Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 19 из 46)

3.5.3. Вощение оборота и торцов

После окончания консервационных работ на лицевой стороне иконы, когда укреплён красочный слой, грунт и паволока, с оборота и торцов удаляют загрязнения (учесть сохранность надписей!) с помощью марлевого тампона, смоченного в водном растворе спирта (60-80%-ной концентрации). Затем всю поверхность доски с оборота и торцы покрывают ровным слоем воска, растворённого в пинене или бензине. Излишки воска снимают пиненом или бензином, работая марлевым тампоном. Завощёную поверхность полируют суконкой.

3.6. Удаление поверхностных загрязнений

Под этим термином понимают удаление загрязнений, накопившихся на поверхности покровного слоя.

3.6.1. Материалы и инструменты

1. Водный раствор ПАВ типа "Прогресс" (см. разд. 3.1.9).

2. Эмульсия для удаления поверхностных загрязнений (см. разд. 3.1.10).

3. Бензин, скипидар, пинен.

4. Этиловый спирт.

5. Растворители (см. разд. 4.2.1).

30 По решению реставрационного совета.

_____________________________________________________________89

Тампон.

6. Скальпель.

7. Беличья кисть.

8. Тампон сухой (см. разд. 3.3.1).

9. Тампон, увлажнённый спиртом. Изготовлен из кусочка ваты, накрученного на тонкоструганную спичку (рис.59).

3.6.2. Метод работы

В зависимости от природы и интенсивности загрязнений, места их расположения, а также состояния сохранности произведения прибегают к разным методам очистки.

Пыль, копоть, сажу, воск подвергают влажной промывке водными растворами поверхностно-активных веществ (ПАВ).

ВНИМАНИЕ! Стиральные порошки или стиральные жидкости употреблять нельзя.

Мягкой кистью, омоченной в растворе ПАВ или эмульсии, обрабатывают поверхность произведения небольшими участками (15 см2), придавая кисти вращательное движение (в левую и правую стороны). При этом размягчённые загрязнения полнее извлекаются из трещин, кракелюров и неровностей.

Поверхность протирают сухим тампоном.

Если на поверхности остаются участки уплотнённых загрязнений, их удаляют механическим путём, причём так, чтобы не повредить покровный слой.

Восковые капли удаляют сначала скальпелем, постепенно утоньшая слой воска, а затем остатки растворяют бензином, скипидаром или пиненом.

Брызги краски (масляной, темперной, клеевой) удаляют с поверхности растворителями, употребимыми для удаления записей (см. разд. 4.2).

Птичий помёт, мушиный засид, сгустки извести удаляют единственно возможным в данном случае механическим путём, да и то не полностью.

Загрязнения, прочно прилипшие к покрытию, а особенно те, которые пристали к неокрепшему или липкому слою и плотно соединились с ним в процессе высыхания, удаляют с частью покрытия (см. разд. 4.3).

ВНИМАНИЕ! Если произведение имеет повреждения левкаса и красочного слоя и при этом сильные загрязнения поверхности (птичий помёт, мушиный засид), то предварительно а) когда состояние

_____________________________________________________________90

грунта и красочного слоя позволяет, загрязнения удаляют, смачивая их этиловым спиртом, взятым на тампон, б) когда же грунт и красочный слой имеют аварийные разрушения, то сначала выполняют все процедуру, связанные с укреплением (рис.60).

Икона до и после укрепления грунта и удаления поверхностных загрязнений.

_____________________________________________________________91

4. Удаление старого покровного слоя и записей (раскрытие иконы)

4.1. Характеристика покровного слоя, прописей и записей в русской иконописи

4.1.1. Олифы и лаки

В качестве защитного покрытия для темперной живописи старые мастера применяли олифы (продукт, состоящий только из обработанных растительных масел) и масляно-смоляные лаки (продукты, состоящие из растительных масел и смоляных компонентов - канифоли, янтаря, копалов и проч.)31.

Масляные олифы подразделяются на натуральные, комбинированные и олифы "оксоль".

Натуральные олифы готовят на основе высыхающих масел (льняного, конопляного, макового и др.) без добавления растворителя. Лучшие по физико-химическим свойствам плёнки даёт льняное масло. Наиболее распространённый способ изготовления натуральной олифы заключается в нагревании масла до 120-150°С в котлах с мешалками. При этой температуре вводимые в масла сиккативы легко растворяются. В некоторых случаях производят продувку воздуха через масло. Такие олифы называются оксиполимеризованными. Они имеют тёмный цвет и образуют более быстро сохнущие покрытия, чем покрытия на олифах, получаемых без продувки воздухом.

