Смекни!
smekni.com

Бурова и. И., Силинский с. В. Сша. Спб., 2002 (стр. 10 из 79)

Поддержка Франции была необходима американцам, но особой радости союз с ней не вызывал: французы были старыми врагами англосаксов, слишком памятными оставались еще события англо-французской войны 1756—1763 годов, да и принадлежность большинства французов к католической церкви, в то время как большинство американцев были протестантами, не внушала особого энтузиазма. Тем не менее вскоре после подписания франко-американского союза на карте Кентукки появился городок Луисвилл, названный в честь французского короля Людовика XVI. В 1778—1783 годах американцы получили от Франции огромные денежные суммы, оружие, практически весь свой военно-морской флот; кроме того, на стороне США сражалась почти половина французской регулярной армии.

Вслед за Францией в 1779 году в войну против Англии вступила и Испания, также не желавшая упустить случай укрепить свои позиции в Новом Свете. Объединенный франко-испанский флот, численно превосходивший британский, добился господства на море, крайне затруднив поставку продовольствия и оружия воюющей в Америке армии короля. В новых условиях американцев поддержали и другие европейские страны, заинтересованные в ослаблении Британии. В 1780 году по инициативе российской императрицы Екатерины II ряд европейских государств объявил «вооруженный нейтралитет», направленный против Британии. В 1782 году в войну против Великобритании вступила Голландия.

Британия могла эффективно бороться со взбунтовавшимися колониями, но она была бессильна одновременно вести войну с таким числом государств. Осенью 1781 года основная американская армия Британии под командованием лорда Корнуоллиса была прижата к побережью Виргинии превосходящей по численности американской армией. Положение британцев было безвыходным, так как побережье было одновременно блокировано французскими военными кораблями. В результате 19 октября Корнуоллис признал свое поражение. Эта победа американцев предопределила исход войны, хотя боевые действия в Иовом Свете продолжались еще в течение года. В 1782 году измотанная войной Британия была вынуждена согласиться на переговоры и в 1783 году пошла на подписание Парижского (Версальского) мирного договора. Со стороны США его архитекторами были Бенджамин Франклин, Джон Адамс (1735—1826) и Джон Джей (1745—1829).

Бывшая метрополия полностью признала независимость Соединенных Штатов. В свою очередь, американцы обязывались не чинить притеснений сторонникам короля и вернуть принадлежавшую им собственность, а также выплатить старые долги бывшей метрополии. Вопреки ожиданиям лондонских политиков последние обязательства не были соблюдены в полной мере.

Так завершилась Война за независимость Соединенных Штатов Америки, в которой европейские королевства поддержали республику в ее борьбе против монархии. По окончании войны в выигрыше остались только американцы. Ни Франции, ни Испании не удалось усилить свои позиции в Новом Свете. Франция была разорена войной, и радость мщения за поражение 1763 года была отравлена хроническим дефицитом государственного бюджета, что наряду с вольнолюбивыми настроениями, проникшими в страну из Америки, привело в конечном итоге к Великой французской революции (1789). Британия пострадала больше всех: она лишилась огромной территории в Новом Свете, и англичане так и не простили королю Георгу III национального позора, обрушившегося на них в его царствование из-за его политической недальновидности и глупого упрямства.

Два года спустя после подписания мирного договора Соединенные Штаты направили в Великобританию своего посла, Джона Адамса. Он был вежливо принят Георгом III, однако своего посла в США бывшая метрополия направила только в 1791 году.

ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ США

После победы в Войне за независимость колонии, превратившиеся в независимые государства, упивались обретенной свободой, и из-за разгула демократии возникла реальная угроза сползания молодых государств к анархии. Конгресс не был и попросту не мог быть могущественным органом централизованного управления союза колоний, между тем было очевидно, что для поддержания стабильности Америке необходим сильный федеральный центр. Поэтому члены Конгресса вскоре после провозглашения независимости Соединенных Штатов приступили к подготовке законов, которые бы регулировали жизнь в освободившихся колониях и не дали бы развалиться сложившемуся союзу штатов. Так началась работа над созданием Конституции США.

Прообразом Конституции США стал документ под названием «Фундаментальные положения», принятый в 1639 году в колонии Коннектикут. Подобные законодательные уложения, регулировавшие жизнь поселенцев, принимались и в других английских американских колониях. После провозглашения независимости каждый из штатов обзавелся собственной конституцией — так в мае 1776 года посоветовал им Конгресс. В революционном запале некоторые штаты намного опережали время. Так, памятуя о героических подвигах женщин во время войны, а также следуя духу и букве «Декларации независимости», утверждавшей равенство всех людей, в штате Нью-Джерси женщинам даже предоставили право голоса.

