Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 5 из 46)

2 См.: БРИЛЛ Т. Свет. Воздействие на произведения искусства. - М.: Мир; 1983.

_____________________________________________________________ 16

слоя, то это зависит от его состава. Ультрафиолетовые лучи опасны для стойких и нестойких органических и неорганических пигментов, в то время как видимые лучи обладают меньшей проникающей способностью: они активируют реакции окисления лишь в поверхностных слоях. Инфракрасные лучи вызывают тепловые эффекты, которые могут механическим или химическим путём изменять материалы. Так, если химическая реакция уже протекает, тепло от воздействия инфракрасных лучей всегда ускорит её. Пожелтение плёнок природного лака может быть прямым результатом воздействия этих лучей, тогда как плёнки искусственного лака обыкновенно к ним не чувствительны. Тепловое действие инфракрасных лучей высушивает древесину, вызывая её растрескивание и коробление.

Состав воздуха также оказывает определённое влияние на сохранность произведений. Сернистый газ, соединяясь с влагой воздуха, превращается в серную кислоту. Попадая в трещины покровного и красочного слоя, она разрушает живопись. Аммиак, реагируя с находящейся в атмосфере серной кислотой, превращается в сульфат аммония. Сернистые и аммиачные соединения губительно действуют на краски: свинцовые белила и медные зелёные. Потемнение этих же красок вызывает сероводород (он поражает и серебряные оклады). Озон и двуокись азота разрушают покровные лаки из природных смол.

1.2.2. Микробиологические и энтомологические разрушения

Такие разрушения являются результатом жизнедеятельности микроорганизмов (бактерий, плесневых грибов) и насекомых-вредителей.

Разрушительная деятельность микроорганизмов может быть разделена на механическую и химическую.

Механическая деятельность микроорганизмов заключается в том, что, развиваясь в виде окрашенных мучнистых (плесневые грибы) или слизистых (бактерии) налётов, они покрывают поверхность произведения, искажая изображение. Такие повреждения, как правило, появляются на третьи сутки после резкого изменения температурно-влажностного режима помещения (при поднятии грунтовых вод, прорыве канализационной системы, затоплении помещения).

Для произведения темперной живописи химическая деятельность микроорганизмов представляет наибольшую опасность: практически все материалы, составля-

_____________________________________________________________ 17

ющие его, используются бактериями и плесневыми грибами в качестве питательной среды (рис. 10а, б).

Основная масса микроорганизмов развивается на поверхности произведения. Защитные покрытия произведений древнерусской темперной живописи, масляно-смоляные лаки и олифы в той или иной степени поражаются плесневыми грибами и бактериями. К большинству твёрдых смол (копалам, шеллаку) микроорганизмы инертны, в то время как мягкие смолы (даммару, мастикс и канифоль) повреждают в значительной степени. Обыкновенно покровный слой старых произведений покрыт трещинами, в которые и осаждаются споры плесневых грибов, всегда присутствующие в воздухе. Проникая в глубь произведения, микроорганизмы нарушают его структуру, выделяя продукты своего обмена - главным образом, органические кислоты и некоторые окрашенные вещества. Последние вызывают искажения красочного слоя. Органические кислоты способствуют кислотному гидролизу. Под воздействием органических кислот изменяется цвет нестойких к ним пигментов. Для роста микроорганизмов необходимо минеральное питание - вещества красочных пигментов. Такие пигменты, как ализарин, алые органического происхождения, кость жжёная, коричневые и красные пигменты, содержащие окись железа, легко поражаются микроорганизмами, в то время как цинковые, титановые и свинцовые белила к ним устойчивы. Что касается связующих темперных красок, то желток куриного яйца, разлагаясь, легко усваивается микроорганизмами, камеди (в частности, гуммиарабик, из них особенно часто употреблявшийся в качестве связующего вещества), относясь к углеводам растительного происхождения, не содержат источников азотного питания и поэтому значительно более медленно поражаются микроорганизмами. Кроме того, степень поражения произведения зависит от физических свойств красочного слоя. Пастозные, мягкие живописные плёнки довольно легко поражаются микроорганизмами в отличие от глянцевых и твердых.

