Смекни!
smekni.com

Intellectual, cultural and social life (стр. 83 из 86)

Около трех городских зданий были выставлены парные часовые. Поскольку оливково-зеленые шинели еще не были введены в обмундирование штурмовиков, они были в гражданских пальто, на левом рукаве которых виднелись красные повязки со свастикой. На голове были фуражки СА, свидетельствовавшие о их принадлежности к революционному войску. Из-за холода воротники пальто были подняты вверх. Двое часовых около здания неподалеку от городской ратуши прислонили свои винтовки к стене дома и флиртовали с подошедшими к ним женщинами, закурив сигареты, чтобы хоть немного согреться.

Часов в десять вечера мимо них прошел мужчина, член организации «Стальной шлем»*. Он подошел к ним и прорычал:

— Деревенщина! Вы что, не знаете, что ни курить, ни тем более флиртовать с бабами часовым не разрешается?!

* «Стальной шлем» — крупнейшая ветеранская организация в Германии, на первых порах выступавшая в качестве соперников национал-социалистов в борьбе за власть. (Примеч. авт.)

Услышав властный голос, герои дня бросили недокуренные сигареты и схватили прислоненные винтовки.

Мужчина и женщины тут же исчезли, а часовые строевым шагом отправились к ратуше.

Флаг же, поднятый на флагштоке, был сорван порывами ветра и упал на землю.

Таковы были события первого дня революции...

Раньше в нашем городе был городской совет. Теперь этот институт стал называться «муниципалитет». Не только одежда делает человека, но и слова. Но прежде, чем дела зашли достаточно далеко, произошли два события. Прежде всего, муниципалитет был сформирован в соответствии с результатами мартовских выборов. И он получился недостаточно чистым с расовой точки зрения и не полностью коричневым. В его составе оказались двое черно-бело-красных, двое красных, четверо черных и одиннадцать коричневых*.

* Черно-бело-красные являлись представителями германской национальной партии, которая воспользовалась цветами кайзеровской империи. Черные были членами баварской католической народной партии, красные — социал-демократы и коммунисты. Коричневые, или, как их еше называли, коричневорубашечники, — нацисты. (Примеч. авт.)

На первом же заседании произошла стычка между черно-бело-красными и черными, сопровождаемая наскоками коричневых. Остальные заявили о своей лояльности. Чтобы избавиться от прежнего главы города, его утвердили почетным мэром. Но это — отдельная история, и не без определенной пикантности.

На втором заседании сказался опыт больших городов: красные были выброшены из состава муниципалитета. И вот как это произошло. Двое красных, один из которых уже отсидел несколько недель в концентрационном лагере, не ответили на приветствие «Хайль Гитлер» принятым жестом. Но если бы они и поступили как остальные, их все равно выставили бы за дверьза лицемерие. Новый мэр обрушил на их голову поток ругательств и потребовал покинуть заседание раз и навсегда для собственного же благополучия. Они забрали свои шляпы и ушли. Советник Элерт, представитель германской национальной партии, имел мужество спросить, на каком основании мэр так поступил. Ему с большим пафосом было разъяснено, что национал-социалистская процедура, будучи революционным актом, не требует объяснений. Кроме того, так сейчас делается повсеместно, а законы, подтверждающие правомерность этого, будут изданы позже. Он должен понимать, что происходит революция, о чем, видимо, некоторые люди забыли.

На третьем заседании исчезли и черные. В соответствии с распоряжением баварского министра внутренних дел Вагнера они все были арестованы по всей Баварии и выпущены на свободу только после того, как подписали заявление о согласии порвать с баварской народной партией и поступиться всеми выборными должностями в городах, муниципалитетах и земельном правительстве. Для разгрома каждой группировки были применены специфические средства. Эффективность их была одинаковой — ликвидация.

Затем германские националисты стали кооперироваться с нацистами и потеряли всякое значение. В нацистских группах их стали принимать как гостей, и многие из них даже облачились в коричневую форму, забыв о своем прежнем триколоре. В нашем городке из них остался всего один человек. А 24 апреля 1933 года городской муниципалитет стал вообще чистым в понимании и духе национал-социализма...

Но вот в нашем небольшом городке настало время и для культурных мероприятий. В годы борьбы нацистское движение не располагало временем, чтобы тратить его на такую роскошь, как культура. Теперь же был назначен человек, отвечавший за вопросы культуры. Он был никому не известен, и звали его Рюкке. У нас ранее было около 120 различных клубов и ассоциаций, добрая треть которых, так или иначе, была связана с культурой, и не только для тела, но и для души. Это были музыкальные и хоровые общества, театральные группы, квартеты, фольклорные и литературные кружки.

Некоторые из них были довольно активны. Поскольку столица земли была неподалеку, не проходило и недели, чтобы не состоялся концерт или лекция и не выступила бы какая-либо известная личность. А на берегу озера свила гнездо большая артистическая колония. Так что каждый горожанин, тянувшийся к культуре, мог без труда найти что-то для души. Не заставляли себя долго ждать и различные опекуны и попечители. Таким образом, в городке ежемесячно проходило до 50 самых различных культурных мероприятий. Предпринимались меры и для объединения всех этих усилий в одних руках (в моду тогда вошло словечко «централизация»).

Теперь же, чтобы прибрать все это к своим рукам, коричневые создали в городке национал-социалистское культурное общество.

