Смекни!
smekni.com

Intellectual, cultural and social life (стр. 30 из 86)

Буржуазия смотрела на происходившее и только улыбалась: плохого-то для нее ничего не было.

А где же руководство?

Для Шлагетера им оказался добровольческий корпус в Силезии.

Аннаберг смотрит на немецких героев. Поляки, показывая зубы, пятятся назад. Немецкая земля спасена. Но как много других немецких земель потеряно!

Торговцы и ростовщики подняли крик: «Долой добровольческий корпус, хоть он спас нас! Война окончена! Дайте нам мир и покой! Станьте гражданскими людьми!»

На заднем плане ухмыляются марксисты, ухмыляются коммунисты и евреи, имперское же правительство улыбается от удовлетворения.

Но один человек опять не улыбается. Ему что же, не нужен отдых? Зовет ли его вновь Германия? И действительно, она позвала его и тех, кто хотел услышать этот призыв. Эти люди были постоянно в движении, но им приходилось скрываться как от полиции, так и бюргеров. И они без отдыха появлялись то тут, то там. И он снова был среди них. Этот неизвестный солдат без имени, которого в то время знали лишь не многие, шел туда, куда его звали. Он так и не стал лидером, но всегда отвечал: «Здесь!» Только оказавшись под землей, он стал знаменем нации.

Положение Германии поставило перед Лео Шлагетером новую задачу. Между Руром и Рейном вновь вспыхнули языки пламени. В соответствии с договором и принятым соглашением бывший противник* оккупировал эти земли, получив право бросать лучших немецких сыновей и дочерей в тюрьмы и возможность грабить и красть. В Рурской области началась тихая война.

* Речь идет о Франции и Бельгии. (Примеч. авт.)

И на этот призыв родины Альберт Лео Шлагетер ответил. Он, конечно, не знал, что Германия зовет его в последний раз. Война стала скрытной, тайной. Вместо открытой схватки на поле боя пришлось перейти к нелегальным действиям, к партизанщине. Но он крепко сжал зубы, укротив неуемный характер, и повел борьбу.

По Руру прокатилась волна глухих взрывов и крушений. Рельсы взлетали на воздух вместе с цистернами и товарными составами. Рушились мосты. У «победителей» затряслись колени, их охватил ужас.

И тут произошло самое обычное предательство.

Непостижим путь в преисподнюю. И все же время от времени кто-то встает на этот путь, ведущий к неминуемой смерти. Господи, прости их, ибо они не ведают, что творят!

Крест голгофы был вновь воздвигнут в пустынной песчаной местности под Гольцхаймом. Еще один великий человек, что случалось довольно часто в истории, опустился на колени перед ничтожными мелкими людишками, которые ненавидели его, не могли не ненавидеть.

На рассвете 26 мая 1920 года прогремел залп, отозвавшийся эхом.

Альберт Лео Шлагетер был мертв.

Но так ли это? Сегодня вокруг него и его героизма жизнь бьет ключом.

Он сражался в батальонах героев после войны. Рядом с ним, вместе с ним, перед ним и сзади него его товарищи сражались за то же самое — за Германию...

Таков был Альберт Лео Шлагетер, не знавший в жизни покоя, служивший верой и правдой Германии.

Так кем же был Альберт Лео Шлагетер?

Тот, кто читает эти простые строки и задумывается над ними, знает. И все же, был ли он создателем иллюзий? Или большим оратором? Или певцом свободы? Герольдом, поэтом?

Имеющийся в нашем распоряжении небольшой сборничек его писем говорит: нет.

Он был не кем иным, как истинным сыном своего народа и своей родины, и, даже погибнув, остался среди живых!

Поскольку он был человеком действий, а не слов, и верил в Германию до конца, выступая открыто, не сгибаясь, он был и остается ее совестью!

Он боролся, сколько жил, не помышляя о заслугах.

Борьба между Богом и дьяволом шла, идет и будет идти, как и борьба между светом и тьмой. И завершится она только с окончательным спасением мира.

А до тех пор мы, называющие себя немцами и чувствующие себя по крови немцами, должны стойко держаться в этой борьбе, даже если это и будет стоить нам жизни. И поступать нам следует, как поступал Альберт Лео Шлагетер, — во имя Германии.

Если все же нам откажут мужество и сила, если будет угрожать падение в бездну созерцания, тогда завещание, содержащееся в письмах Шлагетера, должно снова открыть дорогу к героизму. Совесть истинного немца, заключенная в этих страницах, должна воздействовать на нас воодушевляюще.

(Послесловие к сборнику писем Альберта Лео Шлагетера «Германия должна жить» / Под ред. Фридриха Бубендена. Берлин, 1934.)

Ханс Йост

Разница между поколениями

А в г у с т. Ты не можешь поверить, отец, но этовыход из положения. Молодые люди теперь мало уделяют внимания устаревшим лозунгам... Они вымирают... Да и классовая борьба умирает вместе с ними.

Ш н а й д е р. Так-так... и как же вы теперь живете?

А в г у с т. Народным сообществом!

Ш н а й д е р. Но это ведь лозунг?..

А в г у с т. Нет, это — опыт!

Ш н а й д е р. Боже мой!.. Наша классовая борьба, наши стачки — вот это был опыт, не так ли? Может быть, социализм, интернационал были фантазией?..

А в г у с т. Они были необходимы, но были... были рассчитаны на будущее. Они были историческим экспериментом.

Ш н а й д е р. Так... И это будущее достанется вашему народному сообществу. Скажи-ка, как ты на самом деле представляешь себе все это? Бедняки, богачи, здоровые и больные люди, возвысившиеся и опустившиеся элементы — все они будут вместе с вами, а? К тому же социальная среда наркомании?..

