Смекни!
smekni.com

Intellectual, cultural and social life (стр. 59 из 86)

Во вторник 23 мая на школьном совете директор снова повел речь о введении занятий по идеологии. На этот совет была приглашена и местная общественность. Когда же он высказывался отрицательно в адрес пастора, который также присутствовал на заседании, раздались крики возмущения. Так что директор был вынужден прекратить свое выступление. Размахивая кулаками, к нему подскочил один из членов школьного совета с недвусмысленными угрозами. В отношении разосланного им письма было высказано мнение, что это — подсудное дело. От директора потребовали, чтобы он впредь строго выполнял официальные указания, в которых сказано о необходимости учета мнения родителей в отношении религиозных занятий их детей. Более того, директору было предъявлено обвинение в создании хаоса в общине и обмане народа. Чашу терпения переполнило – его решение изгнать из школы пастора и запретить ему проводить религиозные занятия. Это было расценено как выпад против всей общины.

«Разве мы уже не хозяева школьного здания, построенного на наши собственные деньги?!» — раздавались возбужденные крики.

Собравшиеся потребовали восстановления пастора в качестве преподавателя религиозных занятий в школе. Директор объяснил, что это решение принято не лично им, а высшим руководством. Такое его заявление вызвало новый взрыв возмущения.

Директор снова взял слово и предложил принять мирное и продуманное решение в интересах школьников. На этот его призыв пастор ответил, что для этого достаточно разрешить ему проводить религиозные занятия, как и в прошлые годы. Собравшиеся заверили директора, что в общине будет восстановлена гармония и новых трудностей не будет. В этом все видели единственное решение проблемы, которое соответствовало бы и личным интересам самого директора. На этом заседание завершилось.

В ряде муниципалитетов руководство гитлерюгенда потребовало, чтобы родственники членов организации в течение трех недель прекратили религиозные занятия своих детей в школах и перевели их на занятия по идеологии.

В результате подобных мероприятий родители были лишены права на свободу выбора в отношении религиозных занятий в школах, проблема же решалась в антихристианском духе, несмотря на официальные заявления властей.

Информацию о происходящем следует в приемлемой форме доводить до прихожан. Все приходские пасторы обязаны, если они этого не сделали до сих пор, представить до 1 июля сведения о методах, применяемых в кампании по введению идеологических занятий, и об их результатах. Особое внимание следует обращать на конкретные случаи, прежде всего на замечания и предложения, касающиеся будущего характера обучения в школах, поведения ребятишек, продолжающих посещать религиозные занятия, на угрозы лишения каких-либо семей детских пособий* и на любые другие средства экономического давления.

* Детские пособия выплачивались семьям, имевшим более троих детей. (Примеч. авт.)

Вурм*

* Вурм Теофил (1868-1953) — протестантский епископ в земле Вюртемберг, один из лидеров конфессиональной церкви. (Примеч. авт.)

(Сборник деятельности евангелической церкви в Германии в 1933-1944 годах. С. 343-347.)

Архиепископ Фаульхабер

Иудаизм и христианство в Германии

Еще в 1899 году во время антисемитской демонстрации в Гамбурге и в упоминавшейся нами выше книге Чемберлена «Основы XIX века» выдвигались требования об очистке христианства от всех еврейских элементов. Почти через два десятилетия эти же идеи пропагандировались в таких опусах, как «Грех против крови», «Большое мошенничество» и «Ложный Бог»*. В них подчеркивалось, что иудаизм и христианство несовместимы, выдвигалось требование замены еврейской Библии немецкой, хотя Мартин Лютер в своей Библии завершил эту работу лишь наполовину, оставив в ней положения и цитаты из Ветхого Завета. Ныне эти отдельные голоса слились в единый хор: «Долой Ветхий Завет!» Все громче звучит мнение, что христианство, цепляющееся за Ветхий Завет, является еврейской религией, противоречащей духу немецкого народа. Детям в школе незачем забивать голову библейскими историями об Иосифе Египетском или древнем Моисее... Учитывая существующий ныне разброд в умах, следует отметить, что такие хорошо просчитанные вопли направлены на расшатывание духовных основ немецкой религиозности.

* Книги эти имели ярко выраженную антихристианскую направленность. Особой известностью пользовалась книга «Грех против крови» Артура Динтера, в которой воспевалась арийская чистота, а евреи рассматривались как олицетворение зла. (Примеч. авт.)

Даже личность самого Христа не остается незатронутой этой религиозной революцией. Некоторые пытаются вступиться за него, заявляя о доказанном божественном происхождении и о том, что он был не евреем, а чистым арийцем, так как среди населения Галилеи были и арийцы. Однако исторические источники, заслуживающие доверия, не подтверждают этого. В первой главе Евангелия дается генеалогия Христа. Там говорится: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». А в Послании римлянам подтверждается, что Христос является потомком Давида (1: 3). Несомненно, среди галилеян, проживавших в пограничном районе, были люди различного происхождения. Но Христос был рожден не в Галилее, а в Вифлееме — городе Давида, в еврейском племени и был официально зарегистрирован как потомок Давида.

