Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 10 из 46)

1. Метол марки А

5,0 г

2. Гидрохинон А

6,0 г

3. Сульфит натрия б/в А

50,0 г

4. Натрий углекислый б/в ч.

31,0 г

5. Калий бромистый чда

2,0 г

6. Бензотриазол

0,1 г

7. Полиокс 100

1,0 г

8. Вода

до 1 литра

Длительность проявления 6-12 мин.

20°±0,5°С

Промывка 0,1 мин.

15°±5°С

Фиксирование 15 мин.

15°±0,5°С

Промывка 15-20 мин.

15°±5°С

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1. Работа с приборами разрешается только после ознакомления с техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации.

2. Для правильной и безаварийной работы соблюдайте следующие условия:

- приборы всегда должны быть чистыми, крышки приборов должны быть плотно закрыты;

- оболочки проводов не должны иметь повреждений;

- соединительные кабели и сетевые провода не должны быть в натянутом состоянии и не

____________________________________________________________ 42

должны иметь перегибов;

- предохранители должны точно соответствовать номиналам, указанным в электрических схемах, ставить предохранители других номиналов запрещается.

3. Фотографические плёнки, особенно инфрахроматическая, должны храниться, использоваться и обрабатываться строго по инструкции.

2.2.2.4. Техника безопасности

1. Работа с приборами разрешается только после ознакомления с инструкцией по технике безопасности, действующей на предприятии.

2. Все сотрудники, работающие с электрическими приборами, должны уметь оказывать помощь при поражении током.

3. Корпуса всех приборов должны быть надёжно заземлены.

4. Запрещается переносить включенные приборы и оставлять их без присмотра.

5. Категорически запрещается эксплуатация приборов со снятыми кожухами, корпусами и крышками.

6. В случае перерыва в подаче электрической энергии все электрические приборы должны быть немедленно выключены.

7. После окончания работы все электрические приборы должны быть выключены и отсоединены от электрической сети.

8. Помещение, в котором проводятся исследования в ультрафиолетовом диапазоне, должно быть вентилируемо.

9. В процессе эксплуатации не должна нарушаться вентиляция источников излучения.

10. После включения источников излучения беречь глаза от попадания в них прямого и отражённого (проходящего через вентиляционные щели) света.

_____________________________________________________________ 43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Описание состояния сохранности произведения до реставрации

("Реставрационный паспорт художественного произведения", п. 8.)

При поступлении произведения в реставрационную мастерскую реставратор должен сделать подробное описание состояния его сохранности. Мы приводим примерную схему.

1. Основа. Особенности формы деревянной основы. Из скольких частей она состоит. Порода14 дерева. Как обработаны доски: рубленные, строганные, проглаженные скобелем.

Система крепления досок. Шпонки: накладные (указать, какие гвозди), врезные, односторонние, встречные, сквозные, несквозные, простые, фигурные, торцовые накладные (указать, какие гвозди), торцовые врезные. Порода дерева. Ширина и высота шпонок. Другие виды креплений: "ласточкины хвосты", "карасики", шпунты, металлические скобы.

Особенности обработки торцов и боковых сторон: доски залевкашены, сбиты рейками, обиты тканью (какой), морёны морилкой, окрашены, заолифлены; если оборот покрашен, указать чем. Если есть мощевик, описать его (где расположен, размеры).

Состояние сохранности. Доски разошлись (полностью или частично), растрескались (где, длина и ширина трещин). Расщепы по краям, вмятины, потёртости по краям, царапины, сколы, утраты древесины, коробление досок (указать величину и высоту выгиба, сделать профильный рисунок выгиба торца). Шпонки подвижные или нет, держат ли они доски или свободно ходят в пазах, выступили из пазов, отошли от основы в результате коробления досок. Отсутствие шпонок: одной или всех. Утрата дополнительных креплений.

Поражение плесенью. Описать внешний вид плесени. Если доска гнилая, описать внешний вид прогнивших мест (ямчатая или в виде трещин), степень и характер разрушения (сплошное, очаговое). Цвет поражённой древесины.

Поражения жуком-точильщиком. Указать степень разрушения доски и внешние признаки повреждения: цвет лётных отверстий.

14 Породу дерева устанавливают микроскопическим анализом клеточной ткани досок. (См.: Исследование основы. // Технология, исследование и хранение станковой и настенной живописи. / Под ред. Ю. И. ГРЕНБЕРГА. - М. 1987. - Гл. IV. - С. 220. 222-223).

_____________________________________________________________ 44

Ожоги древесины. Их местоположение. Размеры. Происхождение.

