Смекни!
smekni.com

Intellectual, cultural and social life (стр. 60 из 86)

В Новом Завете, в Послании к евреям Авель, Енох и другие личности из священной истории Ветхого Завета преподносятся как образцы веры, которой должны следовать христиане. Святой Франциск Ассизский однажды поднял с земли клочок бумаги, сказав при этом: «Пусть эта бумага не окажется под ногами людей, поскольку на ней может быть написано Слово Божье». Так не дадим и мы, чтобы Священное Писание Ветхого Завета оказалось затоптанным, поскольку в нем упоминается Бог. А кардинал Маннинг как-то сказал одному еврею: «Я не понял бы сути своей религии, если бы не испытывал благоговения к вашей».

Так почтим же Священное Писание Ветхого Завета! И не разрешим упразднить преподавание священной истории в наших школах! Эти библейские истории имеют большое воспитательное значение, когда они тщательно отбираются и рассказываются образным языком, да еще если учитель знает, как их оживить.

Бок о бок с Библией существует и другой источник откровения — церковная традиция, Рядом с книгой стоит живой учитель, представляющий авторитет церкви. Рядом с хорошим пастбищем есть и хороший пастух, а при хорошем строительном материале — хороший архитектор. Поэтому антимоисеевское движение не затрагивает нас, католиков, столь глубоко, как отколовшуюся от нас братию — сектантов, считающих Библию духовной основой своей веры. Мы с готовностью протягиваем им руку, чтобы совместно защищать Священное Писание Ветхого Завета в целях сохранения его для немецкой нации и поддержания жизни этой ценнейшей доктрины христианства в наших школах...

С церковной точки зрения она не содержит в себе никаких противоречий расовым исследованиям и расовой культуре. Нет в ней и каких-либо противоречий стремлениям сохранить национальные особенности народа, поддержать его чистоту и подлинность, а также благоприятствовать возрождению национального духа на основе кровных связей, объединяющих людей. С церковной точки зрения необходимо, однако, соблюдать следующие три условия. Первое: любовь к собственной расе не должна рождать ненависть к другим нациям. Второе: ни один индивидуум не должен считать себя свободным от необходимости совершенствовать собственную душу с помощью имеющегося у церкви опыта милосердия. Молодой человек, то и дело слышащий толки о счастье принадлежать к своей расе, может очень легко прийти к мнению, что он более не связан с Богом и его церковью и не обязан соблюдать смирение и воздержанность. Третье: расовая культура не должна быть настроена враждебно по отношению к христианству. Что можно сказать о чудовищных измышлениях, будто бы христианство извращает немецкую расу, что христианство — поскольку оно связано с идеями Ветхого Завета — не сочетается с духом нации и поэтому препятствует возрождению национального самосознания?

Какова связь христианства с немецкой расой? Они не противостоят друг другу, но это понятия различного порядка. Раса — явление естественного порядка, христианство же, будучи религией, надматериально. Раса означает общность с нацией, христианство — единение с Богом. Раса — явление исключительно национальное, христианство же несет общемировую миссию спасения всех народов. Идеи откровения и искупления, сверхъестественного и милостивого не должны сглаживаться. Четвертое Евангелие четко различает родившихся от крови и родившихся от Бога (Иоанн, I: 13). На примере Христа отчетливо видно, что связано с плотью и кровью, а что — с Отцом Небесным (Матфей, XVI: 17). Мы — христиане, и не потому, что рождены родителями-христианами, а потому, что, однажды родившись, после крещения заново появились на свет, как «новая тварь» (Кор., Ч: 17).

Ни одна другая нация не придавала большего значения расе и кровным связям, чем израильтяне времен Ветхого Завета. Однако с течением времени догма расы превратилась в догму веры. Вокруг колыбели Христа в Вифлееме находились евреи и язычники, пастухи из земли иудейской и мудрецы из стран Востока. Говоря словами апостола, «нет различия между Иудеем и Эллином, потому что один Господь у всех» (Рим., Х: 12).

Так какова же связь между христианством и немецкой расой? Христианину, исходя из сложившихся условий жизни, никогда не было запрещено выступать за свою расу и ее права. Поэтому вполне возможно, не делая различий в преданности, быть истинным немцем и в то же время истинным христианином. Поэтому нет никакой необходимости отворачиваться от христианства и учреждать нордическую или немецкую религию для того, чтобы заявить о своей национальности. Вместе с тем не следует забывать, что речь о спасении только на основании принадлежности к немецкой крови идти не может. Нас спасет драгоценная кровь распятого Христа. И нет другого имени и другой крови под небесами, которые могут нас спасти.