А в г у с т. Видишь ли, отец... Возвысившиеся и опустившиеся, бедные и богатые были всегда. Важно, какое значение этому придается. Жизнь для нас не ограничивается рабочими часами и зарплатой. Мы озабочены существованием человека в целом. Никто из нас не считает, что делать деньги — самое важное дело на свете. Индивидуум — лишь капля в кровообращении своего народа.

Ш н а й д е р. Это все — юношеский романтизм! Освобождение народа подростками. Сначала вытрите нос! Но оставим, однако, разговор о мироздании... Давай лучше поговорим о чем-нибудь конкретном. Как вы и ваше «народное сообщество», к примеру, относитесь к пассивному сопротивлению?

А в г у с т. Мы намереваемся преобразовать его в путч, в национальное восстание.

Ш н а й д е р. Преобразовать в путч?..

А в г у с т. Ты как старый революционер, скажу я тебе, придаешь слову «путч» своеобразное значение. Правительство либо пойдет с нами, либо прекратит свое существование!

Ш н а й д е р. Не забывай, что ты разговариваешь с главой региональной администрации, и он говорит тебе, что правительство всыплет путчистам по первое число!

А в г у с т. Но ведь я совершенно спокойно разговариваю со своим старым отцом.

Ш н а й д е р. Твой старый отец — официальное лицо в государстве и считает пассивное сопротивление правильным и вполне подходящим в сложившейся обстановке.

А в г у с т. А твой сын — революционер!

Ш н а й д е р. Мой сын — неотесанный болван, нарывающийся на затрещину.

А в г у с т (отходит назад с громким смехом). Будучи региональным главою, ты решаешь вопросы, как в старину это делали заводские мастера. Так можно только учить ребятишек хорошим манерам, но...

Ш н а й д е р. Но... но... Мы, старики, еще не выжили из ума, как порою думаете вы, молодые. Для тебя Шлагетер и его сподвижники — национальные герои... для нас же это — только случайное происшествие.

Шлагетер не жилец на этом свете, если не будет подчиняться приказам. Правительства Европы пришли к соглашению, что авантюристы и фанатики, смутьяны и бандиты, оставшиеся после войны, должны быть истреблены огнем и мечом!

Нам нужен мир! Вот что я говорю тебе, сопляк. Я ведь тоже четыре года был под огнем, защищая Германию, что продолжаю делать и ныне, и так будет продолжаться, пока я дышу.

А в г у с т. Нет! Я говорю «нет», хотя и не имею представления о войне, о необходимых для нее вооружении и снаряжении, обо всех этих заграждениях, огнеметах и танках.

Мы, молодежь, на стороне Шлагетера, и не потому, что он — последний солдат прошедшей войны, нет, он — первый солдат Третьего рейха!

Занавес

(Йост Ханс. Шлагетер. Мюнхен, 1934.)

Эдуард Шёнлебен

«Современный герой — Фриц Тодт»

В самом начале работы, по случаю окончания строительства отрезка автострады, проходившей мимо города Опладен, 27 сентября 1933 года, он сказал:

«Новая дорога Адольфа Гитлера — автострада — выражает сущность национал-социализма. Цель наша далеко впереди, и мы намерены достичь ее кратчайшим путем. Мы строим мосты над пересечениями дорог, но обходим ненужные участки. Эти дороги мы строим для себя, и они ведут только вперед, обеспечивая ту скорость передвижения, которая нам может понадобиться.

Мы не только строим дороги в Третьем рейхе, но и воспитываем наш народ, участвуя в созидании национал-социалистской империи».

Вторым секретом Тодта в свершении великих дел были самые жесткие требования, которые он предъявлял самому себе, что позволило предъявлять их и другим. Он говорил:

«Тот, кто пользуется привилегией жить во время Адольфа Гитлера, должен уметь поступаться личным комфортом для выполнения любой задачи, поставленной перед ним фюрером».

Хочу вместе с тем привести несколько характерных для него замечаний из области искусства:

«Строительный мастер, возводящий постройки в каменном океане большого города, должен соотносить свои творения с формами и взглядами людей прошлого. Он должен выражать величие нашего времени в соответствии с достижениями прошлого. Однако отношение этого мастера, призванного созидать на открытом пространстве, должно быть иным. Тут он обязан исходить из окружающей его природы. При этом попытки сделать что-то более монументальное и более великое, чем сама природа, будут выглядеть надменными и самонадеянными.

(Шёнлебен Эдуард. Фриц Тодт — человек, инженер и националсоциалист. Ольденбург, 1943.)

Вильгельм Иде
Прусский герой — Фридрих Великий

Те, кто понимает стремление мудрых древних греков изобразить самих себя в классическом образе Прометея, могут спорить о том, является ли Фридрих подобием Прометея в истории Прусского государства. Естественно, своими физическими данными Фридрих не шел ни в какое сравнение с мускулистым полубогом, прикованным к скале. Но ведь не всегда физически сильные люди становились героями своих народов. Когда раздавались экзальтирующие звуки «Хоэнфридбергерского марша» и в утреннем небе гордо развевались флаги, а жители Берлина обнажали свои головы в молчаливом почтении, когда вся Европа отдавала дань уважения, когда средиземноморские корсары освобождали прусские корабли, когда в далеком Китае раздавался почтительный шепот при виде прусских государственных символов, когда даже искушенные в житейских делах люди выражали свое восхищение, знаки такого внимания относились не к королю Пруссии, а в большей степени к человеку по имени Фридрих, который своей железной волей победил слабость собственного тела и за сорок шесть лет своего правления сделал даже гораздо больше, чем требовалось.