Смекни!
smekni.com

Экономическая география России (стр. 68 из 139)

В последние 3—4 года региональная политика в России стреми­тельно проходит этапы официального признания. Она превращается в политическую моду. Редкое программное заявление государственных властей обходится без утверждений о приоритетности региональной по­литики.

В науке, по мнению академика А.Г. Гранберга*, вносящего значи­тельный вклад в разработку региональной политики, ситуация выгля­дит несколько иначе. По его определению, современное открытие ре­гиональной политики — не более чем смещение в терминах и акцентах, поскольку предмет, объекты, методы исследования и формы реализа­ции — это вечные проблемы региональных исследований.

* Гранберг А.Г. Проблемы комплексного регионального развития России. М.,1996 (изд. СОПС при МЭ РФ).

Постоянный фон региональной политики обусловлен физико-ге­ографическими «вечными» и историческими факторами (различие в ресурсной обеспеченности, в расселении населения и т. п.).

Просто критиковать прежнюю региональную политику — непродуктивно, так как уже нет той системы и сейчас необходима переоцен­ка сложившейся системы размещения производительных сил с точки зрения сохранения или преобразования ее элементов и связей. Наи­большую озабоченность вызывает такое наследие прошлого, как чрез­мерная концентрация многих производств, узкая специализация реги­онов, дальние расстояния между поставщиками и потребителями, су­ществование моногородов (атомные городки, угольные поселки, где большая часть населения зависит от функционирования одного пред­приятия).

Трансформация экономической и политической систем в СССР и Российской Федерации с середины 80-х гг. создала качественно новую ситуацию для региональной экономической политики. Здесь следует отметить:

распад СССР и формирование постсоветского геополитического и экономического пространства;

открытие экономики для внешних рынков;

формирование реального федерализма;

демилитаризацию экономики.

Эти процессы в сочетании с исходной региональной дифферен­циацией создают массу новых региональных проблем. Среди них сле­дующие. Развал СССР привел к возникновению в России новых пригранич­ных регионов со всеми вытекающими последствиями. В первую очередь необходимы принципиально новые подходы к развитию их экономики.

Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике везде приводит к временным социально-экономическим потрясениям из-за разной способности адаптации регионов к рыноч­ным условиям. Особенно уязвимы оказались три группы регионов:

с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельны­ми при рыночных ценах или внезапно потерявших потребительский спрос на свою продукцию;

удаленные от основных экономических центров; их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов, кото­рые в ряде случаев выросли в 5—10 тыс раз;

получавшие ранее из федерального бюджета значительные дота­ции и внезапно потерявшие их.

В то же время ряд регионов, где сложилась рыночная инфраструк­тура и особенно где возник банковский капитал (например, Москва), достаточно быстро оправились от шока.

Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большая часть терри­тории России в настоящее время — это проблемные регионы. Основ­ными типами проблемных регионов являются слаборазвитые, депрессионные, экологически опасные, приграничные.

К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднероссийско­го уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (се­верокавказских, Марий Эл, Алтай, Тыва), ряд областей европейской части. До 80% и более населения этих субъектов Федерации находится ниже официальной черты бедности.

Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спа­дом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокая безработица. В их группу входят многие индустриально развитые обла­сти Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, За­падно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.

К экологически опасным относятся регионы, испытывающие по­следствия различных катастроф (Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбасс), побережье поднимающегося Каспийского моря.

В отдельную группу, принимая во внимание геополитическую си­туацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь помимо попыток поднять экономику необходимо развернуть принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраст­руктуру, что приведет к коренным изменениям даже уклада жизни.

Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в по­литике региональных властей определяют неравномерность осуществ­ления реформ и их региональное разнообразие.

Основные вариации определяются примерно следующими моде­лями поведения региональных властей:

осуществление рыночных преобразований даже ценой усиления со­циальной дифференциации (Москва и др.);

ориентация на увеличение экспорта с использованием различия в мировых и внутренних ценах и льгот по внешнеэкономической дея­тельности;

завоевание для своего региона льгот от федерального правительст­ва (налоговые льготы, субсидии и т.п.);

сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль за ценами, нормирован­ное распределение товаров, запрет на их вывоз и т.д.).

В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замк­нутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных свя­зей. Предельная ситуация в процессе дезинтеграции — выпадение ре­гиона из экономической системы — выход из состава государства, его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены и по сей день, они проявляются в Приморье, Чечне, Татарстане и др.

Примеров интеграционной направленности пока очень мало (в Российской Федерации — Беларусь). Однако политическая опасность распада ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодо­лении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты следует поддержать государству, в чем и отразится один из аспектов его региональной политики.

Огромные различия российских регионов по всем условиям раз­вития и федеральное устройство страны обрекают на неудачу унифи­цированные подходы к проведению реформ. Для реформирования Рос­сии необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции.

Суть регионализации — учет специфики регионов в общероссий­ской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда реформ на региональный уровень (например, реформу в коммунальном секторе); разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития.

Пространственная интеграция экономики России также включает ряд специальных мероприятий, среди них:

стабилизация интегрирующих систем (магистральный транспорт, связь, энергетическая и водные системы);

совершенствование механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов Федерации;

проведение единой внешнеэкономической политики, т.е. созда­ние для всех регионов единых условий для выхода на внешние рынки.

Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, противоре­чивы. Не исключено вырождение регионализации в региональный се­паратизм. Но и чрезмерная централизация управления реформой нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на мес­тах создает базу регионального сепаратизма, поскольку в регионах уси­ливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе регио­нальных коалиций, можно добиться большего.

Глава 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Территориальные пропорции развития производительных сил от­ражают участие каждого субъекта Федерации — республик, краев, об­ластей, национальных образований — в формировании экономическо­го потенциала страны на различных этапах ее развития. Понятие «тер­риториальные пропорции» охватывает взаимосвязанные между собой производственную и непроизводственную сферы экономики и бази­руется на учете многочисленных, часто разнонаправленных, предпо­сылок и ограничений развития территорий.

Территориальные пропорции развития общественного производ­ства России в течение многих десятилетий формировались в составе мощного государственно-экономического объединения — СССР, на­роднохозяйственный комплекс которого рассматривался как целостный экономический механизм, развивающийся в условиях планового веде­ния хозяйства. Территориальные пропорции развития народного хозяй­ства рассматривались взаимосвязанно с развитием и совершенствова­нием единого народнохозяйственного комплекса страны, они — резуль­тат производственной специализации регионов или территориального разделения труда. Поскольку производственная специализация служит стержнем хозяйственного развития любой территории, масштабы раз­вития отраслей специализации предопределяют соотношение всех тер­риториальных образований в общественном производстве.

С позиций экономики страны в целом территориальные пропор­ции дают комплексное территориально-отраслевое представление о размещении производительных сил, выступая как обобщающая эко­номическая категория, характеризующая общественное производство страны с точки зрения эффективного сочетания мест концентрации природных ресурсов, населения и центров потребления с центрами производства. Таким образом, территориальные пропорции отражают, с одной стороны, соотношение между возможностями регионов и до­стигнутым уровнем их развития, с другой — соотношение между регио­нами в производстве и потреблении всех видов продукции, в уровнях социального развития.