Смекни!
smekni.com

Intellectual, cultural and social life (стр. 71 из 86)

Лица, получившие отсрочку от службы в вооруженных силах, представляют и этот документ.

Женщины, кандидаты на учебу в университете, также должны пройти трудовую повинность или отработать необходимое время в социальной службе. Заявления на отработку по линии социальной службы направляются по указанному адресу — в отдел попечения и воспитания студенток. Как правило, их используют в благотворительной организации матери и ребенка,

Примечание:

Все немцы рейха кроме документов, необходимых для оформления поступления в университет, должны предъявить в ректорат свидетельство о прохождении ими трудовой повинности, или удостоверение имперской студенческой организации, или удостоверение о прохождении службы в армии с соответствующими характеристиками (в отдельных случаях допускается предъявление справки о временном освобождении от этих служб).

(Распоряжение по Берлинскому университету имени Фридриха-Вильгельма на триместр 1941 года по кадрам. Берлин, 1941.)

Новые учебные дисциплины в новом рейхе

НАРОД

48

Народ и государство (включая вооруженные силы). По понедельникам и вторникам, с 11 до 12 часов. Хён

49

Народ и государство. По вторникам и четвергам, с 17 до 18 часов Рогге

50

Народ и раса (включая вопросы законодательства по ее улучшению и евгенике) с показом диапозитивов и проведением экскурсии, с 8 до 10 часов Леммель

51

Семья. По вторникам и пятницам, с 11 до 12 часов Зиберт

52

Семья (наследственность и наследие). По понедельникам и вторникам, с 11 до 12 часов Титце

СОЦИАЛЬНЫЕ СОСЛОВИЯ

53

Рабочие. По понедельникам, с 16 до 17 часов 3иберт

54

Законы экономики (предпринимательство). По пятницам, с 11 до 12 часов Хедеман

ГОСУДАРСТВО

55

Конституция (включая структуру вооруженных сил). По понедельникам и вторникам, с 9 до 11 часов Хён

56

Администрация. По понедельникам, вторникам и четвергам, с 12 до 13 часов Шмитт

57

Администрация. По средам и субботам, с 11 до 13 часов Петерс

НАУКА 0 НАРОДЕ И РАСЕ

1. Наука о расе

Отдельные проблемы исследования в области психологии (с диапозитивами). По понедельникам, с 16 до 17.30 Клаус
Роль расы в народном характере (с диапозитивами). По понедельникам, с 18 до 19 часов Клаус

2. Наука о народе

650

Обычаи древних германцев (с диапозитивами). По средам, четвергам и пятницам, с 9 до 10 часов Спамер

651

Рождение, вступление в брак и смерть. Жизненные ступени в верованиях и привычках народа (с диапозитивами). По понедельникам, с 16 до 18 часов Байтл
Дом семинаров по Доротеенштрассе, 3:

652

Основной семинар: Обычаи и традиции в народных сказаниях. По понедельникам, с 9 до 11 часов Спамер

653

Предварительный семинар: Практическое введение в тему «Народный общественный труд» (проводится в течение двух часов с ассистентом) Спамер

654

Виды работ и рабочие традиции. (Показ учебных кинофильмов.) По понедельникам, с 18 до 20 часов Байтл

655

Образование земельного учебного товарищества (Бранденбург). Время — по согласованию Байтл
Исследовательский институт науки о народе ио Унтер-ден-Линден, 5:

656

Тематика и образцы германского народного искусства Хам

3. Этнология

657

Примитивное мышление: 2-я часть. По вторникам, с 15 до 16 часов Турнвальд

658

Изменения в народах Африки и южных морей. По пятницам, с 12 до 13 часов Турнвальд

659

Регрессивные народы, примитивные расы, древние культуры: 1-я часть с показом диафильмов. По пятницам, с 12 до 13 часов Мюльман

660

Социология войн. По пятницам, с 14 до 15 часов. (Открыто для публики) Мюльман

(Распоряжение по Берлинскому университету имени Фридриха-Вильгельма по лекционной тематике в триместре 1941 года. С. 148, 180.)

Вальтер Шультце

Характер академической свободы

В наше время ученые призваны принять участие в национал-социалистском духовном возрождении народного сообщества. В этом плане национал-социализм, представленный на университетском уровне в виде ассоциации университетских профессоров, знает свою воспитательную задачу.

