Смекни!
smekni.com

Intellectual, cultural and social life (стр. 34 из 86)

Вместе с тем он был хорошим оратором и на одном из митингов, проведенных Розенбергом, выступил в защиту новой позиции издательств в Третьем рейхе. Его выступление получило одобрение Боулера. Шпеман, в частности, привел причины, по которым издательства должны принять участие в национал-социалистском культурном движении. Одной из них была якобы реальность идеалов. По статистике же в 1937 году от 50 до 75 процентов проданных книг было из числа рекомендованных палатой культуры. Большую их часть составили крестьянские и исторические новеллы. После 1939 года на первое место вышли книги, прославлявшие начальные годы борьбы нацистской партии, и военная литература.

Культурный контроль препятствовал появлению оппозиционных и содержавших критику нацизма произведений. А недопустимость критики литературы и искусства Геббельс подчеркнул в упомянутом выступлении и неуклонно придерживался этой линии. 27 ноября 1936 года он даже запретил «критику искусства прошлых времен». Вместо любой критики должны были публиковаться «репортерские статьи об искусстве». Судьей должен был стать народ. Расчет делался на низменные вкусы обывателей. Геббельс выдал себя с головой, подчеркнув неизменность вкусов массы как некоего стабильного элемента в эволюции искусства.

Для Гитлера наиболее важной и эффективной частью культуры было визуальное искусство.

Курт Карл Эберляйн, критик истории искусства и литературы, выразил официальную линию. В своих многословных рассуждениях он поддержал точку зрения Геббельса, выдвинутую в его выступлении и распоряжении о запрете критики искусства. Деревенские жители (крестьянство представляло исконный образ народа) не «судили» искусство, а принимали его и жили с ним, если оно было типично немецким. Самым главным для них были ясность и простота наряду с идеализацией семьи и других традиционных тем.

Жизненно важными были связи с историей и традициями расы.

Немецкий писатель Генрих Циллих, живший в Румынии, писал о немецких крестьянах, поселившихся в румынских Карпатах еще в XII веке. Его собственные предки в течение нескольких сот лет жили там в горах. Поэтому ничего нет удивительного в том, что он выступал в защиту местных политических и территориальных ограничений. Он считал, что народ и его миссия должны находиться в центре поэтических произведений, увязываясь с исторической действительностью. В этом плане он поддерживал точку зрения Дарре, что история определяется не династиями, а эволюцией и амбициями людей. В связи с этим поэт стал историком на службе расизма.

И хотя Циллих выступал как немец, живущий за пределами отечества, идеи его совпадали с «официальными». Их он выразил на совещании крупнейших немецких поэтов в Веймаре в 1938 году.

Нацисты всячески поддерживали подобные сборища, с присущим им благоговением по отношению к германской культуре и ее историческим корням. В подобном же духе выступил Бурте на другом таком совещании в 1940 году. В его интерпретации нацистская культура и культура периода Гёте и Шиллера протягивали друг другу руки через века.

К каким результатам приводило такое определение культуры? Чтобы ответить на этот вопрос, прибегнем к рассмотрению некоторых примеров. Йозефа Беренс-Тотеноль, например, писала в старых традициях романтического романа о крестьянах. Во времена Третьего рейха она считалась одним из наиболее читаемых писателей. Это была разновидность увлекательной литературы, восхвалявшей крестьянские добродетели, силу и верность своим корням.

Следует назвать и такого автора, как Хедвига Курт Малер, написавшая более 200 сентиментальных любовных произведений (до 1950 года было продано около 27 миллионов экземпляров) без идеологической окраски.

Что же касается Беренс-Тотеноль, то в ее трудах идеология просматривается довольно четко, хотя и в несколько завуалированной форме. Она не была членом нацистской партии и не принимала участия в проведении контрольных мер, но, тем не менее, получила литературную премию Вестфалии в 1936 году.

Первой ее книгой была «Фемхоф» (или «Опальное хозяйство»), 1935 года, сразу же принесшая ей известность. (До 1944 года было продано 226 тысяч экземпляров.) Книгу можно рассматривать как типичный крестьянский роман, идеализирующий сельскую жизнь и представляющий ее в мифологическом плане, далеком от реальной действительности.

Произведение Тюделя Веллера «Рабаукен» («Дебоширы») отличается плохим вкусом и восхваляет грубость и жестокость в отношении евреев, но и оно выдержало семь изданий. Однако даже сами нацисты были не удовлетворены такими «трудами» и в 1941 году опубликовали обращение, призывавшее к написанию хороших произведений на тему расы и крови.

