Смекни!
smekni.com

Экономическая география России (стр. 2 из 139)

В XIX в. было организовано 40 кругосветных плаваний знаменитыми русскими мореплавателями И.Ф. Крузенштерном, В.М. Головиным, М.П. Лазаревым, Ф.П. Литке и др. Они дали большой материал для эко­номико-географических исследований. Экспедиция Г.И. Невельского поз­волила изучить огромные просторы Дальнего Востока. Русские путешест­венники П.П. Семенов, Н.М. Пржевальский, В.А. Обручев, И.В. Мушке­тов исследовали территорию Средней и Центральной Азии.

Большой вклад в развитие экономической географии внесли поч­вовед В.В. Докучаев, А.И. Воинов и климатолог Н.А. Северцов.

В период 1899—1914 гг. вышло 19-томное издание «Россия. Пол­ное географическое описание нашего Отечества».

Научные изыскания в области размещения производительных сил и улучшения региональной структуры страны были продолжены в совет­ский период. Большой вклад в этом направлении был сделан Г.М. Кржи­жановским, И.Г. Александровым, Н.Н. Баранским, Н.Н. Колосовским, Г.Н. Черданцевым, П.М. Алампиевым, В.В. Кистановым, А.Н. Лаврищевым, С.И. Дедовских и др. Широкую известность получили науч­ные и практические исследования крупных научных учреждений — Совета по изучению производительных сил (СОПС), АН СССР, Ин­ститута экономики и организации промышленного производства Си­бирского отделения АН СССР, Центрального экономического научно-исследовательского института (ЦЭНИИ) Госплана РСФСР и др., а так­же ряда вузов (МГУ, ЛГУ, МИНХ им. Г.В. Плеханова, ВЗФЭИ и др.).

Советские экономисты принимали активное участие в разработке планов ГОЭЛРО и всех пятилеток, схем размещения производитель­ных сил, проектов районной планировки, в выявлении объективных закономерностей, принципов и факторов экономического райониро­вания, комплексного развития регионов и их специализации, межрай­онного разделения труда, межрайонных связей, вопросов освоения новых территорий, создания второй угольно-металлургической базы страны (Урало-Кузнецкого комбината), каскада гидроузлов на Днеп­ре, Волге, Ангаре, Енисее и других реках, новых нефтегазовых регио­нов (Поволжье, Урал, Западная Сибирь, полуостров Мангышлак, Рес­публика Коми и др.), в формировании территориально-производствен­ных комплексов.

Среди зарубежных ученых, занимавшихся исследованием эконо­мико-географических проблем, выделяются немецкие ученые В. Гум­больдт, который изучал природу различных стран Европы, Централь­ной и Южной Америки, Урала и Сибири, став одним из основателей географии растений и учения о жизненных формах, и Ф. Рихтгофен, исследовавший природу США и Китая, рассматривавший географию как систему наук, состоящую из физической географии, био- и антропогеографии. Ф. Рихтгофен выдвинул золовую теорию происхождения леса. Французский ученый Э. Рекло создал труд «Земля и люди», в ко­тором попытался дать картину развития человечества и описание стран, а Видаль де ла Бляш стал основателем французской научной школы «география человека», опубликовав книгу «Принципы географии че­ловека». Американский ученый У. Девис создал американскую школу геоморфологии, развил учение о географических циклах развития ре­льефа суши, как о смене стадий «юности», «зрелости», «старости».

Многие представители зарубежной науки отрицают определяющее влияние способа производства, общественного строя на размещение производительных сил. Большинство ученых разделяют идеи геогра­фического детерминизма, в которых решающая роль отводится геогра­фической среде. С этих позиций они объясняли, например, экономи­ческую отсталость стран Африки, Азии и Латинской Америки, где, по их мнению, жаркий климат ослабляет энергию и инициативу людей, определяют отсутствие необходимых полезных ископаемых. Однако по­добные идеи опровергли исторические события. Развал колониальной системы вызвал невиданный подъем производительных сил в некото­рых бывших зависимых странах, вставших на путь самостоятельного социально-экономического развития, хотя географическая среда в этих регионах не претерпела существенных изменений. Тем не менее при­родная среда играет значительную роль в территориальной организа­ции хозяйства.

Основателями теории географического детерминизма являются Ш. Монтескье, Г. Бокль, Ф. Ратцель, Л. Мечников и их продолжатели — американские ученые Д. Хетингтон, Г. Бильбо, Ф. Фогт.

Теорию размещения сельского хозяйства и ренты «изолированно­го государства» создал немецкий ученый И. Тюннен. Он также обосно­вал один из вариантов теории производительности. Теорию размеще­ния промышленности (промышленного штандорта) разработал другой немецкий ученый — А. Вебер. В основу своей теории А. Вебер положил изолированную в хозяйственном отношении территорию, обладающую топливными, сырьевыми, трудовыми и другими ресурсами, развитым железнодорожным транспортом. Рациональным местом размещения промышленного предприятия на этой территории он считал пункт, где оно будет работать с наименьшими издержками производства на еди­ницу продукции.

