Смекни!
smekni.com

Бурова и. И., Силинский с. В. Сша. Спб., 2002 (стр. 16 из 79)

Понимая, что Мексика не смирится с потерей огромной территории, США стали готовиться к войне, введя в Техас правительственные войска, а в 1846 году американской армии был отдан приказ о вторжении на остальную территорию Мексики. Успешно развивая наступление, американцы в марте 1847 года заняли город Веракрус, а в сентябре пала столица страны Мехико. Мексиканскому правительству не оставалось ничего, кроме как пойти на унизительные переговоры о мире. Американо-мексиканский договор был подписан 2 февраля 1848 года в Гуада-лупе-Идальго. В соответствии с ним США становились собственниками почти половины всей прежней территории Мексики, которая лишилась не только Техаса, но также Новой Мексики, Верхней (северной) Калифорнии (сохранив за собой только полуостров Калифорния) и части Аризоны. Кроме того, американские корабли получили право беспрепятственного плавания в Калифорнийском заливе, являющемся фактически внутренней акваторией Мексики, и по реке Колорадо.

На этом амбиции США не иссякли. 3 ноября 1853 года некий Уильям Уокер, юрист по образованию и издатель по профессии, во главе вооруженного отряда, прибывшего из Сан-Франциско на бриге «Каролина», вторгся на территорию мексиканского штата Нижняя Калифорния, пытаясь «колонизировать» его в пользу Америки. При этом авантюрист делал вид, что появление его в Мексике является гуманной акцией, предпринятой в ответ на мольбы местных жителей защитить их от злобных индейцев из племени апачей. Не забыл Уокер и о собственной выгоде: провозгласив Нижнюю Калифорнию независимой республикой, он объявил себя ее президентом. Однако Уокер не получил поддержки от американских властей и был вынужден бесславно ретироваться. И все же 30 декабря 1853 года Мексике пришлось пойти на еще одну серьезную уступку американцам, подписав новый договор о продаже США части своей территории между реками Колорадо и Рио-Гранде-дель-Норте, по которой проходит нынешняя граница между этими двумя государствами. За это приобретение США заплатили 10 миллионов долларов. Покупка того стоила — благодаря ей единственная сухопутная граница между благословенной Верхней Калифорнией и Мексикой прошла по северу Калифорнийского полуострова, а восточная граница американской Калифорнии оказалась внутри США. Кроме того, приобретение 29 640 квадратных миль позволило в дальнейшем проложить трансконтинентальную дорогу между восточным и западным побережьями так, чтобы она прошла целиком по территории США.

После окончания войны с Мексикой США вышли на побережье Тихого океана — от современной Канады до современной Мексики. К середине 1850-х годов площадь страны увеличилась в восемь раз по сравнению с 1776 годом. США начинали ощущать себя великой державой, претендуя на первенство среди других государств обоих американских континентов. Действительно, влияние США на международной арене в середине XIX века заметно возросло. Хотя попытки захватить или купить Кубу не увенчались успехом, США не теряли надежды укрепиться в Центральной Америке. Так, в 1850 году государство заключило с Великобританией договор о строительстве Панамского канала и дальнейшем контроле над ним.

Приобретение бывших мексиканских территорий и развитие скотоводства на Западе ознаменовало начало эры американских ковбоев. Ковбоями, что в переводе означает «пастухи коров», называли не только скотоводов, денно и нощно охранявших стада от хищников и скотокра-дов, но и тех отважных парней, что занимались перегоном партий скота с юга в северные штаты. В 1860-е годы армию ковбоев пополнили ветераны Гражданской войны, бывшие рабы из южных штатов, мексиканцы и уроженцы востока США, жаждущие приключений. Рабочий день ковбоя составлял 18 часов, в течение которых он практически не сходил с коня, а получал он за свой труд примерно 25 долларов в месяц. Никто из ковбоев не разбогател на своей работе, тем более что неписаный ковбойский закон требовал расстаться с презренным металлом сразу после выплаты вознаграждения за труд. В прериях деньги тратить попросту не на что, поэтому молодцы с револьверами за поясами направлялись в мелкие западные городки, «каутауны», где к их услугам были салуны, в которых устраивались неистовые оргии. Одним из излюбленных мест ковбойских развлечений стал Додж-Сити. В ковбойских городках царило беззаконие и насилие. Там можно было стать свидетелем самых диких сцен. Со временем прокладка железных дорог позволила перевозить скот в любом направлении, и эра ковбоев-скотогонов отошла в прошлое. Постепенно герои американских легенд XIX века превратились в заурядных пастухов.