Научные знания не должны оставаться только достоянием ученых, их необходимо нести в народ, поскольку истинно нордический характер должен отражаться и в государстве, и в народе. И для университетов Германии это не представляет никакой опасности, как полагают некоторые люди, считающие, что проблему можно решить отысканием личностей, способных к лидерству, при их перевоспитании в соответствии с национал-социалистским мировоззрением.

Национал-социалистское движение пришло к власти в Германии 30 января 1933 года. Проведя несколько высокоэффективных мероприятий, движение добилось устранения всего ненужного с заменой его тем, что было необходимо для осуществления этой власти. Не представила большого труда и трансформация несущественных и формальных элементов в университетах. И дело было не столько в том, что они представлялись неприемлемыми или ненужными, сколько в необходимости перевоспитания людей, живущих и работающих в этих условиях. В действительности никакие правительственные или административные распоряжения, никакие организованные мероприятия и декреты не в состоянии превратить университеты в национал-социалистские высшие учебные заведения. Этого можно достигнуть лишь путем изменения взглядов и отношения людей, составляющих их душу. Поэтому реорганизация университетской системы должна начинаться не с каких-то внешних мер, а с человеческого материала. Перевоспитание людей (может быть, даже лучше сказать, создание истинно национал-социалистской организации профессорско-преподавательского состава и ядра настоящего немецкого студенчества) предложено фюрером партии, которая должна нести свою идеологию во все сферы общественной жизни, включая университеты. В связи с этим, чтобы превратить университеты Германии в истинно национал-социалистские, а не координировать отдельные стороны их деятельности и «не окрашивать их в коричневый цвет», за дело должна взяться национал-социалистская ассоциация университетских профессоров и преподавателей.

Ассоциация эта будет принимать в свои ряды всех, кто по своему характеру и идеологии лоялен новому строю и готов служить ему, обладая в то же время определенными профессиональными знаниями и умениями. Во все возрастающей степени эти люди сформируют товарищества и объединяющие сообщества, способные прекратить воздействие либеральной философии, имеющей до сих пор хождение в университетах, и придать задачам, стоящим перед немецкими учеными, исследователями и преподавателями, соответствующий престиж, ожидаемый национал-социализмом от партии и государства и, не в последнюю очередь, от народа. Крепкие узы связывают нас не только со всем человечеством, но и прежде всего со своим собственным народом, от которого мы происходим, которому мы всем обязаны и к которому принадлежим. Такой подход сегодня не противопоставлен науке, как раньше, и не является чуждым элементом, привнесенным в нее со стороны. Более того, он является основой нашего существования и, следовательно, отправным пунктом всех наших научных знаний.

Поэтому мы не рассматриваем «Universitas eiterarum» как изолированное научное сообщество, считая, что идеи, живущие в народе и питающие науку, должны к нему же и возвращаться. Университет воплощает общую интеллектуальную задачу науки, которая будет иметь значение и цель, если все ее сферы укоренятся в общей для всех почве, в общем для всех мировоззрении. Знание этой питательной среды, из которой должны произрастать все академические дисциплины, знание связующей идеологии — вот жизненно важный принцип бытия немецких университетов. Только признание этого принципа обеспечит безопасность университетов в Германии.

Наконец, мы считаем, что безусловная «академическая свобода» также базируется на этом принципе. Мы исходим при этом из специфического понятия свободы, зная, что у нее все же есть ограничения, связанные с реальной жизнью народа. Поэтому свобода является связующим звеном с чем-то всесторонне обоснованным и подчиненным воле всего народа, как закону. То, о чем мечтали великие немецкие мыслители-идеалисты и основой чего была свобода, свершилось и стало реальностью. Оно заполняет частенько возникавший в прошлом разрыв между духовностью и жизнью, устраняя все, с этим связанное. Никогда ранее немецкая идея свободы не наполнялась такой жизнью и энергией, как в наши дни. Эта идея свободы, которая в то же время является идеей личности в глубоком понимании этого слова, и сегодня жива в университете. Поэтому мы должны именно в этом смысле понимать свободу науки, свободу ведения исследований и преподавания. В конечном счете свобода — не что иное, как служба народу, соответствующая основным ценностям его существования.