Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 43 из 46)

"Взяв наиболее светлый и прозрачный янтарь и обратив его в порошок, извлекают из него красящие и растворимые части повторным промыванием его со спиртом в песчаной бане, причём спирт каждый раз сливается и заменяется новым. Под конец выливают янтарь со спиртом в дождевую воду (или пропускают всю массу через фильтр) и порошок янтаря высушивают на пропускной бумаге в сухом месте. Обработанный таким образом янтарь хорошо растворяется в спиковом масле и даёт великолепный лак, который легко наносится кистью, скоро сохнет и даёт долго сохраняющийся блеск. Растворение янтаря в спиковом масле производится в горшке на умеренном огне, при постоянном помешивании железной палочкой".

К приготовленному таким образом лаку де-Майерн прибавлял небольшое количество льняного масла, которое предварительно настаивалось на свинцовых белилах или свинцовом глёте и выдерживалось на солнце или же варилось с цинковым купоросом.

Лаки из твёрдых смол с течением времени мало-помалу начинают всё более заменяться светлыми лаками из мягких смол. В собрании рецептов XVII столетия описывается способ приготовления мастичного лака, которым пользовался Ван-Дик: "Толчётся 1 фунт тщательно отобранной мастики в порошок, который смешивается с 3 фунтами скипидара и ставится на огонь в песчаной бане, причём следят за тем, чтобы скипидар не кипел. По растворении смолы лак снимается с огня и фильтруется. Лак этот следует приготовлять заблаговременно и сохранять в хорошо закрытых сосудах, которые должны выставляться побольше на солнце. Затем берётся 1 фунт готового лака и 1/2 пинты скоросохнущего масла, хорошо взбалтывается и ставится на 1/4 часа на огонь". Южные живописцы, заимствовавшие технику живо-

_____________________________________________________________208

писи от северных, пользовались тёмными и светлыми лаками, состав которых мало отличается от их прототипов13.

Арменини описывает приготовление двух сортов лаков:

1) Светлая мастика кладётся в горшочек и вливается туда же столько орехового масла, чтобы оно покрыло смолу; затем сосуд ставится на огонь и содержимое его перемешивается, пока не растворится смола, после чего лак процеживается. Лак приобретает ещё большие достоинства, если во время его варки к нему прибавляют жжёных квасцов. ...

2) Мастика и сандарак берутся поровну, толкутся в мелкий порошок и растапливаются на огне с ореховым маслом. По растворении смолы к лаку прибавляется 1/3 часть терпентина.

Лаки эти служили для примешивания к краскам; для покрытия же картин употребляли терпентин, который растворялся, например, с нефтью14.

Помимо масляных, скипидарных и спиртовых лаков, древние трактаты содержат рецепты покрытия живописи яичным белком. Уже ЧЕННИНО ЧЕННИНИ (гл. CLVI)15 рекомендует покрывать белком фигуры, вырезанные из дерева и камня. Часто белком покрывали и живопись миниатюр, выполненных темперой, клеевой или яичной. Белковое покрытие довольно часто применялось и в иконописи южных славян. Судя по всему, этот рецепт был усвоен из европейской техники: в византийской и русской иконописи белковые покрытия не применялись.

Белковое покрытия приготавливают следующим образом: белок куриного яйца отделяют от желтка в чистую посуду и взбивают мутовкой в сплошную плотную пену. Затем сосуд ставят в прохладное место, закрывают, затем в течение 3-4 часов жидкости дают стечь с пены. Жидкость сливают, а пену выбрасывают. Если погода жаркая и сухая, в сбиваемый белок добавляют немного воды. В прохладную и влажную погоду воду не добавляют. Перед работой жидкость процеживают, разбавляют до нужной консистенции и наносят на поверхность широкой кистью.

Лаки стран Ближнего и Среднего Востока

В странах Ближнего и Среднего Востока (Индии, Иране, арабских землях. Средней Азии и др.) расписанные темперой изделия из папье-маше тоже покрывали различными лаками, приготовленными так же, как в Византии и Западной Европе: путём растворения из-

_____________________________________________________________209

мельчённых и растопленных смол (янтаря, сандарака, канифоли, мастикса и др.) в горячем льняном масле. Смолы и масла тщательно обрабатывали. Например, сандарак предварительно промывали в щелочной воде, освобождали его от кусочков коры и всего постороннего, тщательно сушили и нагревали до высоких температур без доступа воздуха. (Сандарак плавится и становится растворимым в горячих растительных маслах - также тщательно очищенных. При варке масло не должно кипеть.) Когда же сплав уваривался до определённой густоты и вязкости, его разбавляли скипидаром или очищенной нефтью до желаемой густоты.

Автор "Ганун ос-совара" САДИГ-БЕК АФШАР16 даёт следующий рецепт варки сандаракового лака (роган-е кеман), которым обычно покрывали переплёты книг из расписанного темперой папье-маше. Для варки такого лака берут один ман хорошего чистого сандарака и размельчают его зёрнышки молотком. Затем новый котёл соответствующей ёмкости ставят на таганок и со всех сторон обмазывают глиной. Чтобы котёл совершенно закрыть, его обкладывают кирпичом и камнями. После этого под ним разжигают сильный огонь и раскаляют, по выражению автора, "так, как кузнец -горн для железа и стали". В раскалённый котёл кладут измельчённый сандарак и помешивают его железной шумовкой. И держась подальше от котла, когда сандарак расплавится и сплошь превратится в жидкость, в нее вливают льняное масло в объёме вдвое больше, чем сандарак17, но осторожно, ибо масло может внезапно воспламениться. Если лак взбежит и выльется через край на огонь, тут же следует убавить огонь. После того, как смесь несколько раз вскипит, одну каплю капают в воду; если она станет округлой, значит, лак готов. Весь этот процесс следует производить вдали от дома18.

