Смекни!
smekni.com

Intellectual, cultural and social life (стр. 80 из 86)

Мюллер по-прежнему сидел перед Флексом неподвижно и молча. Что можно увидеть, если выбрать какую-нибудь точку на стене и упорно ее рассматривать? Ему показалось, что комната наполнилась серой, как туман, пылью. Где-то кто-то резко бил по куску железа: газовая атака! Из окопов выскочили группы солдат и устремились вперед — на голове у них были противогазы. Артиллерия молчала. На поле боя, как духи, молча сражались люди, падая, как подкошенная трава под взмахом косы. На противоположной стороне разрасталось серое облако. Газ! Газ! Защиты от него нет. А трое из умирающих тысяч — разве не его, Мюллера, сыновья? — упавшие руками вперед в его сторону, выронив беспомощно свои винтовки и корчась от мук. Срывая в агонии со своих лиц маски, они кричат: «Отец!.. Отец! .. Предатель!.. Предатель!»

«Мюллер, что с тобой происходит? Подумай о куче денег! Другой на твоем месте не мешкал бы ни минуты. В мире все происходит по одному и тому же сценарию: выигрывает первый, которому нет никаких дел до других!» — пронеслось у него в мозгу.

Мюллер стал подниматься очень медленно, не отрывая глаз от человека, сидевшего за столом напротив. Выпрямившись во весь рост, он поднял правую руку и, как молотом, ударил кулаком прямо в лицо Флекса. У того брызнула кровь из носа, как вода из родника.

Флекс отшатнулся назад, потом взял себя в руки и подскочил к Мюллеру, опрокинув столик.

— Псих! Ты сошел с ума! Мюллер сделал движение, как бы намереваясь еще раз ударить Флекса. Тот отскочил назад. Вдруг в комнате появилась фрейлейн Ваккерхаген, секретарша директора завода, казалось ждавшая в соседней комнате. К ней присоединились официанты и несколько посетителей.

— Теперь я понимаю, — произнес Мюллер, быстро взглянув на секретаршу. — Вы уже давно следили за мной, прикидывая, не возьмусь ли я за это грязное дело. Но нет, друзья мои, обойдетесь без меня...

В комнате царило замешательство. Люди задавали друг другу вопросы, повскакав со своих мест за столиками. Секретарша занялась носом Флекса, пытаясь остановить кровь.

— Может быть, я и не стану настоящим национал-социалистом, — сказал Мюллер, дрожа от возбуждения.— Но я знаю одно: мы, рабочие, не хотим новой войны, не хочет ее и Гитлер: он еще не отошел от прошедшей. И он уже кое-что сделал в этом отношении — во всяком случае, намного больше, чем любое другое правительство до него. Это следует признать. И Саарская область не имеет ничего общего с войной. А быть предателем я не хочу. Мои трое сыновей...

Внезапно в комнате появился управляющий кафе в сопровождении полицейского. Флекс стал вращать глазами.

— Что здесь происходит? — спросил полицейский.

— Я врезал ему разок, — ответил Мюллер.

— Как вы могли? Вы что же, с ума сошли? Нанести удар такой силы...

— Все не так уж и плохо, — пробормотал Флекс, прижимая к носу окровавленный платок. Он произнес это настолько комично, что все присутствовавшие, включая полицейского, рассмеялись.

О причине разыгравшегося скандала полиции знать было ни к чему, поэтому Флекс заявил, что заплатит за все. Рассчитавшись, он хотел было покинуть кафе в сопровождении своей помощницы.

Однако полицейский удержал его за руку, произнеся:

— Все хорошо, тем не менее пройдем в полицейский участок, а потом и к «Алексу»*.

* «Алекс» на берлинском жаргоне означал полицейское управление, которое в то время располагалось на Александерплац. (Примеч. авт.)

(Дах Вальтер. Наш соотечественник Мюллер (Рассказы). Берлин, 1935.)

ЗАКОНОПРОЕКТ ПРИНЯТ

Налогообложение немцев в 1939 году

В дополнение к росту вооружений — увеличению производства пушек, самолетов, а также возросшей численности армии — отмечается и другой «рост», на который в цивилизованных странах порой не обращают должного внимания, — чудовищный рост налогообложения населения. В этой области Третий рейх достиг высоких результатов. Хотелось бы, чтобы в Швейцарии да и в других демократиях, где часто высказывается восхищение «порядком», установленным в странах с диктаторскими режимами, было уделено большее внимание проблеме налогообложения населения. В частности, следует сравнить процент налога, идущего на оборонительные нужды в Швейцарии, с величиной налога, который должны платить «расовые члены сообщества» Великой Германии для выполнения мечты фюрера о всемирной славе.

Передо мной лежит сборник прямых и опосредованных налогов, установленных в Германии. В брошюре на 120 страницах приведен ряд статистических таблиц. На последней странице указаны «возможные изменения»...

В рейхе в 1939 году установлен 21 налог, в том числе 12 поимущественных и 9 коммунальных, не считая местных сборов, с помощью которых муниципалитеты пытаются покрыть собственные расходы. Кроме того, есть и так называемые «добровольные пожертвования» типа «зимней помощи»*.

* Эта «добровольная» акция преследовала цель оказания помощи бедным путем сбора теплых вещей и угля для отопления жилищ. (Примеч. авт.)

