Смекни!
smekni.com

Экономическая география России (стр. 35 из 139)

Природной основой черной металлургии служат источники метал­лического сырья и топлива. Россия хорошо обеспечена сырьем для раз­вития черной металлургии. Большинство из разведанных месторожде­ний железных руд относится к богатым (не требующим обогащения) и легко обогатимым со средним содержанием в них железа 36,9%. Но железные ресурсы и топливо размещены по территории страны не­равномерно. Более 50% всех балансовых запасов железной руды сосре­доточено в европейской части Российской Федерации.

Курская магнитная аномалия (Центрально-Черноземный эконо­мический район) — крупнейший железорудный бассейн. Его балансо­вые запасы, в том числе разведанные по категориям А+В+С1, состав­ляют 43 млрд т. Общие геологические запасы богатых руд (с содержа­нием железа 56—66%) оцениваются в 65 млрд т. На территории Белго­родской области сосредоточено 80% запасов богатых железных руд КМА и 40% всех разведанных запасов этих руд России. Природно богатая железная руда области сопоставима по качеству с суперконцентрата­ми, получаемыми в результате многократных стадий обогащения. Эта руда признана лучшей в мире по качеству. В ней минимум примесей серы и фосфора. Разведанные и оцененные запасы этих руд составля­ют более 60 млрд т, что превышает запасы Бразилии, Австралии, Ин­дии, Швеции и ЮАР вместе взятых. Запасов для Лебединского ГОК (г. Губкин) хватит на 500 лет.

Однако руды КМА перекрыты мощным слоем сильно обводнен­ных пород, что ухудшает горно- и гидрогеологические условия их раз­работки. Тем не менее по сравнению с месторождениями Урала и Вос­точной Сибири приведенные затраты на 1 т товарной руды на пред­приятиях КМА на 20—35% ниже. Но разработка месторождений же­лезной руды в этом регионе, особенно открытым способом, ведет к без­возвратной потере плодородных земель. Бесследно исчезают уникаль­ные богатые черноземы с содержанием гумуса 10—13%.

Белгородское НПО «Гидроруда» и научно-исследовательские ин­ституты Белгородской области разработали и опробовали в промыш­ленных условиях новый нетрадиционный и экологически безопасный способ скважинной гидродобычи твердых полезных ископаемых. До­быча руды этим способом обходится в 5—7 раз дешевле, чем шахтным, и в 2—3 раза дешевле, чем открытым. Строительство таких рудников требует на порядок меньше времени и в 10—20 раз меньше капиталовложений, гарантирует более щадящее отношение к окружающей среде.

Основные запасы железных руд КМА сосредоточены в семи наи­более разведанных месторождениях — Лебединском, Стойленском, Чернянском, Погромецком, Яковлевском, Гостищевском и Михайловском.

На Кольском полуострове и в Карелии эксплуатируются менее зна­чительные месторождения железных руд с невысоким (28—32%) со­держанием железа: Ковдорское, Оленегорское, Костомукшское.

Значительны ресурсы железных руд Урала; месторождения тянут­ся широкой полосой с севера на юг параллельно Уральскому хребту. Это Качканарская (запасы составляют 6,1 млрд т), Тагило-Кушвенская, Бакальская и Орско-Халиловская группы месторождений. Добыча же­лезных руд здесь ведется открытым способом.

В восточных районах также выявлены месторождения железных руд. В Западной Сибири — руды Горной Шории и Рудного Алтая (запа­сы составляют более 1 млрд т); в Восточной Сибири — Ангаро-Питский, Ангаро-Илимский бассейны и др., расположенные в Приангарье, Кузнецком Алатау и Забайкалье (балансовые запасы — более 4 млрд т).

На Дальнем Востоке перспективны Алданская железорудная про­винция, Олекмо-Амгуньский район в Республике Саха (Якутия), тяго­теющие к трассе Байкало-Амурской магистрали. Основная часть же­лезных руд региона (80%) сосредоточена в Якутии.

Месторождения марганцевых руд представлены Усинским в Запад­ной Сибири, Полуночным на Урале и небольшими слабо изученными месторождениями в Хабаровском крае.

При общей достаточно крупной сырьевой базе железных руд рай­онами, испытывающими их дефицит, являются Урал и Западная Си­бирь, где необходимо продолжать геологоразведочные работы, чтобы укрепить сырьевую базу действующих предприятий.

Весьма дефицитны руды марганца и хрома. Разведанные запасы этих металлов на территории России составляют соответственно 5 и 3% общих запасов СНГ, при потребностях 40 и 38%. В настоящее время потребности в этих рудах покрываются за счет импорта с Украины и из Казахстана. За счет ввоза из других государств Российская Федерация удовлетворяет около 15% своих потребностей в железной руде и чер­ных металлах.

