Смекни!
smekni.com

Intellectual, cultural and social life (стр. 46 из 86)

Что же касалось центральной радиостанции «Дойчландзендер», то лицо ее должно быть совершенно другим. Она представляет правительство Германии, национал-социалистское движение и немецкую культуру. В связи с этим она не будет отражать потребности отдельных земель и регионов, а целиком всю страну.

После Гласмайера, выступление которого сопровождалось аплодисментами, слово взял начальник управления имперского радио палаты культуры Криглер. Он отметил, что до сих пор радиовещание никогда не испытывало такого к себе внимания со стороны публики. Очевидно, значительную роль в этом сыграло появление новых небольших радиоприемников образца 1938 года, этого своеобразного подарка обществу от дирекции радиовещания и промышленности.

Ныне около 54 процентов семей рейха подключены к радиосети. И только небольшая часть жителей не проявила к радиовещанию должного интереса. Большинство же населения из-за своего финансового положения пока не в состоянии приобрести за 65 рейхсмарок народный приемник да еще платить ежемесячно 2 рейхсмарки в качестве налога за пользование им. Поэтому наши усилия должны быть направлены на субсидирование этой группы общества.

(Национальная газета. Эссен, 1938. 10 августа.)

Немецкие кинофильмы, запланированные к представлению

на кинофестивале в Венеции в 1938 году

На это мероприятие, проходящее каждые два года, будет представлено довольно большое число строго отобранных кинофильмов. Среди них будут показаны:

«Олимпия» (кинофильм, снятый во время Олимпийских игр в Берлине в 1936 году и состоящий из двух частей — «Народный праздник» и «Праздник красоты»), «Родная сторона», «Примерный супруг», «Отпуск под честное слово», «Путешественники» и «Молодежь».

Вместе с тем к показу подготовлены и документальные ленты: «Пчелиное государство», «Крылатые гости на морских курортах Балтики», «Кожаных дел мастера Вюрцбурга», «Немецкие гоночные машины», «Рысаки», «Радиооператоры», «Артиллеристы», «Мелодии Шварцвальда», «Великолепие красок на дне моря», «Скоростные дороги», «Пилоты в небе», «Природа и техника», «Каракатицы», «Местность, поросшая вереском», «Молодежь на танцах».

(Миттаг. Дюссельдорф, 1938. 20 июля.)

Кинозрители не так уж и глупы

В берлинском кинотеатре «Глория-Палас» можно видеть удивительное явление: кинофильм, в котором актриса в главной роли далека от обычных кинокрасоток. Когда она без всякого голливудского шарма появляется на экране, публика в конце почти каждой сцены начинает аплодировать. Хотели бы посоветовать всем кинорежиссерам и постановщикам сходить туда на один из вечерних киносеансов. Тогда они убедятся, что мнение, будто бы публика жаждет видеть платиновых блондинок с подведенными глазами и сексуальным взглядом, как это изображается на зубной пасте, является ложным. Фильм, о котором мы упомянули, называется «Маскарад», а в заглавной роли в нем снималась Паула Вессели, одна из наиболее выдающихся молодых актрис. Это было ее первое появление на экране, но она исполняла роль простой молодой девушки, без наигранности и жизненно показывая с удивительной силой женскую суть. В просмотровом зале прокатилась волна возбуждения и волнения, так подействовала ее игра на зрителей. Почему? Ведь нечто подобное публика видела не впервые. Однако редкостью даже для немецких кинофильмов было то, что зритель смотрел на большую актрису, молодую и весьма симпатичную, не только для собственного удовольствия. Успех фильма доказал правоту Венского кинематографического объединения: зритель не так глуп, как это часто представляется. Время от времени у него проявляется здоровый инстинкт, и он смеется при виде самых серьезных сцен, когда драма закручена на пустой суете и банальных диалогах. Здесь же народ выходил после просмотра кинофильма внутренне потрясенный прекрасным перевоплощением актрисы.

Поэтому мы должны подходить к таким явлениям взвешенно и, вместо сенсационных эффектов, разрешать артистам показывать реальную жизнь и свои способности, чтобы двигаться вперед. К сожалению, такое происходит редко. Но как показывает данный фильм, это вполне возможно, весьма важно и заслуживает всяческого поощрения. Тогда мы даже в глазах самой требовательной публики опять займем лидирующую роль в мировой кинематографии, которая когда-то нам принадлежала.

(Альгемайне цайтунг. Дюссельдорф, 1934. 26 августа.)

