Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 40 из 46)

_____________________________________________________________192

недовольство, что его преемник Андроник II (1282 - 1328) должен был немедленно отказаться от этого сближения. "В этих условия развязывал вражду византийского национализма против Запада". "Вскоре после того как Кантакузин встал на сторону Афона, а Анна Савойская на сторону Варлаама, борьба приняла политическую окраску". (ДИЛЬ Ш. История Византийской Империи. - М., 1948. - С. 134-136).

76. Этот вопрос достаточно полно освещен в следующих работах: УСПЕНСКИЙ Ф. Указ. соч. - С. 708 - 711; История Византии. Т. III. - М., 1967. - С. 244-249; ДИЛЬ Ш. Указ. соч. - Гл. VIII. - С. 129.

79. См.: ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Н. Исихазм и русская живопись XIV-XX вв. // Византийский временник. - М., 1969. - С. 210. У этого же автора имеется цикл статей, серьезно и глубоко освещающих вопросы о распространении, ассимиляции и переосмыслении исихастских идей в России XV-XVI вв. (См.: ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Н. Заметки о творчестве Феофана Грека. // Византийский временник. 1964. - Т. 24. - С. 139. Его же. "Послание иконописцу" и отголоски исихазма в русской живописи на рубеже XV-XVI вв. // Византийский временник. - 1965. - Т. 26. - С. 219). Кроме этих работ, большой интерес представляет исследование А. ТИХИАОС. Влияние исихазма на церковную жизнь России в 1328-1406 гг. - Салоники, 1962. На основании текстов Владимира Мономаха (1115-1125) и ответа Феодосия, архимандрита Киево-Печерской Лавры (1220 г.), А. Тихиаос приходит к определенному выводу о существовании практики умного делания на Руси в домонгольский период. С XIV в. влияние исихазма усиливается и, как мы видим, все русское искусство XIV, XV и частично XVI в. находится под его прямым воздействием (См.: УСПЕНСКИЙ Л. Указ. соч. - С. 113).

80. См. примеч. 76.

81. См.: Il Menologio di Basilio II. (Cod. Vaticano Greco 1613). - Torino, MDCXIII.

82. См.: ЛАЗАРЕВ В. Н. История византийской живописи. Т. II.-М., 1948. - Табл. 126а, 127а и GRABAR А. Byzantine painting. - Paris, s. a. - P. 177.

_____________________________________________________________193

83. ОВЧИННИКОВ А. Н. Суздальские златые врата. // Сокровища Суздаля. - М., 1970. - С. 115.

84. См.: Sotirou V. Icones de Mount Sinai. Vol. II. - Athenes, 1956. - Il. 175. 188-191.

85. ЛАЗАРЕВ В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XXV вв. - М., 1973. - Ил. 279-286.

66. ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - Ил. 15, 16, 17, 19, 20, 36, 40.

67. Например, Евангелие от Иоанна, 1, 4: "В нем была жизнь и жизнь была свет человеков"; 1, 5: "И свет во тьме светит и тьма не объяла его"; 1, 9: "Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир". В апокрифическом Евангелии от Фомы, ст. 29: "... тот, кто имеет уши да слышит! Есть свет внутри человека и он освещает весь мир. Если он не освещает, то - тьма", ст. 55: "Иисус сказал: Если вам говорят: Откуда вы пришли? - скажите им: Мы пришли от света, от места, где свет произошел от самого себя...". Ст. 87: "Иисус сказал: Образы являются человеку, и свет, который в них скрыт. В образе светаотца он (свет) откроется, и его образ скрыт благодаря его свету". (См.: Античность и современность. - М., 1972. - С. 373, 375, 378). В послании к ефесянан св. Апостола Павла, 5, 13: "Все обнаруживаемое делается явным от света, ибо делавшееся явным свет есть".