И это общество сразу же поставило себя в глупое положение.

Новый культурный руководитель собрал людей на митинг и произнес длинную речь, в конце которой каждый удивлялся: а что же, собственно, он хотел сказать и чего хочет?

Как ни странно, он разрешил свободную дискуссию. Ему был задан вопрос, о чем он говорил и какие новые планы он хотел бы предложить. Тот подумал, что это как раз то, что он хотел услышать от народа, и заявил, что намерен не только опубликовать свой план, но и высказать соображения по проведению новых мероприятий. Слыша его слова, собравшиеся даже развеселились, особенно когда в первые ряды стал быстро пробираться местный врач. Результатом митинга явилось то, что к его концу по рядам был пущен лист бумаги для записи всех желающих в члены нового общества с ежемесячным взносом в размере 50 пфеннигов.

Поскольку новый культурный руководитель считал, что немецкая культура за последние годы пришла в запустение, он организовал первое же свое культурное мероприятие — беседу на тему: «Пять лет в Румынии». Его дочь пела и читала румынские поэмы, которые, естественно, никто не понимал, но шумно аплодировал. Затем она продемонстрировала румынский национальный танец с какой-то девицей (я даже не знаю, была ли она действительно румынкой). В заключение он устроил двухчасовую лекцию, во время которой демонстрировал с помощью проекционного фонаря почтовые открытки, полученные им за время пребывания в Румынии.

Когда в аудитории был снова зажжен свет, многие очнулись, протирая кулаками заспанные глаза. На втором своем культурном мероприятии господин Рюкке представил какого-то человека, бывавшего на Дальнем Востоке и Яве, который рассказывал такие фантастические истории, что им позавидовал бы сам

Карл Май*.

* Май Карл (1842 — 1912) — немецкий писатель, специализировавшийся на приключенческих историях. Наибольшей известностью пользовались его рассказы об американских индейцах. Большинство немцев в детские годы увлекались его повестями «Дикий Запад». (Примеч. авт.)

После такого дебюта этот культурный руководитель бесславно исчез, а его место занял некий Цвайхойзер. Первым же его проектом стала ликвидация национал-социалистского культурного общества, функции которого взяла на себя боевая группа немецкой культуры. Сразу же последовали кое-какие нововведения. Так, члены этого объединения должны были ежемесячно платить вместо 50 пфеннигов одну марку. Истинным же достижением было то, что им более не надоедали никакими мероприятиями, ограничиваясь сборами членских взносов. Правда, была создана группа театральных представлений, которая должна была нести в массы национал-социалистскую идею. Члены этой организации могли ежемесячно абонировать себе место в театре — естественно, за определенную плату.

(Кнаб Отто Михаэль. Маленький город под сенью свастики (Гротесковые воспоминания из Баварии). Люцерн, 1934.)

Перемены в жизни Херне

Жизнь горожан изменилась. Даже старые, всем известные улицы получили новые названия. Ратушная площадь — Ратхаузплац была переименована в площадь Адольфа Гитлера, Бебельштрассе — в Герман-Геринг-штрассе, Нойштрассе — в Франц-Зельдте-штрассе*, Отто-Хие-штрассе — в Шлагетерштрассе, Ратенауплац — в Йозеф-Вагнер-плац (когда гауляйтер Вагнер впал в немилость, площадь была переименована в Ханс-Шемм-плац).

* Зельдте Франц был нацистским министром труда. До того являлся лидером ветеранской организации «Стальной шлем». (Примеч. авт.)

Позднее Беренштрассе получила наименование улица СА, Розенштрассе — Вилли-Войде-штрассе, Шамрок-штрассе — Густлофштрассе*.

* Густлоф Вильгельм был лидером нацистов в Швейцарии. В 1936 г. в результате террористического акта убит. (Примеч. авт.)

Горожанам пришлось привыкать к новым названиям, как они привыкали и ко всему остальному. Это было тяжелое время для индивидуума, так как партия и государство окутали паутиной весь народ. Каждому, кто искал работу, намеревался получить паспорт или хотел стать членом какого-нибудь клуба, нужно было предъявить свою генеалогическую карту. Бюро по выдаче разрешений на вступление в брак и приходские священники были перегружены работой. Если двое молодых людей намеревались пожениться, они должны были представить справку из соответствующего органа здравоохранения, в которой свидетельствовалось бы, что они являются подходящими кандидатами на брак. Если в семье были какие-нибудь больные, это вызывало неимоверные трудности и требовало целого расследования в соответствии с законом от 14 июля 1933 года, который не разрешал появления нового поколения с наследственными заболеваниями. Был создан целый ряд новых судов, таких, как суд по вопросам наследственного здоровья (для района Херне-Бохум) и суд по определению порядка наследования земельных угодий в Херне, в котором сразу же были приняты на рассмотрение дела двадцати одного фермера, проживавших в пригороде Херне. Трудовая книжка была необходимым документом для многих профессий. Появились новые учреждения, такие, как призывной пункт и районное армейское командование (в связи с созданием вермахта), которые расположились в здании бывшей масонской ложи по Герман-Ленс-штрассе, и отделение имперской службы труда. 1 октября 1935 года в службу труда вызвали первые группы молодежи для отбывания трудовой повинности. А 1 ноября 1935 года на призывной пункт для прохождения службы в армии прибыли первые призывники. Это были лица 1913 — 1916 годов рождения.