Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 11 из 46)

Потемнение, пожелтение, помутнение, утраты, потёртости, царапины, смытости, наличие кракелюров, сгрибливание, рельефные сгустки, ожоги, потёки и размягчение плёнки. Всевозможные виды посторонних наслоений и загрязнений: воск, сенная труха, пыль, обрывки бумаги, приставший с другой иконы левкас, сургуч, опилки, солома, пятна извести, мушиные засиды, птичий помёт и т. п. Если имеется старая профилактическая заклейка, указать вид бумаги, её расположение, внешний вид и последствия её пребывания на поверхности произведения.

6. Оклад23. Оклад, другие металлические и иные украшения (венцы, привески, слюда, драгоценные, полудрагоценные и самоцветные камни и т. п.).

Материал: золото, серебро, медь, олово, бронза, платина, дерево, железо, эмаль, стекло, слюда и т. п.

Техника: чеканка, тиснение (басма), гравировка, скань, литьё, накладные металлические пластины с надписями, шитьё жемчугом, бисером и т. п.

Утраты металла, помятости, разрывы металла. Выкрошка зерна, утраты и разрывы скани. Выкрошка и различные повреждения эмалевых украшений. Утраты камней (пустые гнёзда), следы от гнёзд. Утраты слюды, прилипание слюды к покровной плёнке, расслоение слюды, её потемнение. Потемнение металла. Ржавчина. Окисление меди (зелёные пятна). Окисление серебра (чёрные и белые пятна). Загрязнение поверхности (пыль, паутина, личинки, экскременты насекомых, плесень и т. п.).

7. Сорочка. Ткань сорочки: льняное, пеньковое,

22 Руководствуясь данными химических исследований (см. разд. 4.2.2).

23 См.: ГАГМАН Н. А. Об окладах древнерусских икон в связи с их реставрацией. // Древнерусское искусство: исследование и реставрация: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. - 1985. - С. 95-108.

_____________________________________________________________ 47

шёлковое, шерстяное и т. д. волокно24. Указать цвет и название ткани: набойка, парча, бархат и т. д.

Крепление сорочки к доске: приклеена (каким клеем), прибита гвоздями (какими именно). Есть ли надписи, наклейки с номерами, виды наклеек, чем и как выполнены. (Надписи и наклейки, имеющие значение для истории произведения, фотографировать отдельно.)

Разрывы ткани, утраты фрагментов, обветшание нитей, сечение нитей. Следы ржавчины, различные виды затёков, пятна, потёртости, загрязнения.

24 Вид волокна определяют различными способами. Вот некоторые из них:

а) раствор хлор-цинк-иод наносят на нить, и если она окрашивается в винно-красный цвет, то это растительное волокно;

б) волокна льна и хлопка горят ярким пламенем (как бумага) и сгорают с образованием пепла;

в) если поджечь шерстяную нить, на конце ее (после сгорания) образуется круглый сплавленный шарик, а характер пламени будет мерцающий;

г) если поджечь шелковую нить, пламя будет плавным, а на конце нити (после сгорания) образуется продолговатый сплавленный сгусток.

_____________________________________________________________ 48

3. Консервация произведения

3.1. Приготовление рабочих растворов

3.1.1. Рыбий клей

Осетровый клей в виде растворов различной концентрации используют для нанесения профилактической заклейки, укрепления красочного слоя и грунта, реставрации деревянной основы (см. разд. 3.3 - 3.5).

Для приготовления растворов берут стандартный осетровый клей, но предварительно его освобождают от нерастворимых примесей и защищают от заплесневения антисептиком.

Очистка и антисептирование осетрового клея. Необходимое количество измельчённого на маленькие кусочки осетрового клея взвешивают и помещают в сосуд, заливают холодной дистиллированной водой25 так, чтобы вода полностью покрыла клей. Оставляют для набухания на 12-14 часов. Набухание клея считается законченным, когда в кусочках не остаётся твёрдого ядра. Затем кусочки клея собирают в небольшие комочки и разминают руками до образования однородной тестообразной массы белого цвета. Комочки размятого клея помещают в кастрюлю и, постепенно заливая водой, в которой происходило набухание, распускают руками комочки в этой воде.

После этого посуду с клеем помещают на водяную баню (70°С) и нагревают, тщательно помешивая, до полного растворения клея и образования прозрачной

25 Дистиллированная вода (перегнанная). Для ее получения в заводских условиях применяют хорошую питьевую воду, не содержащую органические вещества, которые при разложении дают большое количество угольного ангидрида. Перегонка осуществляется на инфудирно-перегонном аппарате. Вода должна храниться в стерильных стеклянных баллонах под резиновыми пробками.

