Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 25 из 46)

5.1.4. Нанесение реставрационного грунта

5.1.4.1. Материалы и инструменты

1. Грунт.

Состав грунта, м. ч.

Мел комовой природный марки МК 145…………… 1

Рыбий клей 10-12%-ной концентрации……………. 4

Способ приготовления

Рыбий клей подогревают до температуры 60°С и понемногу добавляют в раствор тонко измельчённый сухой мел, хорошо перемешивая массу металлическим шпателем.

В качестве пластификатора к полученному составу добавляют небольшое количество полимеризованного льняного масла или масляно-смоляного лака46: на 100 мл массы несколько капель.

45 См. также: ЕРЕМИНА И. М., ТИМОФЕЕВА Н. И. О свойствах мелового левкаса в зависимости от вида мела. // Памятники русского искусства: исследования и реставрация: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. - 1987. -С. 115-120.

46 Копаловый лак.

_____________________________________________________________123

Тампон: а - два слоя марли, b - вата.
Нанесение реставрационного грунта.

Способ хранения

Грунт хранят в прохладном месте в стеклянной или фарфоровой посуде, закрыв большим влажным тампоном из марли и ваты.

2. Шпатели стальные.

3. Коротко подрезанные щетинные кисти.

4. Тампоны влажные из марли и ваты (рис. 76).

5. Наждачная бумага №№ 0-2.

Отдавая дань традиции, пользуются и высушенными стеблями хвоща (Equisetum).

5.1.4.2. Метод работы

На проклеенные и просушенные поверхности древесины и паволоки грунт следует наносить тонкими слоями.

Небольшие утраты (гвоздевые отверстия, небольшие изолированные выпады грунта) заполняют грунтом посредством стального шпателя. Если гвоздевые отверстия глубоки, их (после проклейки) заполняют до общего уровня доски небольшими (тоже проклеенными) кусочками древесины и просушивают (см. разд. 3.5).

На большие поверхности первый слой грунта наносят коротко подрезанной щетинной кистью частыми ударами в вертикальном к поверхности направлении, стараясь дважды в одном месте не касаться обрабатываемой поверхности. По окончании операции следует тщательно убрать влажным тампоном излишки грунта с краёв обрабатываемого участка.

Первый слой подгрунтовки просушивают в течение суток. Последующие слои наносят мастихином с интервалами в два-три часа. Работая, мастихин удерживают в наклонном положении к поверхности. Каждый наносимый слой не должен превышать 0,5 мм в толщину.

Грунт на мастихин набирают небольшими количествами, чтобы растянуть его по поверхности, не оставлял излишков по краю мазка. Если же излишек всё-таки остаётся, его тут же удаляют, срезая мастихином. На больших поверхностях движения мастихина должны изменяться, перекрывая предыдущие (рис. 77).

Когда грунт нанесён в достаточном количестве, его просушивают в течение суток, затем вышлифовывают механическим путём посредством наждачной бумаги, хвоща. Пыль после шлифовки удаляют влажным тампоном из марли и ваты.

5.1.5. Восполнение утрат красочного слоя

_____________________________________________________________124

Стирание красок курантом.

5.1.5.1. Материалы и инструменты

1. Краски акварельные.

Набор "Нева", "Ленинград".

2. Пигменты.

Советская промышленность выпускает весьма ограниченное количество необходимых для работы пигментов47. Все прочие приходится добывать различными путями. Это - пигменты заграничного производства, образцы минералов и проч. (В Ч. II рекомендаций мы приводим старинные рецепты приготовления и использования некоторых красок.)

Пигменты в порошках заводского помола высыпают в чашку и заливают небольшим количеством дистиллированной воды. Комки растирают пальцем до получения вполне однородной массы. Воду выпаривают в естественных условиях, и красочный порошок растирают на яичной эмульсии курантом (рис. 78). (При необходимости краски можно стирать непосредственно со связующим курантом.)

Кристаллическую киноварь отделяют от породы, измельчают в фарфоровой ступе (для обогащения цвета предварительно залив водным раствором уксуса 3-7%-ной концентрации), стирают с водой курантом и высушивают.

ВНИМАНИЕ! Приготавливая пигментный порошок из кусков породы аурипигмента или реальгара, следует соблюдать меры предосторожности: руки защищать резиновыми перчатками, порода должна быть смочена водой (пигменты не должны пылить), можно использовать и самодельную камеру из полиэтиленовой плёнки.

Приготовленный и стёртый с водой на куранте аурипигмент отстаивают в высоком стеклянном цилиндре, лишнюю воду сливают, по высушивании делят на 3-4 фракции по тонкости помола. Хранят в сухом виде. С яичной эмульсией смешивают непосредственно перед употреблением курантом.