(Кардинал Фаульхабер. Иудаизм, христианство и Германия: (Рождественская проповедь, произнесенная им в Мюнхене в 1933 году в церкви Святого Михаэля.)

Медицинские сестры и философия

По сообщению пресс-службы национал-социалистской партии, национал-социалистские медицинские сестры региона Кельн — Аахен впервые принесли клятву в верности фюреру и рейхсканцлеру. Региональный руководитель Грохе, организовавший прием этой присяги в присутствии председателя женского союза Шольц-Клинк и управляющего администрацией региона Хильгенфельдта, разъяснил, почему возникла необходимость в образовании национал-социалистского союза медицинских сестер.

Дело в том, что численность допущенных до исполнения своих обязанностей медицинских сестер упала настолько, что квалифицированное обслуживание больных уже нельзя было гарантировать. Более того, в будущем могут возникнуть задачи, которые смогут выполнить люди, полностью разделяющие философские взгляды национал-социализма. К тому же епископы запретили хирургическим сестрам принимать участие в определенных операциях. Вот в связи с этим в интересах пациентов возникла необходимость образования такого союза.

(Франкфуртер цайтунг. 1936. 6 октября.)

Раздел восьмой

КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС: ОБРАЗОВАНИЕ

И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Нацизм, подобно любому другому революционному движению, ставил перед собой задачу привлечения на свою сторону молодого поколения и использования его в своих целях. Движение обрабатывало молодежь даже ценой потери старого поколения, жившего еще представлениями о либерализме и социализме. Постановка образования и воспитания в Третьем рейхе может наиболее отчетливо показать нам принципиальные направления этого культурного воздействия. Нацисты произвели изменение школьной системы, хотя это вначале и давалось им с трудом, поскольку государственная система носила федеральный характер. Пока еще не была упразднена самостоятельность отдельных земель, своеобразной лабораторией запланированных изменений стала Пруссия. Высшие учебные заведения, специализировавшиеся в области естественных наук, а также работавшие по неклассической учебной программе, были приравнены к старинным и престижным гуманитарным гимназиям. Нацисты намеревались унифицировать школьную систему так же, как и все «приводные ремни» в любой другой жизненной сфере.

В результате изменения учебных программ все школы были приближены друг к другу. Введение расовой биологии и усиленное внимание к немецкой истории оставило меньше времени на изучение других дисциплин — древних языков и даже наук. При изучении наук большое внимание уделялось идеологии. До пяти часов в день отводилось на физическую подготовку, учитывая ее значение в формировании характера учащихся, укрепления дисциплины и требований будущей воинской службы. Вместе с тем была предпринята попытка дать девушкам совершенно иное образование, исходя из нацистского идеала женщины. Из их подготовки исключались предметы, необходимые для поступления в университет, поскольку женщине предназначалось быть дома.

Трудно сказать, насколько успешным на практике были эти перемены в образовании. Оказалось, что постановка дела в разных школах была различной и зависела в значительной степени от преподавателей и школьного руководства. Так, например, до 1 марта 1938 года школьные учебники и пособия не были еще едиными, а в отдельных школах даже определялись самостоятельно. Только после этого дня была задействована централизованная цензура, которую осуществляла нацистская партия совместно с министерством образования. Новые учебники были пронизаны духом национал-социализма, преподаватели распределены по армейским полкам. Небезынтересно, что часть молодежи восприняла все эти изменения с энтузиазмом.

Свидетельства такого энтузиазма шли со всех сторон. Некоторые примеры, подобранные нами, представляют собой интерес, так как написаны оппонентами режима. Инга Шолль рассказывает о себе, своем брате и сестре, которые образовали группу сопротивления из числа сокурсников-студентов Мюнхенского университета, которую назвали «Белая роза». София и Ханс Шолль дорого заплатили за свои убеждения — оба были казнены в 1943 году. А вначале они тоже с энтузиазмом поддерживали нацистское движение. Причины этого, по свидетельству Инги, были типичными для многих молодых людей. В то же время они дают представление о методах нацистского контроля за положением дел и поддержки необходимого энтузиазма.

В мемуарах Пауля Эстрайха, отрывок из которых мы также приводим, дается обзор его многолетней прогрессивной деятельности, пока нацисты не положили этому конец. В 1919 году он основал «Союз решительных реформаторов школы», целью которого было преодоление классовых противоречий. Будучи социалистом, он верил, что ученики смогут научиться ценить важность и необходимость «продукции», приобретая некоторый опыт в работе. Позже он возлагает вину за пронацистские настроения студентов высшей школы на их родителей, рисуя убедительную картину социального давления нацистов на молодежь, которое помогало им избавляться от влияния старого поколения. Большую роль при этом играла и все укреплявшаяся нацистская дисциплина.