В завершение следует сказать, что процедуре покрытия яичной темперы старые мастера придавали большое значение. Именно поэтому большинство их рецептов сопровождается рекомендациями, как покрывать произведение. Масляные лаки требовали самого тщательного соблюдения технологических правил. Обыкновенно доски покрывали в жаркое и сухое время года, предварительно нагрев на солнце и самую живопись, и сосуд с лаком. Место, где производилось покрытие, должно было быть чистым и не иметь никакой пыли. Кроме того, живопись перед покрытием высушивали, по возможности долго. Об этом писал ЧЕННИНО ЧЕННИНИ: "Скажем, хорошо подождать несколько лет или по крайней мере год, - от этого твоя работа будет

_____________________________________________________________210

только свежее. ... Краски ... вместе с их темперой не хотят смешения с другими темперами. ... Если кроешь лаком после того, как краски со своей темперой прошли свой путь, они вновь становятся свежими и прекрасными и остаются в этом виде навсегда". (Гл. CLX)19.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Сообщения. / ВЦНИЛКР. - 1961. - N 4.

2. Сообщения. / ВЦНИЛКР. - 1963. - N 7.

3. Этот способ отбелки и употребления масла описывает ЧЕННИНО ЧЕННИНИ (Гл. ХСII) (См.: ЧЕННИНИ ЧЕННИНО. Указ. соч. - С. 72), ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Гл. 513) (См.: Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора Флорентийского. - М., 1934. - С. 226), МАРЦИАН и другие. Древнерусские и греческие живописцы также были знакомы с этим способом улучшения живописных свойств масла и часто к нему прибегали (Типик НЕКТАРИЯ. - П. 78).

4. Указ. соч. - С. 46.

5. По-видимому имеется в виду сандарак (поскольку сандарак, как и гуммиарабик, ввозили в Европу через Аравию, то он мог называться "аравийской камедью"). Позднее в Европе будут применять "немецкий сандарак", т. е. смолу можжевельника. Д. И. КИПЛИК считает: "... смола многих старых рецептов представляет сандарак европейского происхождения, так как во всех почти химических трактатах XVI столетия упоминается о сандараке" (См.: КИПЛИК Д. И. Техника живописи. Т. IV. - Л. - М., 1929. - С. 53).

6. Указ. соч. - С. 85.

7. ДИОНИСИИ ФУРНОАГРАФИОТ. Указ. соч. - С. 18-21.

8. РОВИНСКИЙ Д. А. Обозрение иконописания ... - С. 82. 9. Указ. соч. - С. 96.

_____________________________________________________________211

10. Указ. соч. - С. 101.

11. КИПЛИК Д. И. Указ. соч. Т. IV. - С. 56.

12. Указ. соч. - С. 57.

13. Указ. соч. - С. 57-58.

14. Указ. соч. - С. 59.

15. ЧЕННИНИ ЧЕННИНО. Указ. соч. - С. 105. Еще более древний трактат (XI - начала XII в.), так называемый манускрипт АНОНИМА БЕРНЕСИСА, описывает процесс приготовления связующего из желтка и белка. И хотя белок описан в качестве связующего для пигментов, именно таким белком покрывалась и живопись (См.: Манускрипт неизвестного автора ... - С. 62-63).

16. афшар САДИГ-БЕК. Ганун ос-совар. ("Канон изображений", трактат о живописи XVII в.). - Баку, 1963.

17. Уменьшение пропорции масла приводит к ослаблению эластичности лака и быстрому его растрескиванию (См.: КАЗИЕВ А. Ю. Указ. соч. - С. 81).

18. Указ. соч. - С. 81.

19. ЧЕННИНИ ЧЕННИНО. Указ. соч. - С. 104.

_____________________________________________________________212

Д. А. Ровинский

АЗБУЧНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПРЕДМЕТАМ И МАТЕРИАЛАМ,

СЛУЖАЩИМ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

ПРОИЗВОДСТВА В ИКОНОПИСАНИИ

БАКАН веницейский похож на мумию. Немецкий на черлень немецкую. Делать его из яичной скорлупы с сандалом. Составлять из вохры с киноварью. Вместо веницейского состав: бакан с водой, настоянной ярью и патока; продаётся в аптеке по 3 и 4 гривны ф., в ряду по 6 и 8 денег. Им пишут и прописывают ризы. Цветят золото. Трётся на воде с желтком. Светлый бакан составляется из платчатого румянца с киноварью. С белилами составляется бакан роз; с лазорью - рефть; трётся с олифою. В России начали его делать в XVIII в. (Настоящий бакан делается из олова.)

БАГОР составляется из чернил, черлени и бакана, из бакана и лазори; употребляется в олифное зелье под золото; багровая краска составляется ещё из 2 долей киновари и 1 чернил; багриком пишется серёдка в глазках.

БЛЯГИЛ есть сурик жжёный на железе, кладётся в гульфарбу.

БУМАГА писчая употребляется для снимания переводов, для подклеивания.

БЕЛИЛА есть немецкие, кашинские, стенные (известь). Кладутся в сало для снимания переводов, в полимент, в олифу, в гульфарбу, жжёные в олифное, зелье под золото. Ими грунтуют на яйце или на клею. Кладутся в санкирь, дичь состав, во все три личные вохры. Ими оживляют и двигают в сильных местах. Идут во все краски, для пробелов. С чернилами составляют рефть, с крушиною - шишгиль, с лаврою или берлинской лазорью - голубец. Употребляются в светы с голубцом. С углём для полу.