В этих основных законах штатов было много общего — в них содержались декларации о правах, гарантии долгожданных свобод, в большинстве документов предполагалось проведение ежегодных выборов в законодательное собрание штата, все они свидетельствовали о том, что на данном этапе освободившиеся колонии недооценивали роли судебной и особенно исполнительной власти. В большинстве случаев наблюдалась тенденция к диктатуре законодателей и принижению роли выборных губернаторов, что не могло не тревожить здравомыслящих американцев, чье мнение выразил Томас Джефферсон (1743—1826), заявивший, что «173 деспота (т. е. члены законодательного собрания.— И. Б., С. С.) неизбежно оказываются такими же угнетателями, что и один».

Чтобы положить конец опасным тенденциям, по инициативе Конгресса были разработаны «Статьи конфедерации», которые были переданы на одобрение всем штатам и приобрели статус закона в марте 1781 года. По этим законам США жили до 1787 года, хотя в их текст были внесены некоторые поправки. Конгрессу предоставлялось право решать вопросы войны и мира, вести международную политику, улаживать споры, возникающие между отдельными штатами, распоряжаться чеканкой денег, организацией почты, разрешать проблемы с индейцами, осуществлять управление западными территориями, которые постепенно заселялись при продвижении поселенцев в глубь материка. Правительство, заседавшее тогда в Филадельфии, формировалось на выборной основе, каждый штат, независимо от своих размеров и величины населения, обладал в Конгрессе только одним голосом. Законы принимались, если за них голосовали две трети штатов, а для внесения поправок в сами «Статьи конфедерации» требовалось единодушное одобрение. При огромном количестве обязанностей Конгресс обладал минимумом полномочий. Он мог обращаться к штатам с просьбами или рекомендациями, но приказывать им не мог. У конфедерации не было ни исполнительной, ни законодательной власти. Единственным административным главой был президент Конгресса, избиравшийся ежегодно. Даже попытка ввести налог с каждого штата на нужды конфедерации окончилась провалом, и Конгрессу пришлось довольствоваться добровольными пожертвованиями штатов. «Статьи конфедерации» явились прообразом принятой позднее Конституции США. Этот документ сыграл важную историческую роль, не дав бывшим колониям превратиться в кучку маленьких независимых государств и сохранив среди бывших колонистов дух единства.

21 февраля 1787 года Конгресс принял решение о необходимости пересмотра «Статей конфедерации», и 25 мая того же года двадцать девять депутатов Конституционного конвента приступили в Филадельфии к работе над новой конституцией, продолжавшейся до 17 сентября. Всего для этой задачи было избрано 73 депутата от штатов, но в итоге под текстом конституции поставили свою подпись 39 человек. Члены конвента были относительно молоды — их средний возраст составлял сорок два года. Вместе с тем старейшим членом этого органа был Франклин, которому уже исполнился 81 год. Все, кому была поручена работа над конституцией, пользовались глубоким уважением соотечественников. Не случайно Томас Джефферсон, который в это время все еще находился в Европе, служа посланником США во Франции, назвал их «собранием полубогов». Председателем Конституционного конвента единодушно был избран Джордж Вашингтон, прославленный «меч революции». Большую роль сыграли в выработке документа 32-летний Александр Гамильтон (1755—1804), выступавший за установление сильной централизованной власти, и 36-летний Джеймс Мэдисон (1751—1836), которого называют «отцом американской конституции» и которому принадлежала основная роль в создании основного закона США. Мэдисону принадлежит ставшая крылатой фраза: «Если бы люди были ангелами, не было бы потребности в каком-либо правительстве». О необходимости крепкой централизованной власти говорил и Джордж Вашингтон, считавший, что его современники придерживаются «слишком хорошего мнения о человеческой природе», если полагают, будто народ может обойтись без правительства.

В работе над конституцией не принимали участия наиболее пылкие из лидеров Американской революции: помимо Джефферсона в Европе находились Джон Адаме и Томас Пейн (1737—1809), а Сэмюэл Адаме (1772—1803) не был избран гражданами Массачусетса. В то же время от законотворчества самоустранился и один из самых пламенных поборников самостоятельности штатов Патрик Генри (1736—1799), отклонив предоставленную ему Виргинией честь. Члены Конституционного конвента работали за закрытыми дверями, чтобы избежать давления со стороны. Это были серьезные, уравновешенные, состоятельные люди, искренне радевшие не о собственных выгодах, а о благе страны. Они были в хорошем смысле слова националистами, а патриотизм и трезвомыслие заставляли их стремиться к созданию надежных основ для союза американских государств.