Подробное описание надписей, инвентарных номеров. Фотофиксация древних, а также и поздних надписей, имеющих отношение к судьбе памятника: подписей мастеров, коллекционных знаков. Указать все инвентарные номера, наклейки, надписи и печати. Их расположение. Чем и как они выполнены. Их содержание (запись делают с соблюдением орфографии оригинала).

Следы предыдущих реставраций: заполнение трещин, оклейка трещин и разошедшихся досок. Чем заполнены трещины и пропитаны доски (воск, смола, олифа и т. п.). Заполнены или нет лётные отверстия и чем (воск, подкрашенный левкас). Спилены или нет концы шпонок, выступающие за пределы досок. Имеются ли надставки с боковых сторон, клинья (шпонки заклинены). Дублировка доски. "Врезок" доски в новую, более толстую доску. Опилены или наращены поля (боковые, торцовые - полностью или частично).

Есть ли ковчег. Форма лузги. Её высота. Ширина полей.

2. Паволока. Материал: ткань, бумага. Природа волокна: лён, пенька (конопля), хлопок.

Вид переплетения, гарнитуровое (полотняное), саржевое (киперное), атласное (сатиновое)15. Количество нитей утка и основы на 1 см . Цвет ткани.

Расположение16: оплошное (одним куском), полосами (по полям, на стыке досок, на лузге, в местах сучков, у торцов; поперечными, вертикальными полосами).

Виды разрушений: отставания от доски, отслаивание от доски и грунта, разрывы по краям, разрывы нитей, поражения плесенью (внешний вид и характер)17, загрязнения. Утраты, их расположение и размеры. Участки обнажения паволоки и размеры наиболее крупных участков.

3. Грунт. Виды: меловой, гипсовый, алебастровый, смешанный18. Толстый, тонкий (указать толщину

15 Руководствуясь данными рентгенограммы (см. разд. 2. 1), а также обнажениями паволоки.

16 Руководствуясь данными рентгенограммы (см. разд. 2.1).

17 Руководствуясь данными исследования в ультрафиолетовом диапазоне излучения (см. разд. 2.2.1).

_____________________________________________________________ 45

в мм), рельефный, орнаментированный резным узором. Плотный, рыхлый, хрупкий, сыпучий, пылевидный, пожелтевший, тонированный.

Кракелюры, их виды: линейные, вертикальные, мелко- и крупносетчатые, диагональные. Переломы грунта травматического характера, переломанные углы на таблетках, сколы, утраты по углам. Утраты в местах стыка досок, трещин. Расслоение грунта.

Виды вздутий: сферические, вертикальные, горизонтальные (указать высоту и длину), отслоения грунта от основы в виде "домиков".

Следы предыдущих реставраций: дополнения при врезках и в местах утрат (меловые, гипсовые или восковые19). Поновительский грунт, положенный поверх авторского красочного слоя. Размывы авторского грунта в результате неправильного укрепления.

4. Красочный слой. Техника живописного слоя: желтковая темпера, золочение, серебрение, "двойник", масляные краски, клеевые краски; цветной лак по серебру, олову, слюде. Прочность связи с грунтом. Шелушение красочного слоя и красочного слоя с грунтом, мелкие вздутия с грунтом (закрытые, открытые), потёртости. Наличие кракелюров (если кракелюр имеется только на отдельных участках, то указать, на каких именно). Осыпи, царапины, гвордевые отверстия, ожоги, загрязнения поверхности.

Следы предыдущих реставраций: записи темперными, масляными или клеевыми красками (сплошные или частичные, на каких участках)20. Дополнения красочного слоя в местах утрат авторского по новому реставрационному грунту (в пределах утрат или заходящие на авторскую живопись21). Частичные прописки авторской живописи (поверх покрытия или после его удаления). Потёртости, помытости авторского слоя

18 Руководствуясь данными химических исследований (см. разд. 4.2.2). Так, данные химических исследований показывают, что формула гипса и алебастра одинакова: CaSO4, однако гипс содержит две молекулы воды, а алебастр -0,5, т. е. химическая формула гипса: CaSO4 . 2О, а алебастра - CaSO4 . 0,5H2О.

19 Руководствуясь данными химических исследований.

20 Руководствуясь данными рентгенограммы (см. разд. 2.1)

21 Руководствуясь данными рентгенограммы (см. разд. 2. 1).

_____________________________________________________________ 46

живописи в результате неумелого удаления покровной плёнки или записей. Следы клея или остатки желтковой эмульсии на поверхности. Указать цвет полимента в местах утрат золота, серебра, "двойника".

5. Покровный слой. Характеристика слоя: олифное покрытие, лаковое на основе мягких смол, воско-смоляное, белковое22.