Раздел шестой

НАУКА И НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ

Два лауреата Нобелевской премии были использованы для установления моста между наукой и нацистским мировоззрением. Филипп Ленард, получивший Нобелевскую премию в 1905 году за работы в области катодовых лучей, стал заведующим кафедрой теоретической физики в Гейдельбергском университете. Еще в 1924 году он объявил себя последователем Гитлера. Его труд «Немецкая физика» был в 1936 году высоко оценен официальной партийной библиографией, которая отнесла науку к области политической борьбы. Собственно, в этом и заключался смысл появления этого труда. Все имевшиеся знания Ленард разделил на естественные и духовные науки. По его схеме все одушевленные существа были отнесены к духовной области, которая определялась расовым происхождением каждого организма. Все же неодушевленное было им включено в область «таинства природы». Между теми и другими субстанциями, по его мнению, существовали определенные взаимосвязи.

Для национал-социалистской науки и ее взглядов на природу был характерен упор на «системность» и фундаментальное единство всего в природе. (Тема эта проходит по всему настоящему разделу.) В своей гипотезе Ленард пытался избежать материализма, подчиняя научные исследования «величайшей загадке» духовного начала. Материя сама по себе была механизмом, определявшим необходимость научных исследований. Мы уже рассматривали связь духовного измерения с расовой проблемой. Ленард тем самым заложил основу для поглощения науки нацистским мировоззрением.

Эти его идеи были подхвачены другим нобелевским лауреатом Йоханнесом Штарком, получившим премию за работы в области электромагнетизма. Он возглавлял кафедру в Кюрцбургском университете, но вынужден был уйти из-за полемики с Альбертом Эйнштейном по вопросу теории относительности. После 1922 года он посвятил свою деятельность культивации плодовых деревьев и лесов.

При нацистах Штарк стал президентом Немецкого исследовательского общества — государственной организации, занимавшейся поддержкой научных, исследований. Он просто стриг науку и народ под одну гребенку, отводя науке роль наблюдателя за естественными феноменами, связывая их опять же с нордической расой. Тем самым он ставил науку с ног на голову. Немецкая наука, по его определению, была объективной и фактологической, тогда как евреи не имели собственных определенных взглядов, поскольку научная обоснованность зависела, мол, от расовой духовности.

Ленард упоминал Ньютона как одного из настоящих исследователей, а национал-социалистские ученые считали себя наследниками мыслителей XVII столетия. А ведь те исходили из системности Вселенной и интересовались религией в той же степени, что и наукой, и их теории охватывали весь мир. В XIX веке наука претерпела изменения: «новая физика» стала отрицать системный характер ньютоновской Вселенной, а теория относительности прозвучала как похоронный звон.

В связи с этим становятся понятными нападки Бруно Тюринга на Эйнштейна. Это был молодой астроном и математик из Гейдельбергской научной ассоциации студентов, одного из филиалов Национал-социалистской студенческой организации. 4 сентября 1936 года Тюринг выступил в ассоциации с докладом, который был затем опубликован в официальном математическом журнале «Немецкая математика», откуда и взят приведенный ниже отрывок. Год спустя Тюринг стал преподавателем Мюнхенского университета и одновременно работал в университетской обсерватории. Как и другие ученые, он подчеркивал так называемый духовный фактор в науке и поддерживал национал-социалистские взгляды на ее историю. Его оппозиция основному направлению современной науки не вызывает сомнений. При этом ее модернизацию он приписывал влиянию евреев. Материализму Эйнштейна и предполагавшемуся «отсутствию энергии» в его космической теории противопоставлялось нордическое понимание энергии. В такой постановке вопроса сказывалось и влияние Ницше.

Взгляды Тюринга на человеческую природу имеют много общего со взглядами Ленарда и Штарка. Каково же было его отношение к психоанализу? Официальную нацистскую версию этой науки дает Курт Гаугер. Хотя у него и была медицинская степень, большой активности в этой сфере он не проявлял. Он работал в правительственном учреждении, занимавшемся выпуском общеобразовательных кинофильмов, и был редактором технических проспектов. Кроме того, он занимался литературной деятельностью и писал новеллы о моряках. Вместе с тем он был пропагандистом психотерапии, отдавая предпочтение нацистскому мировоззрению. Неудивительно, что он принял участие в работе Международного медицинского конгресса по вопросам психотерапии в 1934 году, но не как практикующий психоаналитик, а как политик.

В нападках Гаугера на Фрейда много общего с нападками Тюринга на Эйнштейна. Материализму Фрейда он противопоставлял мнимые позитивные ценности национал-социализма. Принимая участие в дискуссиях об истинном характере душевных болезней, он прибегал к изложению теорий Карла Густава Юнга. Тот утверждал, например, что в их основе лежит «коллективное бессознательное», и отрицал противопоставление мыслящей личности (эго) необходимости (которая определялась как душа и разум). Гаугер использовал известную метафору Фрейда о том, что взаимоотношения души и разума похожи на взаимоотношение всадника с лошадью, но вместо дикой лошади Фрейда представлял некое животное, находящееся в полной гармонии со своим всадником. При этом он подчеркивал взаимосвязь и подлинное единство всего сущего в природе.