ВНИМАНИЕ! Колера с присутствием аурипигмента и реальгара приготовлять впрок (даже на сутки) нельзя - в присутствии воды и яичной эмульсии могут происходить нежелательные химические реакции с потемнением красок.

47 Каталог-справочник, составленный работниками ленинградского завода художественных красок. / Под ред. В. В. Дмитриева. - Л. 1964.

_____________________________________________________________125

3. Яичная эмульсия (связующее реставрационных красок).

Состав, м. ч.

Желток куриного яйца................................................. 1

Винный уксус из белого сухого

вина (3-4%-ный водный раствор)............................... 1

Вода дистиллированная………………………........... 1

Способ приготовления

Разбив яйцо, осторожно отделяют желток от белка. Желток в оболочке переводят на ладонь. Высушивают желток, перекатывая его с одной ладони на другую (каждый раз смывая белок со свободной ладони проточной водой и вытирая её полотенцем). Удерживая желток на руке, прорывают оболочку и аккуратно сливают желток в чистый мерный стакан. Тонкой струёй добавляют такое же количество винного уксуса, непрерывно помешивая небольшой щетинной кистью. Таким же образом прибавляют воду в объёме равном желтку. Эмульсию процеживают через тонкую ткань.

Способ хранения

Хранят в стеклянном сосуде с плотной крышкой в прохладном месте.

4. Дистиллированная вода.

5. Кисти круглые колонковые (№№ 1-7) и беличьи (№№ 1-8).

6. Палитра из белой фаянсовой плитки или белой же пластмассы.

7. Загрунтованные полосы картона для пробных накрасок.

8. Лупа на ручке.

5.1.5.2. Метод работы

Тонировки мелких утрат в незначительном количестве могут быть выполнены акварельными красками с добавлением эмульсии яичного желтка, разбавленной дистиллированной водой 1:248.

Краску разводят на белой палитре, тон и цвет проверяют на накраске. Разведённую таким образом краску в случае её излишнего загустевания в процесс-

48 НИКОДИМ СИИСКИИ говорит о необходимости соблюдения известных отношений между краской и связующим: "и аше яйца вложиш в краску многояично, будет лоск мног дурно, и аше умалиш яйца поползет краска и нецветна. Потребно знать меру во всяком деле". - Цит. по: ЩАВИНСКИИ В. А. Указ. соч. - С. 58.

_____________________________________________________________126

се работы разбавляют нужным количеством дистиллированной воды.

Тонировки на более значительных утратах целесообразнее выполнять красками, приготовленными из сухих пигментов на яичной эмульсии.

Красочную палитру для тонировок подбирают на основании тщательного изучения красочных смесей (колеров) авторской живописи при большом увеличении (от 6 до 100 крат) в бинокулярный микроскоп (МБС-1 и MБС-2) в ходе раскрытия авторской живописи49. Тонировки выполняют различными приёмами: тонировки мелких утрат - тонкими мягкими кистями, лучше всего круглыми колонковыми (№№ 1, 2).

Острым кончиком кисти на поверхность грунта наносят мелкие точки краски, проводя работу постепенно, так что промежутки между отдельными точками заполняются уже после просыхания. Так достигают полной однородности тонируемой площади. Работу удобно начинать с помощью 2-х кратной лупы достаточно большого диаметра. (Даже некоторая неоднородность слоя тонировки, хорошо видная в лупу, не будет заметна при рассматривании её невооружённым глазом.)

Если окружающий утрату участок древней живописи имеет многослойное строение, то может оказаться необходимым повторить замеченную у автора последовательность наложения красок. (В ином случае тонировка не сможет быть достаточно приближена по цвету к оригиналу.)

Тонирование утрат большой площади можно выполнить заливкой с повторением авторской манеры письма.

В обоих указанных случаях необходимо сохранить известную меру подобия, чтобы тонировки всегда оставались отличимыми от подлинных частей древней живописи.

При повторных реставрационных работах могут встретиться участки, затонированные "отарой олифой". Такой метод тонирования считается устаревшим и в настоящее время не применяется.

5.1.6. Восполнение утрат золочения

Разновидностью реставрационной тонировки явля-

49 См. БУРМАКИН А. П. Технико-технологическое исследование иконы "Максим Исповедник с деянием". // Памятники русского искусства: исследования и Реставрация: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. - 1987. - С. 55-58.

_____________________________________________________________127

ется восполнение утраченных частей древнего золочения или росписи золотом. Эта работа может быть выполнена либо техникой золочения листовым сусальным золотом, либо техникой золочения или росписи творёным золотом. Выбор метода зависит от техники исполнения реставрируемой детали памятника и состояния его сохранности.