88. Это объяснение хорошо подкрепляется словами Григория Синаита: "Тот, кто возвышается к Богу, благодатию святого Духа, видя как бы в зеркале всю тварь световидную" (См.: СЫРКУ П. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. Т. I. - СПБ, 1899. - Вып. 1. - С. 226). Несмотря на развитость традиции в ассистных иконах псковской школы, памятников этого направления сохранилось сравнительно немного. Даже после обследования хранилищ Псковского историко-архитектурного музея -заповедника (более 600 икон) и остального наличия псковский икон в музеях и собраниях России их известно только 11:

а) "Избранные святые: Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий". XV В., ГТГ. Размер 247x134, N 1 (См.: ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - Описание по каталогу 21, Ил. 41-43);

_____________________________________________________________194

Б) "Рождество Богоматери", XV в. Собр. П. Корина в Москве. Размер 77х49 (См.: ОNАСН К. Icones. - Berlin, 1959. - Il. 65).

в) "Рождество Христово", конец XV - начало XVI в. ГРМ. Размер 81x71, N 72685 (См.: ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - Описание по каталогу 26. Ил. 48-49);

г) "Избранные святые Параскева Пятница, Варвара и Ульяна", конец XV в. Новгородский историко-художественный музей-заповедник. Размер 131x108, N 2921/829 (См.: ОВЧИННИКОВ А. Опыт описания произведений древнерусской станковой живописи. - М., 1971. - С. 63-67);

д) "О тебе радуется", конец XV в. ГТГ. Размер 60х48, N 12849 (См.: АНТОНОВА В., МНЕВА Н. Указ. соч. Т. I. - Описание 148. Ил. 107-108);

е) "Четырёхчастная икона с изображением Сошествия во ад, Троицы, трех святых и Рождества Христова", XVI в. Собрание Н. Воробьева. Размер 85x65,5 (См.: Логинова А. Древнерусская живопись. Новые открытия. - М., 1975. - ил. 44);

ж) "Сошествие во ад", XVI в. ГРМ. Размер 156х92. N др/ж В. X. 37467 (См.: ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - Описание по каталогу N 24. Ил. 46);

з) "Троица", XVI В. Размер 145x108. N 28597 (См.: ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - Описание по каталогу N 23. Ил. 44-45);

и) Царские врата, середина XVI в. ГТГ. Размер 158х104. N 12024а и 12024б (См.: АНТОНОВА В.. МНЕВА Н. Указ. соч. - Описание 155).

к) "Богоматерь Знамение", XVI в. ГТГ. размер 72х48. N 19999 (См.: АНТОНОВА В., МНЕВА Н. Указ. соч. - Описание 155).

л) "Сошествие во ад", конец XVI в. ГТГ. Размер 54x45, N 24336 (См.: ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - Описание по каталогу N 27, Ил. 50). Характер ассиста, который мы видим на вышеперечисленных иконах, можно найти на следующих греческих иконах:

A. "Архангел Гавриил". XVI в. Афины, византийский музей (См.: Веицман К., Хадзидакис М., МИЯТЕВ К., РОДОЙЧИЧ С. Иконы на Балканах. - София - Белград, 1967. - Ил. 65);

Б. "Гостеприимство Авраама", конец XIV в. Афины, Музей Бенаки (См.: там же. - Ил. 78-79).

B. "Акафист Богоматери и Евангельские сцены", XV в., Афины. Византийский музей (См.: там же. Ил. 88-89). Последняя особенно близка ассистам Пскова.

_____________________________________________________________195

89. ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - С. 11, Ил. 16-19.

90. См.: примеч. 1.

91. Этот способ позволял раскрыть динамику цветовой композиции и сохранить устойчивость всей композиции в целом. Особенно наглядно он представлен в изображениях Деисусов, когда расположенные симметрично фигуре Христа фигуры архангелов, свв. Георгия. Димитрия Солунского и др., облачены так же, как и на нашей иконе. Точно так же строится композиция с изображением свв. Бориса и Глеба,. Козьмы и Дамиана и т. д. Кроме того, в многофигурных композициях - таких, как Преполовение и др., - прием этот присутствует постоянно.