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА

Традиционным американским видом сухопутного транспорта были конные повозки, применявшиеся с первых дней существования европейских колоний в Америке. Для перевозки товаров также широко пользовались водными артериями. Поэтому очень важную роль отводили строительству канала Эри, связавшего озеро Эри с рекой Гудзон. 25 октября 1825 года был открыт водный путь, соединивший нью-йоркский порт с населенными пунктами на Великих озерах, реке Миссисипи и ее многочисленных притоках.

В 1829 году в Балтиморе был введен в строй первый 13-мильный участок железной дороги, которая пересекла Аллеганские горы и к началу 1853 года дошла до реки Огайо. Вначале железная дорога представляла собой конку, пассажиры которой размещались в двухпалубном фургоне: на нижней палубе были предусмотрены места для сидения, пассажирам верхней палубы предлагалось располагаться прямо на крыше экипажа. Конку тащила упряжка из двух лошадей, позволявшая развивать скорость до двенадцати миль в час. С 1830 года появились локомотивы на паровой тяге, способные перевозить маленькие составы, но увеличение массы поезда потребовало прокладки более надежных рельсовых путей.

Одновременно с постройкой «БиО» — железной дороги, связавшей Балтимор с берегами Огайо, — были введены в строй десять железнодорожных линий, объединившихся в Нью-Йоркскую центральную железную дорогу, а правительство начало рассматривать проект строительства трансконтинентальной железнодорожной магистрали, потребность в которой стала особенно острой в связи с массовыми переселениями американцев в западные области страны и их стремительным экономическим развитием.

На море под американским флагом ходило все большее число пароходов, однако одновременно в середине века строились и высокоскоростные деревянные парусники-клиперы. Потребность в них была высока в связи с развитием американских поселений на Тихоокеанском побережье. При отсутствии Панамского канала и трансконтинентальной железной дороги наиболее быстрый путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско лежал по морю в обход мыса Горн, южной оконечности Южной Америки, 31 августа 1851 года американский клипер «Флаинг Клауд» установил рекорд скорости, проделав этот путь длиной почти в шесть тысяч миль всего за 89 дней и 21 час. Нетрудно подсчитать, что в день клипер проходил около 350 километров. В том же году была заложена целая флотилия огромных клиперов, которым предстояло стать главным средством сообщения между Атлантическим и Тихоокеанским побережьями США. В то же время в конце 1850-х годов по бездорожью между Сект-Луисом и Лос-Анджелесом начали курсировать почтовые дилижансы. Они преодолевали четыре тысячи километров за 20 дней, двигаясь днем и ночью, но могли везти не более пяти пассажиров. К тому же путешествие было рискованным не только само по себе, но и потому, что маршрут пролегал через земли, населенные враждебными индейскими племенами.

В 1850-е годы железные дороги стали привычными во многих приатлантических штатах. А 10 мая 1869 года было завершено строительство грандиозного рельсового пути, который пересек континент с востока на запад. Строительство железной дороги велось в противоположных направлениях компаниями «Юнион Пасифик» и «Сентрал Пасифик». Рельсоукладчики встретились в местечке Про-монтори-Пойнт, штат Юта. Честь забить золотой костыль на месте стыка двух веток была предоставлена президенту железнодорожной компании «Сентрал Пасифик» Лилан-ду Стэнфорду. Для этой цели ему вручили специальный серебряный молоток, но Стэнфорд до того разволновался, что его удар пришелся мимо. Тогда за дело взялся вице-президент «Юнион Пасифик» Томас Дьюрант, но и он промахнулся. Наконец, молоток перешел в руки главного инженера «Юнион Пасифик» Гренвилла Доджа, и тот наконец забил злополучный символический костыль.

Новость о завершении строительства трансконтинентальной магистрали по всей стране встречали колокольным звоном и пушечными салютами. И было чему радоваться: теперь путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско занимал не три месяца, а всего восемь дней. 24 июля 1870 года в Нью-Йорк пришел первый прямой поезд из Сан-Франциско.

Железные дороги, протянувшиеся по необжитым местам, способствовали приходу в них цивилизации. На месте поселков железнодорожных строителей возникали городки и города, становившиеся центрами торговли и промышленности, а в их окрестностях процветали фермерские хозяйства, владельцы которых были уверены в том, что в нужное время поезда быстро доставят их продукцию в нужное место.

В 1870-х годах Америка переживала бум железнодорожного строительства, планировались новые трансконтинентальные линии. К этому времени железные дороги вокруг Нью-Йорка ежедневно перевозили до 50 тысяч пассажиров. Разветвленная железнодорожная сеть обслуживалась компаниями «Денвер Пасифик» и «Канзас Пасифик», которые связали Миссури и Колорадо. В течение первого десятилетия после окончания Гражданской войны в стране было проложено более 60 тысяч километров рельсовых путей, что удвоило протяженность железных дорог по сравнению с довоенным временем.