В связи с этим другие начинают кричать; «В таком случае мы должны отречься от него, если он был евреем, а Евангелие следует переписать: «выгнали Его из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть его» (Лука, IV: 29). «Тут опять иудеи схватили каменья, чтобы побить его» (Иоанн, Х: 31).

Когда слышны подобные голоса и возникают целые движения, епископ не может молчать. Когда расовые исследования, не носящие сами по себе религиозного характера, объявляют войну религии, атакуя основы христианства, когда нынешний антисемитизм опирается на Священное Писание и, прежде всего, на Ветхий Завет, когда христианство подвергается гонениям из-за его связи с дохристианским иудаизмом, когда камни начинают бросать в нашего Господа и Спасителя как раз в год, когда мы отмечаем годовщину Его искупления, епископ молчать не может. Поэтому моя нынешняя рождественская проповедь основана на Ветхом Завете и посвящена христианству.

В связи с этим могу с полным правом заявить, что являюсь настоящим специалистом по данному вопросу, так как в течение одиннадцати лет читал лекции в Вюрцбургском университете и заведовал кафедрой Ветхого Завета в Страсбургском университете...

Чтобы не было какого-либо недопонимания, хочу начать свою проповедь с трех отличительных моментов. Во-первых, следует различать народ Израиля до и после смерти Христа. Так, до смерти Христа, в период между обращением Авраама и распятием Иисуса, израильский народ жил в ожидании божественного Откровения. Божий дух возвысил и просветил людей, живших до того по закону Моисеевой Торы, определявшей религиозные взгляды и саму их жизнь, пользуясь псалмами, записанными в молитвенных книгах для религиозных отправлений в семье, и книгами с церковными гимнами для всеобщей литургии. Книги же Премудрости учили их, как следует жить. Именно об этом раннем библейском периоде Израиля я и буду говорить в своей проповеди.

После смерти Христа Израиль был лишен Откровения, не зная времени, когда должно произойти испытание. Он отказался признать Бога, отверг Его помазание, изгнал из города и допустил Его распятие на кресте. Завеса над храмом была сорвана, а вместе с ней наступил конец согласия между Богом и его народом. Дочери Сиона были обречены на разобщение и постоянное скитание, разбредясь по всей земле. Именно после смерти Христа евреи остались в неведении, по определению апостола Павла (Рим., XI: 25), но однажды, когда придет время, и для них наступит час милости и прощения (Рим., XI: 26). Однако повторяю, что в этой проповеди я буду говорить только о дохристианском иудаизме.

Во-вторых, следует отличать Священное Писание Ветхого Завета от Талмуда, составленного послехристианским иудаизмом и содержащего толкования и комментарии библейского текста и других религиозных трудов. Я имею в виду также «Мишну» и средневековый свод законов «Шулхан арук». Талмуд написан людьми и не несет в себе божественного духа. Поэтому только Священное Писание дохристианского иудаизма, а не Талмуд, воспринимается новозаветной церковью в качестве наследия.

В-третьих, в Ветхом Завете мы должны различать ценности, имеющие постоянное и преходящее значение. Так, длинная генеалогия представляла ценность только в древности. Не имели постоянной ценности и целый ряд древних предписаний и правил погребального и церемониального характера. Поэтому мы рассмотрим лишь те религиозные, этические и социальные ценности Ветхого Завета, которые сохраняют свое значение для христианства...

Давайте почтим Священное Писание Ветхого Завета! Мы не ставим Ветхий и Новый Завет на один уровень. Священное Писание Нового Завета, Евангелие, Деяния Апостолов, Послания и Апокалипсис должны занять свои почетные места. Ветхий же Завет является для нас священной книгой, заложившей основу для строительства Божьего Царства, бесценной реликвией и нашим религиозным путеводителем. Поэтому церковь протянула руку в защиту Ветхого Завета. Сорок пять книг Ветхого Завета и двадцать семь книг Нового Завета сведены в единый том, тексты Ветхого Завета используются в литургиях. С принятием этих книг христианство не стало еврейской религией. Книги эти составлены не евреями и внушены Святым Духом и поэтому являются Словом Божьим, боговдохновенными книгами. Да и писались они Божьими карандашами, а певцы псалмов были арфами в Его руках. Пророки же были названы в Его откровении. По этой именно причине Священное Писание Ветхого Завета заслуживает доверия и почитания во все времена. Нынешний антисемитизм не следует увязывать с книгами дохристианского иудаизма.