Во времена Веймарской республики театр играл значительную роль в культурной жизни страны, поэтому нацисты постарались использовать его как трибуну распространения собственных идей. Эккарт фон Насо, молодой театральный издатель, писал впоследствии, что спектакль, в котором шла речь о приходе нацистов к власти, недолго продержался в Прусском государственном театре в Берлине, да и то благодаря поддержке Геринга, а в провинции так и не появился.

В этом плане показательна театральная жизнь в Херне Рурской области. Там были поставлены драмы Йоста и произведения немецких классиков Шиллера и Гёте. Однако большую часть репертуара составляли оперетты Франца Легара и Иоганна Штрауса при музыкальном сопровождении оркестров с второстепенными дирижерами, фамилии которых давно забыты. Там же была предпринята попытка создания народного театра. В то время туда как раз прибыла на гастроли труппа Тегернзейского крестьянского театра, основанного в 1892 году Конрадом Дреэром. Театр, в частности, поставил иезуитскую драму о событиях XVI и XVII веков. К моменту ее появления в Херне основу труппы составляли профессиональные актеры, ставившие современные пьесы о крестьянской жизни и даже на крестьянском диалекте (одна из них была написана Дреэром, а другая — Августом Хинрихсом). Иностранцев на спектаклях обычно было мало.

В репертуаре труппы были вместе с тем комедии Кальдерона, опера Россини и «Как вам угодно» Шекспира. Была представлена в порядке исключения военная драма английского автора Шерифа «Конец путешествия», показывавшая жестокую окопную жизнь солдат.

В театрах Третьего рейха обычно шли постановки легкого увеселительного плана (Геббельс заявил, что «народу нужно веселье») да велась патриотическая пропаганда. Публика должна была развлекаться или же проникаться высоким пафосом. К патриотическим спектаклям следует отнести в первую очередь «Шарнхорст» Герхарда Менцеля, поставленный в Берлине, и несколько пьес Кляйста и Граббе — в репертуаре Бохумского театра.

Геббельс придавал большое значение силе воздействия радио на слушателей, и нацисты широко использовали это мощное средство массовой пропаганды. Они разработали целую систему централизованного контроля за радио, тем более что еще в 1928 году национальная радиовещательная компания была подчинена почтовому управлению. После прихода нацистов к власти министерство пропаганды взяло в свои руки бразды правления национальной радиовещательной компанией, контролируя ее деятельность через управление радио палаты культуры. Сама компания потеряла свое былое значение и превратилась в исполнительный орган ежедневного вещания. Промышленность получила задание на производство дешевых радиоприемников, чтобы их могла приобрести почти каждая семья. Однако для приема иностранного вещания их мощности не хватало. К началу 1934 года число владельцев этих радиоприемников в Германии превысило один миллион, тогда как в 1936 году их стало уже 30 миллионов. В это число не входят люди, слушавшие радиопередачи по громкоговорителям на улицах, а также в ресторанах и на предприятиях.

Радио было мощным орудием в руках Геббельса. О характере использования радиопередач свидетельствует программа на зиму 1936 года. Естественно, любая критика в адрес нацистского движения и национал-социалистской идеологии не допускалась, были запрещены даже «юмористические скетчи».

Управление кино контролировало выпуск кинопродукции, а кредитный банк, также находившийся в руках Геббельса, обеспечивал финансирование этой деятельности. Остававшуюся независимой крупнейшую кинокомпанию УФА министерство пропаганды выкупило в 1937 году, хотя управление кино взяло ее под контроль задолго до этого. Названия кинофильмов, представленных на международный кинофестиваль в Венеции, проходивший каждые два года, — своего рода нацистская «визитная карточка». Немецкие артисты должны были дать представление миру о германском идеале женщины в противовес накрашенным и надушенным «дегенераткам» Голливуда. Одной из них была выдающаяся актриса Паула Вессели, пришедшая в кино из знаменитого венского Бургтеатра. Но гораздо важнее ее конформизм по отношению к изображаемым в кино идеалам.

Люди готовы превозносить подлинные ценности, подчас подходя к этому интуитивно. Поэтому нацистская культура стремилась к популярности и часто добивалась ее. Во всяком случае, показатели проданных в стране литературных и иных произведений искусства, спонсированных нацистами, свидетельствуют об этом. Миллионы людей, принявших нацистский лозунг «Жизнь достойна того, чтобы жить», с энтузиазмом принимали и продукцию нацистской культуры. Более того, как мы уже отмечали, нацисты старались использовать массовые настроения, вкусы и предубеждения. Ни на какой риск они при этом не шли. Громадный аппарат контроля в области культуры всячески содействовал и реальным проявлениям искусства. Во всяком случае, альтернативы просто не существовало. Современные диктатуры стремятся распространять в широких слоях населения свою тотальную культуру, хотя она и не ведет к возвышению и облагораживанию вкусов, а наоборот — к закреплению предрассудков и пристрастий.