внут­ренний характер, а в другом - договоре дарения - только внешний. На наш взгляд, есть все основания для объединения п. 2 ст. 690 и подп. 4 ч. 1 ст. 575 и включения такого рода нормы в обе главы (имеются в виду гл. 36 и 37 ГК).

Ограничения, опять же связанные с безвозмездностью отношений, мо­гут относиться и к представительству соответствующей стороны - ссудопо­лучателя. Так, п. 2 ст. 37 ГК предоставляет опекунам и попечителям широ­кие права по распоряжению имуществом подопечного. Вместе с тем специ­ально предусмотрен круг сделок, которые опекун может совершать или на совершение которых попечитель может давать согласие только с предвари­тельного разрешения органов охраны и попечительства.