Смекни!
smekni.com

Экономическая география России (стр. 17 из 139)

Трудовые ресурсы составляют часть трудоспособного населения страны как занятого в общественном производстве, так и находящего­ся в резерве. Количественные и демографические рамки трудоспособ­ного населения зависят от общественной формы производства и уров­ня развития производительных сил. По трудовому законодательству, установленному в Российской Федерации, к трудовым ресурсам отно­сятся: а) население в трудоспособном возрасте — мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины 16—54 лет, за исключением неработающих ин­валидов труда и войны 1-й и 2-й групп и лиц, вышедших на пенсию на льготных условиях (работники районов Крайнего Севера и особо тя­желых профессий), имеющих права выхода на пенсию раньше указан­ного возраста; б) население старше и моложе трудоспособного возрас­та, занятое в общественном производстве.

В начале 1995 г. численность населения в трудоспособном возрас­те достигла 84,1 млн чел., или 57,7% от общего числа жителей страны. Среди лиц трудоспособного возраста мужчины составляли 44,0 млн чел. (52,3%), женщины — 40,1 млн чел. (47,7%).

За 1992—1995 гг. численность экономически активного населения в России сократилась на 1639 тыс чел. и составила 73 140 тыс чел., в том числе мужчины — 38 974 тыс чел. (53,2%) и женщины — 34 196 тыс чел. (46,8%). В рассматриваемый период число занятых в народном хозяй­стве уменьшилось на 3,2 млн чел. и составило 67,1 млн чел., или 91,8% от общего числа экономически активного населения.

В 1995 г. по секторам экономики было занято:

на государственных и муниципальных предприятиях и организа­циях — 25,2 млн чел. (37,6%);

в частном секторе — 24,4 млн чел. (36,4%);

на предприятиях смешанной формы собственности — 16,7 млн чел. (24,9%);

в общественных организациях и фондах — 0,5 млн чел. (0,7%);

на совместных предприятиях — 0,3 млн чел. (0,4%).

За 1992—1995 гг. число занятых на государственных и муниципаль­ных предприятиях сократилось на 24,5 млн чел., т. е. на 50,2%, а численность занятых в частном секторе экономики возросла на 11,2 млн чел., или на 184%.

Распределение численности занятого населения в 1995 г. по отрас­лям народного хозяйства (%): промышленность — 25,7; сельское и лес­ное хозяйство — 15,7; строительство — 9,7; транспорт и связь — 7,9; тор­говля, общественное питание, МТС — 9,7; здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение, образование, культура, искусство, на­ука и научное обслуживание — 20,5; аппарат органов управления, кре­дитование, финансы и страхование — 3,8; другие отрасли — 7,0.

Анализ структуры занятости по отраслям экономики показал, что за 1992—1995 гг. снизилась занятость в промышленности на 4,1 млн чел., в строительстве — на 1,4 млн чел., в науке и научном обслуживании — на 507 тыс чел. Одновременно увеличилась численность занятых: в сель­ском и лесном хозяйстве — на 164 тыс чел., в торговле, общественном питании и материально-техническом снабжении — на 821 тыс чел., в здравоохранении, физической культуре, социальном обеспечении, об­разовании, культуре и искусстве — на 552 тыс чел., в кредитовании, финансах и страховании — на 406 тыс чел., в аппарате органов управле­ния — на 181 тыс чел. Рост аппарата органов управления следует расце­нивать как негативную тенденцию.

Падение объемов производства, ослабление экономических свя­зей при быстром введении либерализации цен неизбежно привели к обострению проблем, связанных с занятостью населения. Интенсив­ность высвобождения и перераспределения рабочей силы обусловлена социально-экономическими процессами. Главные из них — изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных предприятий, пред­стоящая структурная перестройка экономики, первый шаг которой — конверсия предприятий оборонного комплекса. Происходит перелив трудовых ресурсов из государственного сектора экономики в альтерна­тивные. В последние годы значительно снизилась потребность в рабо­чей силе в промышленности, что вызвало рост безработных в стране. По данным Федеральной службы занятости России, на конец 1995 г. численность безработных увеличилась в 4 раза и достигла 2327 тыс чел., из них женщины составляют 69%. По данным обследований населе­ния по проблемам занятости, численность безработных в России оце­нивается в 6,4 млн чел., а по прогнозам отдельных экономистов — в 11 млн чел. Одновременно растет скрытая безработица, которая, даже по самым скромным оценкам, на предприятиях госсектора достигла 12—15 млн чел. Скрытая безработица включает три основных компо­нента: различные лаги во времени между фактической и учетной безработицей; значительное число безработных не обращается в службы занятости; неполная занятость по инициативе работодателя: отправка работников в вынужденные отпуска за свой счет, переход на сокращен­ный график труда и т. п.

