Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 36 из 46)

10. Чтобы составить правильно смеси колеров, при помощи бинокулярной лупы (увеличение около 100 крат) исследуется их состав, величина видимых частиц и их соотношение. На фотографии, сделанной с кальки, проставляются номера колеров, и под этими номерами указываются описания смесей. При исполнении описываемых копий-реконструкций применимы следующие пигменты:

а) белила свинцовые - 2PbC03 . Pb(0H)2 - тонкозернистый белый порошок (см.: СЛАНСКИЙ Б. Техника живописи. - М., 1962. - С. 20-24.);

_____________________________________________________________173

б) чернь - берёзовый уголь и копоть (?);

в) киноварь. Сернистая ртуть - HgS(Hg 86,2 . S 13,8). Натуральный минерал под микроскопом - ярко-красные блестящие стекловидные кристаллы. Месторождения: Никитовка (Украина), Хайдаркан и Чаувай (Киргизия), Чаганузум и Акташ (Горный Алтай), Грузия, Закарпатье, Западный Узбекистан (См.: СЛАНСКИЙ Б. Указ. соч. - С. 44, 45; СМОЛЯНИНОВ Н. Практическое руководство по минералогии. - М., 1972. - С. 59; ЗДОРИК Т., МАТИАС В., ТИМОФЕЕВ И., ФЕЛЬДМАН Л. Минералы и горные породы СССР. - М., 1970. - С. 60, 61.).

Киноварь стирать на натуральном винном уксусе. Стёртый пигмент собрать в стакан и отмучить. На другой день шприцем отсосать воду и высушить. После полного высыхания аккуратно выбить таблетку из стакана и разделить осадок на две части, верхняя - тонкая, нижняя - крупнозернистая. Затирать на связующем перед работой;

г) аурипигмент - сернистый мышьяк - жёлтая мышьяковая обманка As2S3(As 61,0; S 39,0). Под микроскопом - ярко-жёлтые чешуйчатые и слюдоподобные кристаллы. Месторождения - Лухуми в Грузии, Джульфа (Нахичеванская АССР), Минкюле (Якутия), Аят (Урал) и др. (см.: СЛАНСКИЙ Б. Указ, соч. - С. 39; СМОЛЯНИНОВ Н. Указ. соч. - С. 65; ЗДОРИК Т. и др. Указ. соч. - С. 64, 65.);

д) реальгар - красная мышьяковая обманка AS2S3 (As 70,1; S 29,9). Под микроскопом - ярко-красные или оранжевые кристаллы. Блеск на гранях алмазный, прозрачный или полупрозрачный. Излом полураковистый, мягок, режется ножом. Месторождения: Лухуми и Ценское в Грузии, Чаувай в Киргизии, по реке Каме и в железнорудных месторождениях Керченского и Таманского полуостровов (см.: ЗДОРИК Т. и др. Указ. соч. - С. 62, 63, 64; СЛАНСКИЙ Б. Указ. соч. - С. 40.);

е) охра тёмно-жёлтая, типа сиены натуральной с примесью кремния, глинозёма, извести. В отражённом свете под микроскопом - тускло-зелёные зёрна и бесцветные крупинки пустой породы (Fe203 46-69; А1203 3-7; SiO2 5-23; Mn203 0-1,5; Н20 15-20; SO3 0-14). Месторождения: Григоровское и Кудиновское (Московская область) и село Дворец (КАССР) (см.: РОЗАНОВ Ю., ТОЛСТИХИНА К. Природные минеральные пигменты РСФСР. - М., 1947. - С. 162-163). Растирать на куранте на яичной эмульсии возможно тщательнее. Небрежное приготовление краски приводит к потере интенсивности цвета. В толстом слое недорастёртые частицы настолько гигроскопичны, что могут

_____________________________________________________________174

вызвать побеление лака на местах охрений;

ж) охра тёмно-коричневая типа марса коричневого. Состав - как у предыдущего пигмента (См.: РОЗАНОВ Ю., ТОЛСТИХИНА К. Указ. соч. - С. 162-163);

з) железноокисная красная — гематит (синоним спекулярит и кровавик) Fe203 (Fe 70,0: 0 30,0) содержит примеси до 11% TiO2, до 14% А12O3 и до 8% Н2О. Цвет яснокристаллических разновидностей стально-серый. В тонких сколах просвечивает кроваво-красным. Черта - кроваво-красная. Один из наиболее часто встречаемых минералов. Месторождения: Кутимское на горе Магнитная, горе Высокая на Урале, Кривой Рог (см.: ЗДОРИК Т. и др. Указ. соч. - С. 93-95.).

Растирать на яичной эмульсии на куранте возможно тщательнее;

и) земляная зелёная - глауконит (К, Na, Ca) (Al, Fe3+ + Fe2+, Mg)2(OH)2[Al0,35Si3,65010] содержит 10-95% K20. Под микроскопом - матовые неправильной формы оливково-зелёные зёрна с прозрачными и белыми крупинками пустой породы. Месторождения: недалеко от Москвы, в старой Ладоге под Ленинградом и др. (см.: ЗДОРИК Т. и др. Указ. соч. - С. 216, 217. и СЛАНСКИЙ Б. Указ. соч. - С. 53.). Минерал растирают на куранте с водой, отмучивают и сушат. По свойствам похож на охру, но слабо кроет. Поэтому всегда имеет примеси из разных пигментов и в первую очередь белил свинцовых;

к) медная зелень - уксуснокислая медь [Сu(С2Н302)2 . 2Сu(OН)2]. Получается путём воздействия уксуса на медь. Под микроскопом мелкие игольчатые сине-зелёные кристаллы. Искусственно приготовлялась с глубокой древности (см.: Манускрипт ИРАКЛИЯ... - С. 49; Манускрипт ТЕОФИЛА... - С. 98-99; СИМОНИ П. Материалы для истории книжного дела и иконописи. - С. 92, 121, 149; СЛАНСКИЙ Б. Указ. соч. - С. 55.).