В количественном соотношении в европейской части разведанные руды черных металлов значительно преобладают над запасами угля, в восточных районах топлива больше, чем сырьевых ресурсов. Благопри­ятное сочетание железных руд и коксующихся углей характерно для Западной Сибири (Горная Шория — Кузбасс) и Дальнего Востока (Ал­данский бассейн — Южно-Якутский бассейн).

Черная металлургия полного цикла, передельная и малая метал­лургия отличаются по условиям размещения. Черная металлургия пол­ного цикла располагается по территории Российской Федерации: 1) вблизи источников сырья (Уральская металлургическая база, метал­лургическая база центральных районов европейской части); 2) вблизи топливных ресурсов (Западно-Сибирская металлургическая база); 3) между источниками сырья и топливными ресурсами (Череповецкий металлургический завод).

В передельной металлургии сырьем в основном является металли­ческий лом (отходы металлургического производства, машинострои­тельных предприятий, амортизационный лом). Поэтому такие пред­приятия ориентируются на районы с развитым машиностроением и места потребления готовой продукции. Это позволяет выплавлять ста­ли больше, чем чугуна, что дешевле в 12—15 раз. Еще теснее связана с машиностроительными заводами малая металлургия.

Особыми факторами размещения отличается производство элект­росталей и ферросплавов. Электростали производят вблизи источни­ков электроэнергии и металлического лома (г. Электросталь Москов­ской обл.). Ферросплавы — сплавы железа с легирующими металлами (марганец, вольфрам, хром) — получают в доменных печах или элект­ротермическим способом на металлургических предприятиях или на специализированных заводах (Челябинск).

Современная география черной металлургии характеризуется про­должающимся процессом территориального разобщения центров до­бычи металлургического сырья и топлива и районов размещения ме­таллургических предприятий. Так, например, железная руда, добывае­мая в Курской магнитной аномалии или на Кольском полуострове, пол­ностью вывозится в другие районы страны. Такие крупные металлур­гические предприятия, как Череповецкий и Липецкий, полностью ра­ботают на привозном сырье и топливе.

Производители и потребители черных металлов также разобщены территориально. Это связано с тем, что основные потребители продук­ции черной металлургии — машиностроение и строительство — разме­щены по стране повсеместно.

Крупнейшим производителем чугуна и стали в России с XVIII в. остается Урал. Сейчас он дает 46% производимых в стране черных ме­таллов. Черная металлургия Урала работает на привозном топливе — кузнецком и карагандинских (Казахстан) углях. Угли местного Кизеловского бассейна могут быть использованы только в смеси. Сырье поступает частично из Казахстана (Соколовско-Сорбайские руды), ча­стично с Курской магнитной аномалии. Местная сырьевая база пред­ставлена перспективным Качканарским (Качканарский ГОК) и Бакальским месторождениями.

На Урале действуют различные типы предприятий и производств: полного цикла (Магнитогорск, Нижний Тагил, Новотроицк, Челя­бинск), передельные (Екатеринбург, Ижевск, Златоуст, Лысьва, Серов, Чусовой), по производству доменных ферросплавов (Серов, Челя­бинск), по выпуску трубопроката (Первоуральск, Каменск-Уральский, Челябинск, Северск). Это единственный регион в стране, где выплав­ляются природно-легированные металлы (Новотроицк, Верхний Уфалей) и чугун на древесном угле.

Передельная металлургия заняла здесь главенствующее положение, однако основу составляют все же предприятия с полным циклом, рас­положенные вдоль восточных склонов Уральских гор. На западных склонах в большей мере представлены предприятия неполного цикла.

На Урале проводится широкая реконструкция металлургического производства. С целью повышения технического уровня и рентабель­ности старые металлургические производства перепрофилируются в передельные, специализирующиеся на производстве высококачествен­ных видов проката; перестают эксплуатироваться устаревшие домны и мартены, блюминги и слябинги. Им на смену придут кислородно-кон­вертерные цеха, интенсивное кислородное дутье, продувка аргоном, очистка металла в вакууме, установки по непрерывной разливке стали. Увеличивается процент перерабатываемого металла в шихте, что поз­волит сократить производство жидкого чугуна.

Второй по значению является Центральная металлургическая база, охватывающая Центрально-Черноземный, Центральный, Волго-Вятский, Северный, Северо-Западный экономические районы, а также Верхнее и Среднее Поволжье. Центральная металлургическая база пол­ностью работает на привозном топливе (донецкий уголь или кокс). Однако по себестоимости коксующиеся угли Воргашорского и Усинского месторождений (Северный экономический район) могут конку­рировать с углями Донбасса. Их использование в смеси с кузнецкими дает на Новолипецком металлургическом заводе в расчете на 1 т чугуна значительную экономию при одновременном повышении качества металла. Поэтому целесообразно расширять поставки печорских кок­сующихся углей на заводы Центрального и Центрально-Черноземного экономических районов.