Немецкий ученый А. Леш за определяющий фактор размещения производительных сил принимал извлечение максимальной прибыли. Он подверг критике теорию наименьших издержек А. Вебера. А. Леш уделял большое внимание рынкам сбыта продукции. Теория экономи­ческого районирования Леша базируется на рыночных пространствах, которые выражают взаимосвязь и противоречия «экономических сил» (тенденций к концентрации и тенденции к рассеиванию). В конечном счете автор пришел к выводу о невозможности создать науку о разме­щении производительных сил.

Перечисленные теории до сих пор имеют признание в зарубежных странах. Не следует и нам отрицать их положительную роль. Они пра­вильно выделяют основополагающие факторы размещения (затраты на сырье, основной капитал, рабочую силу, транспорт). На современном этапе экономического развития теории размещения на западе все боль­ше увязываются с практикой, региональное программирование стано­вится органической частью национального регулирования экономики. При этом широко используются системный подход, комплексное ре­шение краткосрочных и долгосрочных проблем, на первое место, как правило, выдвигаются социальные и экономические вопросы.

Особое место среди ученых-экономистов занимает В. Леонтьев (США). В 30-х гг. XX в. он опубликовал работу, в которой разработал метод экономико-математического анализа «затраты — выпуск» для изучения межотраслевых связей, структуры экономики и составления межотраслевого баланса. До 1946 г. на его работу практически не обра­щали внимания. После второй мировой войны его метод стал приме­няться во всех развитых странах в практике прогнозирования и про­граммирования хозяйств. Попытка применить этот метод в бывшем СССР не дала положительных результатов — помешала жесткая цент­рализация всей экономической системы.

На Западе существует ряд теорий выхода из экономического кри­зиса. Согласно одной из них (Д. Кейнс, Л. Эрхард и пр.), стабилизация и экономический рост могут быть достигнуты на пути расширения про­изводства и потребления товаров, снижения цен. Другие концепции (Ф. Хайек, М. Фридман и др.) основываются на утверждении, что этот выход возможен только при сокращении кредитов, производства и по­требления, увеличении налогов, при нерегулируемых ценах (теория мо­нетарного развития экономики).

Неизбежность развития экономики в сторону рыночных отноше­нии определили классики экономической мысли. Адам Смит отмечал, что каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он не предполагает содействовать общественной пользе. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует лишь собственную выго­ду При этом он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.

М. Фридман в работе «Капитализм и свобода» пытается показать, что ничем не стесненные рыночные цены направляют капитал, а следовательно, людские и материальные ресурсы на самые выгодные и нужные для общества цели. Однако опыт применения теории М. Фрид­мана в России правительством Е. Гайдара оказался плачевным: он вы­звал абсолютное обнищание одних и ничем не обоснованное обогаще­ние других. Сложилась критическая ситуация. Реальные доходы насе­ления снизились в 1994 г. на 12%, в 1995 г. — на 20%, покупательная способность населения (обеспеченная заработной платой или пенси­ей) снизилась в 1994 г. на 31%, в 1995 — на 15%. Разрыв между доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных россиян в 1995 г. достигал, по официальным данным, 15-кратного размера, а с учетом укрываемых от налогообложения доходов — 20—25-кратного размера. Вне всякого со­мнения, корыстные интересы и неоправданные амбиции должны быть ограничены государством, а инициатива и заинтересованность пред­принимателей направлены на цивилизованный созидательный путь.

Главная сила современной экономики, на наш взгляд, это государ­ственное регулирование развития производства. Речь идет не о возвра­те к жесткой централизованной системе, а о выработке механизма со­гласования свободы рынка и управляющего воздействия государства. Иначе говоря, об умелом применении принципа разумной достаточ­ности в решении экономических задач национальной экономики. Го­сударство наравне со всеми другими собственниками должно обеспе­чить научно-техническое развитие производственного комплекса, дей­ствуя в интересах всего общества.

Существует признанный в мире уровень нормального увеличения производства, равный 2—3% в год. Он служит точкой равновесия. Глав­ная задача государства — не позволить национальной экономике отклониться от этой точки, так как это дестабилизирует ее и в конечном счете приведет к расстройству. Следует отметить, что экономика США, которую пытаются копировать российские монетаристы, в настоящее время является смешанной. Основатель монетаризма М. Фридман, уви­дев последствия применения своей теории на практике в России, от­метил, что для такой социалистической страны, как Россия, если она серьезно хочет выбраться из канавы, расположенной на обочине ми­ровой дороги, модель США просто опасна.