л) азурит - медная лазурь или медная синь. Натуральный минерал [2CuCO3 Cu(0H)2]. Под микроскопом - синие стекловидные кристаллы неправильной формы, похожи на лазурит. Зёрна азурита меньше, их грани закруглены. Растирать на куранте сразу перед употреблением и не хранить в составных колерах долго, особенно в тех, где присутствует аурипигмент, реальгар или белила (см.: СЛАНСКИЙ Б. Указ. соч. - С. 50-51; ЗДОРИК Т. и др. Указ. соч. - С. 139-140. По всем перечисленным минеральным пигментам см. также: ЖЕЛНИНСКАЯ З. Указ. соч. - С. 37, 71. и ЛУКЬЯНОВ П. История химических промыслов и химической

_____________________________________________________________175

промышленности России. Т. 4. - М., 1955.).

При изготовлении колеров нужно постоянно учитывать приёмы древних живописцев: их умелое использование различных по величине помолов пигмента (применение крупных белил, крупной киновари и крупного аурипигмента — и тут же, в пределах одной иконы в зависимости от живописного замысла - тончайшее измельчение этих же пигментов), умение составлять смеси из химически несовместимых элементов (например, реальгар и аурипигмент несовместимы с медными и свинцовыми красками). Тон, составленный из этих пигментов, уже на третий день из ярко-жёлтого превращается в грязный жёлто-серый. Чтобы избежать изменения цвета, мастер никогда не ставил сложных составных колеров на долгое хранение, а писал ими сейчас же, как только их составлял. Поскольку же колер высыхает быстро, взаимосвязь химически активных частиц, окружённых оболочкой высохшего связующего, практически прекращается. Покрытая лаковой плёнкой живопись защищена и от атмосферных влияний.

Такие краски, как белила, охры, железоокисные (коричневые и красные), земля зелёная - т. е. чистые, не составные краски - нужно иметь приготовленными, стёртыми на эмульсии на куранте. Хранят их в закрытых банках, залитыми жидкой яичной эмульсией, в холодильнике (избегая замораживания).

11. Эмульсию для живописи готовят следующим образом. Куриное яйцо разбить с тупого конца и обломать скорлупу ровно, чтобы желток не был прорван. Вылить желток на ладонь, отделив от белка, и перекатывать с ладони на ладонь до тех пор, пока плёнка желтка не станет сухой. Затем плёнку пробить и, придерживая пальцем, вылить желток в идеально чистую фарфоровую посуду. Количество желтков зависит от того, сколько понадобится натирать пигментов. Здесь приведена пропорция на два желтка: полную скорлупу винного уксуса (скорлупа должна быть чисто вымытой). Уксус вливать в желток небольшими порциями, тщательно перемешивая большой чистой щетинной кистью. Затем точно так же влить скорлупу кипячёной воды. Готовую эмульсию процедить два-три раза через чистую ткань (ситец, полотно) и перелить во флакон. Хранить в холодильнике не более двух недель.

12. Прежде чем приступить к составлению колеров, делаются левкасные заготовки, на которых производится проба. На левкасных заготовках должны

_____________________________________________________________176

быть нанесены образцы линий и моделировок тени же красками, что и предварительный рисунок на реконструкции. Это позволяет следить за правильным нанесением толщины красочного слоя на копии. Выкраски на заготовках следует делать большими площадями, не менее 1-2 л/м2 в расчёте на то, что каждый колер будет обрабатываться многослойными моделировками. Выкраску каждый раз высушивают и покрывают масляным копаловым лаком. Когда лак впитается, излишек его снимают и сравнивают выкраску с цветом подлинника. Для правильного составления нужно постоянно сравнивать под бинокулярной лупой цвет и структуру выкраски с цветом и структурой подлинника. Общую расколеровку на копии-реконструкции производят беличьими круглыми кистями, иногда и колонковыми - в случае, когда мастер сохраняет движение мазка. Первый слой (подложка) наносится жидким, разбавленным эмульсией колером, второй и третий слой - более густым.

13. Когда живопись полностью закончена, её просушивают две-три недели и приступают к нанесению ассиста. Места, где должен быть нанесён ассист, запудривают тонким мелом (зубным порошком). Излишек сдувают. Затем спускается калька и очень тонко и легко переводится рисунок ассиста. На запылённой мелом поверхности движения острия отпечатываются вполне отчётливо. Для нанесения ассиста приготавливается специальный клей следующим образом. Через чистую мясорубку три-четыре головки очищенного чеснока (брать его следует в конце июля). Массу собрать в чистую ткань, отжать сок в чистую фарфоровую чашку и высушить его. По мере надобности разбавлять жидким гуммиарабиком, добавляя очень немного тонко стёртых сухих свинцовых белил. Длинной тонкой кистью нанести лучи ассиста так, чтобы после высыхания они сохранили блеск. Если клей впитается, то линии повторить. Клей наносят не сразу по всей иконе, а по клеймам. Когда участок обработан, взять лист золота на лапку, подышать на нужный участок, чтобы чеснок приобрёл отлип, и прижать золото ватным тампоном. Через два-три часа излишки золота смести широкой колонковой кистью.