Перечень поимущественных налогов:

1. Подоходный налог

2. Налог с заработной платы

3. Налог с основного капитала

4. Директорский налог

5. Гражданский налог

6. Налог на вооружение

7. Корпоративный налог

8. Лицензионный налог

9. Налог на недвижимость

10. Обложение на экономическое развитие

11. Эмиграционный налог (для желающих выехать из Германии)

12. Налог на наследство.

В брошюре приведен календарь с указанием сроков уплаты тех или иных налогов (по дням и месяцам). По сути дела, не было ни одного месяца, свободного от уплаты какого-нибудь налога. В феврале и августе было, например, по восьми таких дней — 5-го числа два налога, 10-го числа три налога, 15-го числа два налога и 20-го числа еще один налог. В брошюре указывалось: «Сроки уплаты налогов должны строго соблюдаться». Какие-либо отсрочки не предусмотрены.

Основным был, конечно, подоходный налог. С социальной точки зрения следует отметить, что для семейных в зависимости от числа детей предусматривались определенные льготы. Налог на одиноких граждан был настолько велик, что они не могли скопить немного денег на создание собственного жилища. Вдовцы и разведенные до определенного возраста рассматривались как «одиночки». Приводим размеры налогов на различные категории граждан: одиночки (1), супружеские пары без детей (2) и семейные с двумя детьми (3). Суммы налогов приводятся в рейхсмарках. Обменный курс в 1939 году составлял 2,49 марки за 1 американский доллар.

Годовой доход (1) (2) (3)
4000 6000 10 000 20 000 50 000 100 000 640 1024 1984 5376 21 568 50 000 342 640 1240 3360 13 480 33 480 185 376 910 2796 12 710 32 600

Для несемейных граждан, зарабатывавших 100 000 марок в год, налог составлял ровно половину. Для зарабатывающих от 50 000 до 100 000 марок налог в процентном исчислении оставался тем же, что и для 50 000 марок. Вдовцы, разведенные и женщины, имевшие еврейских детей, рассматривались как одиночки.

Суммы налога с заработной платы были также весьма высоки. В среднем этот налог составлял 15 процентов от заработка.

Гражданский налог возрастал прогрессивно с 2 до 50 марок при годовом доходе до 20 000 марок.

Налог на недвижимость составлял в основном 0,5 процента ее стоимости.

Налог на наследство имел пять градаций и возрастал с 2 до 15 процентов на небольшие суммы и от 7 до 34 процентов на суммы в 500 000 марок и выше.

Лицензионный налог брался с общей суммы капитализации, годового дохода и заработной платы индивидуального предпринимателя. Налог этот был особенно тягостным, что вызывало недовольство среди слоев населения, из которых в свое время набиралось наибольшее число гитлеровских последователей.

Во всяком случае, внимательное прочтение брошюры создает впечатление, что часто упоминаемый термин «лимит способности терпеть» имеет прямое отношение к налогообложению. Демократия не только защищает наши гражданские свободы, но и оберегает нас от рабства в течение нескольких месяцев в году, посвященных исключительно уплате налогов.

В Англии тоже относительно высокие налоги, но они касаются, главным образом, людей с высокими доходами. Однако, поскольку законодательные системы в Англии и Германии различны, сопоставлять их довольно трудно. Немецкая налоговая система вместе с тем требует наличия сложного исполнительного и контрольного аппарата, который также оплачивается из кармана налогоплательщика.

(Национал цайтунг. Базель, 1939. 23 февраля.)

Стоимость жизни в 1933 — 1937 годах

Берлин, 14 мая 1937 года. Впервые за значительный период институт рыночного анализа рассмотрел сложившиеся цены и стоимость жизни в нынешней Германии. Еще несколько недель тому назад утверждалось, что стоимость жизни за четыре года национал-социалистского правления поднялась всего на 3,4%. Данные же института свидетельствуют о росте в 7,2%. При проведении анализа были использованы сведения о расходах на жизнь средней рабочей семьи, но они лишь относительно верны по отношению ко всему населению, так как для категорий людей с небольшими доходами предусмотрены определенные льготы.

На продукты питания цены возросли на 11,5% с 1933 года. По сравнению с довоенным уровнем цены поднялись на 22,3%, а исходя из уровня 1929 года — на все 23,4%. На одежду цены прыгнули на 17,5% по сравнению с 1933 годом и на 24,5% по сравнению с 1914 годом. По сравнению же с 1929 годом рост цен составил 28%.

Прочие товары стали дороже на 41,9% по сравнению с 1914 годом и на 0,2% выше, чем 'четыре года назад. По сравнению же с 1929 годом снижение произошло на 17,6%.

Истинный рост цен по сравнению с 1933 годом гораздо выше официальных данных. Так, стоимость масла возросла на 35%, маргарина — на 44%, яиц — на 31%, картофеля — на 22%, мяса — в среднем на 18% (стоимость говядины увеличилась на 18%, свинины — на 11%, тогда как телятины и баранины — на 40 и 41% соответственно). Молочные продукты подорожали в среднем на 15%, горох — на 52%, а остальные бобовые — на 31%. Злаковые поднялись в цене на 5%, рис — на 7%, сахар — на 2%, овощи — на 2%. Хлеб и мучные изделия, однако, подешевели в среднем на 2%. Вместе с тем на 1% подешевели отопление и электроэнергия, уголь и газ. Цены же на верхнюю одежду, рубашки и обувь поднялись на 24, 17 и 8% соответственно. Предметы гигиены и ухода за телом подешевели на 2% и транспорт — на 3%. Мебель подорожала на 6%, газеты — на 2% и культурные мероприятия — на 1%.