Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 41 из 46)

103. Даже цвет охры красной мастер составляет из темно-желтой охры, киновари, аурипигмента - из земляной желто-коричневой, причем киноварь стирается довольно крупно.

104. В древности довольно много икон покрывалось и басменными, и чеканными окладами. Но между ними и окладами XVI в. существует принципиальная разница: в первом случае мастер писал икону, не учитывая покрытия окладом, который появлялся обычно позднее в виде вклада молящихся. В XVI в. расчет на оклад можно видеть уже в самом начале работы живописца. Имея в виду блеск оклада, художник писал фон и темно-зеленым, и охряным. Древний термин "свет" терял свое значение. Писались в это время иконы и на золотом, и на светлых цветных фонах, но количество икон в окладах было, по-видимому, так велико, что характер их живописи переходил и на те произведения, которые писались в более древних традициях.

105. Величина частиц во многом определяет долговечность цвета, в этом нетрудно убедиться, если пронаблюдать под микроскопом, как порошок лазурита, смоченный раствором соляной кислоты, обесцвечивается. В первую очередь теряют цвет мелкие кристаллы, и долгое время спустя, -крупные.

Настоящая работа печатается по: ОВЧИННИКОВ А. Из опыта реконструкции древних икон. // Музей и современность. - Вып. II. - М., 1976. - С. 196-230 и ОВЧИННИКОВ А. Икона середины ХV века "Воскресение" (псковский извод). // Древний Псков: Новые исследования. - М., 1988. - С. 133-154.

_____________________________________________________________198

Н. В. НАУМОВА

О ПРИГОТОВЛЕНИИ КРАСОК И СВЯЗУЮЩЕГО В

СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ

Приготовление растительных красок сводилось к следующему: "... выжатый из цветов сок или отвар корней и коры растений смешивался в известной пропорции, обычно 2:1 или 4:1 с мелом, растиранием массы на каменной плите курантом. Потом масса высушивалась в виде небольших ступок".

"Все краски могут быть смешаны с чистой водой для того, чтобы затем их высушив, можно было легко смешивать с прозрачной частью яйца или растительным маслом, водным раствором камеди или яичным желтком".

Прозрачная часть яйца - glarea ovi - представляет собой белок яйца, применявшийся в ранней средневековой живописи в качестве основного связующего темперных красок для живописи миниатюр на пергаменте и бумаге.

Впервые с описанием желтковой темперы мы встречаемся у ПЛИНИЯ, технику её приготовления описывает ЧЕННИНО ЧЕННИНИ, БИОНДО, МАРЦИАН, ВАЗАРИ, МАЗАРИ и др. ИРАКЛИЙ пишет так: "Возьми желток, положи на ладонь, проколи его остриём стило и, нажав пальцем, выпусти в сосуд. Добавь воды и сбивай палочкой или прутиком".

Для приготовления жёлтых красок использовался отвар высушенных цветов фиалки, сок листьев тутового дерева, шафрановый лак (crocus sotirus), отвар коры веспрум (Vesprum) - терновника, сок алоэ (aloe spicata), содержащий золото-жёлтое красящее вещество - алоин, а также рыбья (щучья) желчь.

Для зелёных красок применялся сок красильной резеды (Reseda Luteola) coк мальвы (Althaea rosea).

Для синих и фиолетовых красок употреблялся лишайник (Rosella tinctoria), содержащий красящее вещество - орсин, - общее название этих красок - фолий.

Индиго - растительная краска, получаемая из растений indigo fera tinctoria, известная с глубокой древности.

_____________________________________________________________199

Для приготовления красных красок использовались: сок гиацинта (смешанный с молоком, по описанию ВИТРУВИЯ, давал имитацию пурпура). Вываренный сок плюща (Hedera u Edera / Hedera Helix) давал ярко-красную краску (Parthica purpurea).

Смола драконового дерева ("драконова кровь") и ротанговой пальмы - название краски "сандикс".

Красный лак - из бразильского дерева (Caesalpina brasiliensis), красящее вещество - бразилеин.

Из корней багрянка Rubia tinctoria (корни марены, иначе - крапа) приготовлялась красная краска - варанция - Varancia, также применялся отвар корней Анхузы - Anchusa tinctoria (Alkanna tinctoria), содержащих красящее вещество красно-фиолетового цвета - алканин.

Пурпурная краска - purpurissum - красильный сок, извлекаемый из улиток Murex Brandaria, осаженный на мел. Другой сорт пурпура получали из червеца (кошенили), у ПЛИНИЯ назывался путеоланским. У ВИТРУВИЯ описан способ приготовления багрянцем искусственного пурпура: "гранатовая краска изготовляется следующим образом: перекаливается руда хорошего качества охры до белого каления на огне, потом она тушится в уксусе и приобретает цвет пурпурной краски".

Чёрная краска приготовлялась пережиганием персиковых косточек, освобождённых от плода, и виноградной лозы и виноградных отжимок.

Зелёная ярь-медянка - Alrugo.

Ярь-медянка - Viride, полуторная основная ярь-медянка - "Способ приготовления зелени из меди или руды: «Наполни чашу белым винным уксусом, брось туда что-нибудь медное и оставь всё на два-три месяца; ты получишь прекрасную зелень».