Заметнее всего кризис занятости проявляется в старых текстиль­ных (Ивановская область) и машиностроительных центрах России (Уд­муртия — в прошлом лидер по доле ВПК). Второй очаг — это северо-запад и север европейской части России. Самый высокий уровень без­работицы здесь отмечается в Псковской области (более 7% безработ­ных). Третий очаг — Северный Кавказ с соседней Калмыкией. Высо­кий уровень безработицы отмечается в Чечне, Ингушетии, Дагестане. Сама природа безработицы тут иная, чем на Севере. Фактическая трудоизбыточность уже давно выталкивала коренное население за преде­лы республик и в немалой мере способствовала криминализации их эт­нических территорий и внешних диаспор.

Осенью 1994 г. число претендентов на одну официально зарегист­рированную вакансию в Калмыкии, Чувашии, Псковской и Калинин­градской областях составляло 24—26 чел., в Дагестане — 40 чел., в Брян­ской области — около 50 чел., а в Ивановской области — 70 чел. Рост напряженности на рынке труда становится все более очевидным в Туве, на Сахалине, в Тюменской области.

Трудоустроить значительную часть высвобождаемых работников можно в результате развития предприятий непроизводственной сфе­ры. Политика России в области занятости должна быть направлена на создание рыночной инфраструктуры, недопущение массовой безрабо­тицы. Приоритетными направлениями следует считать:

развитие самодеятельной занятости населения и государственную поддержку малого бизнеса;

организацию единой государственной информационно-вычисли­тельной системы учета и распределения трудовых ресурсов как состав­ной части государственной программы по борьбе с безработицей;

создание сети учебных центров, занимающихся профессиональной подготовкой и переподготовкой взрослого незанятого населения;

формирование фондов содействия занятости в России.

Глава 5. НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА

Современные научные методы исследования в области размеще­ния производительных сил характеризуются преимущественным раз­витием отраслевого подхода, который в качестве объекта рассматрива­ет отдельную отрасль. Отраслевой анализ отличается значительной раз­работанностью и в настоящее время в большей степени влияет на при­нятие решений.

В 30-х гг. отраслевой подход представлял собой анализ размеще­ния отдельного предприятия в зависимости от расположения источни­ков топлива, сырья, полуфабрикатов и районов потребления по крите­рию минимальных транспортных издержек. Различия в экономичес­ких характеристиках сырья, топлива, полуфабрикатов не принимались во внимание. Классификация отраслей и производств была разработа­на по принципу тяготения к источникам сырья, топлива и энергии, цен­трам потребления. При этом она базировалась на изучении технологи­ческих соотношений между весом готовой продукции, с одной сторо­ны, и топлива, сырья и полуфабрикатов — с другой.

В проблемах размещения различных отраслей, наряду с исследо­ваниями других факторов, большое внимание уделяется влиянию транс­порта на размещение (А.Е. Пробст и Ю.К. Козлов).

Определенный интерес представляет опыт зарубежных экономис­тов. В работе «Планирование размещения промышленности» (Органи­зация промышленного развития ЮНИДО при ООН) предлагается раз­деление отраслей на две большие группы.

1. Отрасли, размещение которых зависит преимущественно от тер­риториальной локализации одного из следующих факторов: сырье и материалы, капитальные вложения, рабочая сила, производство промежуточных продуктов, рынок, города.

Для того чтобы установить степень влияния того или иного факто­ра, предлагается ряд показателей. Для сырья и материалов — доля из­держек на них с учетом транспортных затрат в общих издержках на го­товую продукцию; для квалифицированной рабочей силы — соотно­шение зарплаты на нее и общего уровня зарплаты; для промежуточных продуктов — доля издержек на них в общих издержках на готовую про­дукцию; для рынка — соотношение веса готовой продукции к ее стои­мости с учетом средних транспортных издержек на доставку готовой продукции к потребителю.

2. Отрасли, в которых не обнаруживается доминирующего влия­ния какого-либо из перечисленных выше факторов, или отрасли «сво­бодного» размещения.

При этом отмечается, что изменение влияния урбанизированных территорий на размещение отраслей отличается исключительной слож­ностью, поскольку нет надежных данных относительно соотношения городской инфраструктуры и величины соответствующего эффекта применительно к различным отраслям, а также не найден способ из­мерения разнообразных преимуществ городской агломерации.

Вместе с тем указывается, что в окончательном виде территори­альная ориентация какой-либо отрасли промышленности будет резуль­татом влияния всех факторов размещения, которое должно измерять­ся одновременно и на единой количественной основе в целях опреде­ления окончательного удельного веса каждого из них.

Процесс экономического развития увеличивает свободу выбора пункта размещения. Общее удешевление транспорта и рост местных рынков уменьшают дифференциацию транспортных издержек в аль­тернативных вариантах и в то же время увеличивают число его возмож­ных пунктов. Влияние фактора рынка в общем виде растет в связи с уменьшением во многих отраслях доли издержек на сырье и материа­лы. Кроме того, многие современные технологические процессы ха­рактеризуются тенденцией к уменьшению расходов сырья и материа­лов на единицу готовой продукции. Таким образом, значение сырье­вой ориентации падает, а рыночной растет.