92. Охрение ликов и тел на подлиннике в большинстве случаев очень потерто или утрачено совсем. При написании их на копии-реконструкции приходилось ориентироваться на те фрагменты, в которых слой охрения имел удовлетворительную сохранность.

93. Подобные отметки встречаются только на иконах Феофана Грека из "Деисусного чина" и "Богоматери Корсунской" XIV в. из Благовещенского собора Московского Кремля, "Донской Богоматери" Феофана Грека из ГТГ. "Николы" XIV в. из Псковского историко-архитектурного музея-заповедника, "Козьме и Дамиане с житием" XV в. из Вологодского областного краеведческого музея (См.: ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - Каталог, описание под N 7, 18). В многофигурных композициях малого размера (например, в клеймах) эти блики отсутствуют.

94. См.: GRABAR A. Op. cit. - Р. 153, 157; GRABAR А. The art of the Byzantine Empire. - New York, 1966. - Pl. 49. 50.

95. ЛАЗАРЕВ В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973. - Ил. 303-374.

96. ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - Ил, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 29, 30, 39, 42.

97. См.: МНЕВА Н. Искусство Московской Руси. - М., 1965. - Ил. 29-30 и ФИЛАТОВ В. К истории техники стенной живописи в России. // Древнерусское ис-

_____________________________________________________________196

кусство: Сб. статей. - М., 1968. - С. 81-83. а также: БЕТИН Л. Реставрация настенных росписей в Успенской церкви в с. Мелетово. // Древнерусское искусство: Сб. статей. - М., 1968. - С. 220-223.

98. Непосредственная связь Пскова с искусством художественных центров очевидна, тем более если учитывать, что с XI в. на Афоне существует русский монастырь св. Пантелеймона. На непосредственность связи указывает и тот факт, что искусство южнославянских близлежащих стран, также связанное с культурой этих центров, быстро опрощается и обрастает элементами народного творчества. Но именно эти элементы в живопись Пскова не переходили. В этой связи интересно отметить, что стиль Феофана Грека в Новгороде не имел продолжения, тогда как во Пскове, начиная от эпохи Феофана Грека (1378) и "варваринского" мастера через фрески Мелётово (1465) и вплоть до мастера исследуемой иконы эта система жила и развивалась непрерывно. И поскольку фрески Феофана Грека и Мелётово точно датированы, легко проследить эволюцию этого стиля на протяжении почти целого столетия и сравнительно точно атрибутировать произведения нашего мастера. Относительно системы пробелов, свойственной этому стилю, уместно привести цитату из исследования Н. ГОЛЕЙЗОВСКОГО "Исихазм и русская живопись XIV-XVвв.": "Густая сетка веерообразных лучиков-движков прикрывала "дебелости" плоти, придавая ей в соответствии с учением Паламы "наиприятнейшую" красоту. Иными словами, эти лучики символизировали "неизглаголанное отличие" божественной энергии от человеческого естества и от божеского существа". (См.: ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Н. Указ. соч. - С. 26).

99. ВОРОНИН Н. Смоленская живопись XII в. // Творчество. - 1963. - N 9. - С. 16-17.

100. Химические анализы пигментов фресок производили в химической лаборатории ВХНРЦ М. Кононович, С. Хайруллина, Р. Френкель, г. Горохова. Спектральные анализы производились Неволиной в Спектральной лаборатории НИИ минералогии и геохимии редких элементов.

101. В более провинциальных и отдаленных областях России такие дорогие краски, как лазурит, отсутствовали, но киноварь, аурипигмент и медные применялись в той же системе.

_____________________________________________________________197

102. Термин "натурфилософия", употребляемый в науке, приводится здесь весьма условно, поскольку многие мистические понятия для средневекового мыслителя были, несмотря на их вымышленную сущность, столь же конкретны, как и самые эмпирические.