Каким образом приготавливается аурипигмент для работы (Auripigmentum). "Размельчи аурипигмент на коже, а затем сотри на каменной плите с водой, прибавь немного жжёной кости и там же дай ему высохнуть. После этого смешай с хорошо взбитым яйцом для работы на доске или на стене, но снизу подложи хотя бы белила; если этого недостаточно, то подмешай хорошую охру".

Хризоколла (горная зелень, малахитовая зелень, красящее вещество минерального происхождения) привозится из Македонии, а выкапывается в медных рудниках.

Лазурь - краска синего цвета, представляет собой натуральный лазурит - ляпис-лазурь.

_____________________________________________________________200

Азурит - горная лазурь, натуральная медная лазурь, горная синь, ПЛИНИЙ называет её Colruleum cupricum - кипрская синь: добывалась в горных разработках на острове Кипр и в Испании.

Зелёная земля - Appianviride - аппианская зелень или Creta Viride - зелёный мел, природная минеральная краска, добывалась в Смирне. Греки называли её теодотион или феодотовская земля, по имени владельца участка земли Феодота, на котором она была впервые найдена (ВИТРУВИЙ).

Рубея - красная рубея, также называлась понтийской землёй, натуральная красная земля. ПЛИНИЙ называл её Rubrica, лучшими сортами считали египетский и африканский.

Свинцовые белила.

Каким образом делаются свинцовые белила и из них красный сурик: возьми пластинки свинца, положи их в горшок и наполни его крепчайшим уксусом, накрой сосуд и поставь на один месяц в тёплое место. Когда откроешь, то переложи все, что найдёшь вокруг свинцовых пластинок, в другой сосуд, поставь его на огонь и размешивай массу, пока она не будет белой, как снег. Удали с огня, возьми лучшее для краски, которая называется церусса. Остаток поставь на огонь и помешивай пока не обнаружится красный сурик (краска ярко-красно-оранжевого цвета, представляет собой смесь окиси и перекиси свинца, принадлежит к древнейшим краскам, описан ПЛИНИЕМ, ВИТРУВИЕМ и ТЕОФИЛОМ).

Сведения взяты из "Манускрипта ИРАКЛИЯ об искусствах и красках римлян VIII-IХ вв." - непосредственно из текста ИРАКЛИЯ, а также и из комментария А. В. ВИННЕРА.

_____________________________________________________________201

А. Н. Овчинников

О ПОКРЫТИЯХ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ

Средневековая станковая темперная живопись - византийская, древнерусская, европейская, стран Ближнего и Среднего Востока - после завершения покрывалась различными лаками, большинство которых приготовлялось из растительных сохнущих масел (льняного, конопляного, орехового, макового), а также различных терпентинов, очищенной нефти и лавандового (так называемого спикового) масла в смеси со смолами.

По мере старения лаковое покрытие меняло свои оптические свойства, и владельцы произведений вынуждены были покрывать их новым слоем лака, который как бы "освежал" угасшую живопись. За несколько веков существования памятника накапливалось довольно много таких покрытий, и современному исследователю крайне трудно определить состав именно авторского покрытия, не рискуя захватить какое-либо из последующих наслоений. Поэтому здесь приведена рецептура приготовления лаков в различных странах (с указанием столетия, к какому относится тот или иной трактат) и результаты проведённых в лабораториях ВХНРЦ анализов нескольких образцов лаков, которые с достаточной уверенностью можно считать авторскими (т. е. той первой плёнкой, нанесённой на живопись самим автором). Так, был проведён анализ покрытия на иконе XVI-XVII века из строгановского Благовещенского собора в Сольвычегодске. Анализ показал масляный копаловый лак. В большинстве своём покрытия икон - по анализу - состоят из льняной олифы в сочетании с различными смолами, как-то: сандараком, даммарой, канифолью, очень редко - янтарём; кроме того, на иконах украинских и белорусских встречается белковое покрытие. Довольно часто анализ показывает чисто смоляные лаки.

Лаки средневековой восточнохристианской живописи

Перечень рецептов лаковых покрытий, по-видимому, следует начать с двух древнейших трактатов – ИРАКЛИЯ1 и ТЕОФИЛА2. Судя по всему, рецептуры ИРАКЛИЯ (VIII-IX век) и ТЕОФИЛА (X-XI век) пришли к ним из Византии, поэтому с этих древнейших рецептов и следует начать византийский раздел.

_____________________________________________________________202

Манускрипт Ираклия об искусствах и красках римлян.

Кн. III, гл. 29.

О масле пригодном для смешения с красками3

Известь и масло отмерь весом, смешай всё вместе и вари всё, снимая пену. Прибавь туда некоторое количество масла и соответственно ему свинцовых белил и поставь состав на один месяц на солнце. При этом часто помешивай. Знай, что чем дольше масло стоит на солнце, тем оно лучше. Затем процеди и смешай с краской4.

Манускрипт Теофила (Рогира) "Записка о разных искусствах".

Кн. I, гл. 21.

О лаке

Налей льняное масло в новый маленький горшок и прибавь в него как можно более тонко измельчённую аравийскую камедь, называемую форнис5, имевшую цвет самого светлого ладана, а в изломе - светлый блеск.