Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 13 из 46)

26 См. также: БЕЗБОРОДОВА Л. Ф. Новые антисептики для защиты произведений масляной и темперной живописи. // Вопросы исследования, консервации и реставрации произведений искусства: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. - 1984. - С. 126-129.

_____________________________________________________________ 57

Учитывая тот факт, что микрофлора произведений искусства включает немало патогенных форм бактерий и плесневых грибов, необходимо соблюдать меры предосторожности.

1. Работая с заражённым произведением, необходимо обращать внимание на руки; если на руках имеются свежие порезы, ранки или трещины, их необходимо тщательно заклеивать медицинским лейкопластырем во избежание заражения от произведения.

2. По окончании работ с поражённым произведением необходимо вымыть руки с мылом и снять рабочий халат.

3. Категорически запрещается питаться или держать продукты в непосредственной близости от заражённого произведения.

3.2.2. Энтомологические повреждения

Изменение структуры древесины в процессе укрепления основы произведения (см. разд. 3.5) - надёжная гарантия защиты от заражения жуком-точильщиком, а восковое покрытие оборотной стороны доски препятствует яйцекладке самки (см. разд. 1.2.2).

3.2.2.1. Фумигационная обработка

При обнаружении на поверхности явных следов жизнедеятельности жука-точильщика (см. разд. 1.2.2) лучшим способом борьбы с ними до выполнения консервационно-реставрационных работ является фумигационная обработка произведения в камере. Однако такая процедура весьма опасна для здоровья вследствие высокой токсичности препаратов и выполняется поэтому работниками санитарно-эпидемиологической службы, а не реставраторами.

3.2.2.2. Обработка раствором ДДТ

З-5%-ный раствор ДДТ в ацетоне или этиловом спирте - наиболее эффективное средство в борьбе с жуком-точильщиком. Однако такой обработке подлежат иконы не экспозиционные, и только после выполнения всех консервационно-реставрационных работ.

3.2.2.2.1. Материалы и инструменты

1. 3-5%-ный раствор ДЦТ в ацетоне или этиловом спирте (см. разд. 3.1.6).

2. Плоская щетинная кисть.

3.2.2.2. Метод работы

Оборотную сторону иконы пропитывают раствором ДДТ с помощью флейца - весной, незадолго до выхода

_____________________________________________________________ 58

жуков из древесины. Такая пропитка в течение нескольких лет защищает её.

3.2.2.2.3. Меры безопасности

ДДТ - ядовитое вещество. Поэтому обработку следует выполнять в резиновых перчатках и респираторе, а руки по окончании обработки мыть с мылом.

3.3. Профилактическая заклейка

Профилактическая заклейка, наносимая на поверхность иконы, имеет два назначения.

1. Временная консервация деформаций (отставаний, разного рода вздутий и т. п.) красочного слоя и грунта, лежащего на паволоке или на деревянной основе, имеющая целью приостановить их дальнейшее развитие.

Такую заклейку наносят на срок от одного месяца до трёх лет, что зависит от следующих факторов:

- степени разрушения произведения;

- химического состава грунта;

- условий хранения произведения.

Если почему-либо профилактическая заклейка остаётся на произведении дольше срока, допустимого по инструкции, то она своими постоянными усадками и набуханиями при колебаниях температурно-влажностного режима хранилищ способна вызвать дополнительные разрушения. Поэтому такую заклейку следует обновлять (заменять новой). Если же режим хранения стабилен, срок пребывания профилактической заклейки на произведении может быть продлён.

2. Закрепление поверхности произведения на время работ по укреплению (см. разд. 3.4.2 - 3.4.8).

Такую заклейку наносят на срок от трёх дней до одного месяца.

3.3.1. Материалы и инструменты

1. Рыбий (осетровый) клей в водных растворах, концентрация которых зависит от химического состава грунта. Так, если грунт гипсовый, употребляют клеевой раствор 5-6%-ной, если меловой - 3-4%-ной концентрации .

Температура клеевых растворов не должна превышать 30-34°С.

ВНИМАНИЕ! Горячим клеем пользоваться нельзя: может произойти помутнение (разложение) покровного слоя. К тому же нарушаются адгезионные свойства клея.

_____________________________________________________________ 59

Валик: a - фланель, b - вата. Тампон: а - два слоя марли, b - вата.

2. Воско-смоляная мастика (см. разд. 3.1.3-4).

ВНИМАНИЕ! Употребляют только в одном случае: для нанесения профилактической заклейки на шелушащийся красочный слой при отставании грунта на иконах с недавно нанесённым реставрационным покрытием (см. разд. 3.4.3.7).

3. Этиловый спирт.