Проникая в грунт, плесневые грибы и бактерии утилизируют связующее вещество грунта - рыбий клей, а также пластифицирующие вещества (глицерин и мёд). Основной частью рыбьего клея является сложное белковое вещество коллаген. С помощью протеолитических ферментов микроорганизмы гидролизуют клеевой белок, который сначала превращается в пептоны, а затем в аминокислоты, легко усваиваемые микроорганизмами.

_____________________________________________________________ 18

Икона поражена плесневыми грибами и бактериями. a: изображение поражено плесневыми грибами. b: тыльная сторона доски поражена плесневыми грибами и бактериями.
Жуки-точильщики.
Доска поражена жуками-точильщиками.

_____________________________________________________________ 19

В результате утилизации связующего микроорганизмами грунт рассыпается и появляются вздутия и осыпи красочного слоя. Пигменты-наполнители грунта, мел и гипс, обладают сильным противогрибковым действием. Мел препятствует росту микроорганизмов, возможно, вследствие уменьшения кислотности среды.

Насекомые наносят существенный вред произведениям станковой темперной живописи.

Точильщики (Anobtidae), семейство жуков (рис.11), распространены по всему земному шару, обитают преимущественно в сухой древесине. Известно ок. 1000 видов, в СССР - ок. 100 видов. Развитие их протекает с четырьмя различными фазами: яйцо, личинка, куколка, имаго (конечная фаза развития крылатых насекомых; имаго называется также и само взрослое насекомое). Самка откладывает яйца в глубокие трещины, старые отверстия деревянной основы (на гладкую поверхность яйца не откладываются). Личинка развивается в древесине, питаясь ею, разрушая её; затем, не выходя на поверхность, она окукливается. Последняя стадия превращения куколки в жука завершается выходом жука из древесины, в результате чего и образуется прогрызаемое им лётное отверстие. (рис.12).

ВНИМАНИЕ! Свежие лётные отверстия имеют правильную круглую форму с ровными краями, цвет древесины внутри отверстия более светлый; из отверстия может сыпаться буровая мука (переработанная древесина).

Наиболее благоприятной средой для развития насекомого является сухая древесина с содержанием влаги не свыше 12-18%. По отношению к влажности воздуха наблюдается обратная картина: наиболее благоприятной для точильщика является высокая относительная влажность воздуха: 75-85%. При влажности воздуха ниже 55% развитие точильщика замедляется и совсем прекращается. Таким образом, загромождение хранилищ экспонатами из дерева, расположение их вплотную к стенам создаёт застой влажного воздуха и благоприятствует заражению точильщиком.

Для красочного слоя произведения особую опасность представляет комнатная муха (Musca domestica domestica) (см. разд. 1.2.4).

1.2.3. Повреждения механического происхождения

Повреждения механического происхождения, как

_____________________________________________________________ 20

правило, появляются при неосторожном обращении с произведением или небрежном его хранении. К таким повреждениям можно отнести утраты и сколы основы (по краям, особенно нижнего поля, и по углам), утраты различных частей основы (например, креплений), расщепы, расхождение досок основы по стыкам, опилы, царапины, потёртости, выпады, выбоины, сколы красочного слоя и грунта.

Здесь упомянем ещё один вид разрушений - возникающих вследствие крепления оклада гвоздями (грунта и красочного слоя - по полям, фону и контуру фигур; основы - по торцам и боковым сторонам доски).

1.2.4. Повреждения, вызванные загрязнениями поверхности

Загрязнения поверхности произведений (поверх покровной плёнки, а если покровный слой осел, стёрся, повреждён плесенью, сильно потрескался, то непосредственно поверх красочного слоя) - по большей части результат их длительного хранения в неблагоприятных условиях.