Комбинированные олифы и олифы "оксоль" готовят на основе высыхающих и полувысыхающих масел, подвергнутых более глубокой полимеризации и оксидированию.

Оксидированные масла отличаются ускоренным высыханием, что, по мнению специалистов, способствует преждевременному старению плёнок.

Полимеризованные масла готовят при температуре 250-300°С. В качестве катализаторов полимеризации применяются сиккативы. Катализаторы вводят в масло в виде растворимых в масле солей карбоновых кислот или такие соли могут образоваться за счёт введения окислов металлов.

Способность ускорять аутоокислительные процессы в маслосодержащих материалах является основным

31 См. также: Ч. II. О покрытиях в средневековой темперной живописи.

_____________________________________________________________92

свойством сиккативов. Металл, входящий в состав сиккатива, оказывает существенное влияние на указанные процессы. Так, свинец, железо, цирконий способствуют равномерному высыханию покрытия по всей толщине. Кобальт и марганец - высыханию с поверхности в глубь слоя. Сочетая в определённых отношениях сиккативы на основе разных солей металлов, можно более эффективно влиять на скорость отверждения покрытия. Но следует учитывать, что скорость старения пленок увеличивается тем более, чем выше эффективность и концентрация применённого катализатора.

Полимеризованные масла высыхают медленнее натуральных олиф, но дают блестящие, эластичные плёнки более стойкие к воздействию окружающей среды.

На основе вышеизложенного можно дать характеристику олифам, которые готовили в России мастера для покрытия древнерусской темперной живописи: олифу готовили из льняного или конопляного, позже - макового масла. Масло полимеризовали в медных горшках, добавляя в качестве катализатора свинцовый сурик (РБО) (следовательно, примесями русские мастера имели поливалентные металлы в сочетании, способствующем равномерному высыханию покрытия).

Как видно из древних трактатов, в качестве защитных покрытий в древнерусской станковой темперной живописи применялись также масляно-смоляные лаки.

Свойства плёнок масляно-смоляных лаков зависят от состава плёнкообразователя, то есть и от масла, и от смолы.

Для производства масляно-смоляных лаков применяются главным образом полимеризованные масла, а также смеси масел. Масляные лаки делятся на жирные (содержащие масла ок. 55%), средние (содержащие масла ок. 35%) и тощие (содержащие масла ок. 15%). Необходимая жирность лака в основном определяется свойствами смолы.

Тощие лаки, содержащие максимальное количество смолы, более всего приближаются к чисто смоляным лакам. Они высыхают с наибольшей скоростью, дают твёрдую, неэластичную плёнку. Плёнка тощих лаков хорошо шлифуется, мало устойчива к атмосферным условиям. Жирные лаки благодаря большому содержанию масла весьма эластичны, стойки к атмосферным условиям.

Масляно-смоляные лаки могут быть получены сме-

_____________________________________________________________93

шением компонентов как без подогрева, так и при повышенных температурах.

Наиболее высококачественными смолами, используемыми для покрытия древнерусской темперной живописи, являлись и являются в настоящее время природные смолы.

Канифоль (от латинского Colophonia resina - колофонийская смола) - твёрдая составная часть смолистых веществ хвойных деревьев, остающаяся после отгонки летучей составной части (скипидара).

По виду сосны мы различаем отдельные сорта канифоли:

французская из приморской сосны (Pinus maritima), русская из сибирской сосны (Pinus siberica), американская из болотной сосны (Pinus pollustria), немецкая из обыкновенной сосны (Pinus silvestria), австрийская из чёрной сосны (Pinus fabricio), индийская из Pinus longifolia, австралийская из Pinus larix.

Канифоль - хрупкое, раковистого излома, стеклянного блеска вещество от сильно окрашенного чёрно-бурого и рубиново-красного цвета до совершенно прозрачного, бесцветного. В зависимости от цвета окраски и оттенка канифоль различается по сортам. Более темные марки американской канифоли называются гарпиусом. Состав канифоли в значительной степени зависит от характера сырья, его происхождения, техники получения, её обработки и продолжительности хранения.