4. 1%-ный спиртовой раствор пентахлорфенолята натрия (см. разд. 3.1.5).

5. Папиросная бумага27.

ВНИМАНИЕ! Нельзя употреблять в качестве профилактической заклейки обёрточную, писчую, печатную, лощёную бумагу. Все виды бумаги, кроме папиросной, дают сильную усадку и скручиваются, срывая и без того слабый красочный слой и грунт.

6. Флейц или широкая щетинная кисть.

7. Валик.

Валик устроен следующим образом: на деревянный стержень накручивают слой отжатой от воды ваты и несколько слоев влажной фланели (рис. 30).

8. Хирургический зонд.

9. Тампон влажный (рис.31).

Тампон должен быть крепко скручен, смочен горячей водой и отжат до такой степени, чтобы впитывать в себя излишки клея.

Насыщенный клеем тампон заменяют новым.

10. Тампон сухой. Состоит из ваты и марли.

11. Фильтровальная бумага.

12. Компресс водный.

27 Ввиду того, что папиросная бумага дает в двух различных направлениях различную усадку, ее наносят на произведение, учитывая расположение волокон деревянной основы. В случае нанесения бумаги поперек волокон древесины заклейка может вызвать дополнительные разрушений: разрывы в грунте, шелушение красочного слоя, отставание паволоки от основы. Волокна бумаги должны лежать параллельно волокнам древесины!

Определение направления волокна бумаги: вырезав полоски (1 см в ширину) и в перпендикулярных направлениях совместив два разных листка, их зажимают с одного конца пальцами. Та полоска, которая свесится вниз, направлена по ширине бумаги.

_____________________________________________________________ 60

В данном случае компресс - это кусок фланели, смоченной в горячей воде и отжатой.

13. Шпатель пластмассовый.

3.3.2. Метод работы

При наличии на поверхности произведения плесени профилактическую заклейку наносят только после предварительной обработки поражённого участка этиловым спиртом или 1%-ным спиртовым раствором пентахлорфенолята натрия.

Бумагу режут на небольшие листочки (в среднем размером 5x7 см или для большемерных икон - 10x15 см). Причём размер листика зависит от вида и степени разрушений. Так, чем рельефнее деформация, тем меньше размер листика (во избежание слишком больших напряжений сжатия, связанных с усадкой бумаги в процессе её высыхания).

Флейцем или широкой щетинной кистью на листик папиросной бумаги наносят рыбий клей так, чтобы весь листик был смазан равномерно.

ВНИМАНИЕ! 1. Нельзя наносить на бумагу слишком много клея, так как при высыхании он образует на поверхности неравномерно толстую плёнку, которая может сорвать красочный слой, вызвав его аварийное шелушение.

2. Нельзя наносить клей непосредственно на деформированную поверхность красочного слоя с последующим нанесением на неё сухой заклейки, особенно крупного формата. Это приведёт к тому, что клей, ложась неровным слоем, проникнет в трещины грунта и, застревая там, воспрепятствует дальнейшей работе с памятником. В результате такого способа нанесения клея бумага приклеивается частями, образуя так называемые "карманы" ("пакеты").

(Иногда встречаются случаи сознательного применения профилактической заклейки "пакетом" для сохранения фрагментов, ссыпавшихся с различных участков живописной поверхности, чтобы в дальнейшем, при проведении процедуры укрепления, перенести и приклеить их в соответствующих местах. "Пакет" с такой целью устраивается на участке, лишённом живописи и грунта, либо поверх заранее нанесённой на поверхность сплошной профилактической заклейки. Итак, "пакет" - это профилактическая заклейка в виде листа папиросной бумаги, смазанного клеем по периметру; середина его

_____________________________________________________________ 61

Расположение листков профилактической заклейки.

остаётся сухой. Такая заклейка, нанесённая на повреждение, не может предохранить деформированный красочный слой и грунт от дальнейших разрушений. При осыпях или шелушениях красочного слоя или красочного слоя вместе с грунтом "пакет" не удерживает отставшие куски, а при вздутиях не предохраняет их от вскрытия.)

Смазанный клеем листик папиросной бумаги накладывают на поверхность, аккуратно расправляют его валиком, не нажимая на деформированную поверхность (так, если бумагу наносят на вздутие, давить на него не следует: оно сломается). Во избежание появления морщинок или пузырьков воздуха листик прокалывают хирургическим зондом, чтобы заклейка полностью прилипла к поверхности.

От правильности нанесения профилактической заклейки зависит дальнейшее состояние произведения.

Необходимо соблюдать следующие условия.

1. Края листиков должны заходить один на другой не менее, чем на 0,5 см. Укладка "встык" может вызвать на стыке разрывы красочного слоя и грунта.