Дистиллированную воду получают также и в химических лабораториях с помощью дистиллятора. В домашних условиях эту операцию выполняют следующим образом:

а) в водопроводную воду добавляют 1 г двузамешенного фосфата натрия на 10 г воды;

б) в водопроводную воду добавляют питьевой соды или щелочи из расчета 0,3 г на 1 л воды;

в) Фильтруют воду, полученную таянием льда из холодильной камеры;

г) Используют неоновый умягчитель (навинчивают на водопроводный кран).

_____________________________________________________________ 49

массы.

ВНИМАНИЕ! Нагревать клеевой раствор на открытом огне нельзя - уменьшается вязкость и снижается клеящая способность раствора.

Приготовленный клеевой раствор фильтруют в тёплом состоянии через двойной слой марли для удаления растворившихся плёнок.

Для защиты клея от плесени и бактерий (см. разд. 3.2.1.2) в него добавляют антисептик - пентахлорфенолят натрия в количестве 1% от массы сухого клея. Рассчитанное количество антисептика растворяют в стакане с минимальным количеством воды, фильтруют через двойной слой марли, добавляют в раствор профильтрованного клея и тщательно перемешивают.

ВНИМАНИЕ! Пентахлорфенолят натрия относится к высоко токсичным препаратам, пылит при взвешивании, вызывает раздражение лакримальных желёз и дыхательных путей.

Пентахлорфенолят натрия легко проникает через кожу и обнаруживается во внутренних органах. Препарат накапливается в мозге, желудке, печени, вызывая их поражение и повышает уровень сахара в крови. Острое отравление у человека, как правило, развивается при вдыхании пыли или после контакта пентахлорфенолята натрия с кожей.

Готовый раствор клея заливают в плоскую низкую эмалированную посуду и оставляют для застывания. Через 10-24 часа (в зависимости от температуры и влажности воздуха) клей нарезают ножом на квадратики размером 2x2 см. Раскладывают на полиэтиленовой плёнке и сушат при открытом доступе воздуха.

ВНИМАНИЕ! Сушить клей на стекле или оргстекле нельзя, так как клей обладает высокой адгезией к поверхности с повышенной поверхностной энергией.

Приготовление рабочих растворов клея различной концентрации. Сухой клей содержит 12-15% воды, следовательно, концентрация такого клея равна 88-85%. Это обстоятельство необходимо учитывать при приготовлении растворов. Расчёт производится по "правилу креста".

Пример расчёта. Есть кубики 85%-ной концентрации (остальные 15% - вода). Надо получить 15%-ный

_____________________________________________________________ 50

клеевой раствор.

По "правилу креста" заданную конечную концентрацию 15% пишем при пересечении двух линий, а концентрацию исходных компонентов - у верхних концов линий. Затем для каждой линии производим вычитание одного стоящего в ней числа из другого и записываем разность у свободного конца той же линии (направления вычислений указаны стрелками). Полученные числа, расположенные у концов соответствующей линии внизу, показывают, сколько единиц массы каждого компонента следует взять, чтобы получить раствор с заданной конечной концентрацией.

Расчёты: 85-15=70; 15-0=15.

Таким образом, надо взять 15 г исходного "сухого" клея (85%-ного) и добавить 70 г воды.

В табл. 1 приведены количества "сухого" клея и воды, которую необходимо добавить к этому клею для получения клеевого раствора требуемой концентрации.

Методика приготовления клеевого раствора. Высушенные кубики антисептированного клея взвешивают, заливают необходимым количеством воды, дают им набухнуть в течение 12 часов и затем готовят рабочий раствор клея на водяной бане (при температуре воды в бане 70°С).

После приготовления раствора его заливают в мерную посуду и доливают испарившуюся во время приготовления воду до нужного объёма.

Для разбавления ухе имеющегося раствора

_____________________________________________________________ 51

клея определённой процентной концентрации пользуются тем же "правилом креста".

Например, необходимо приготовить 10%-ный раствор из 15%-ного. Согласно "правилу креста":

Значит, нужно взять 10 г 15%-ного раствора клея и добавить к ним 5 мл воды.

Концентрация клеевого р-ра

%

Масса сухого клея

г

Объем добавленной воды

мл

3

3

82

4

4

81

5

5

80

6

6

79

7

7

78

8

8

77

9

9

76

10

10

75

11

11

74

12

12

73

13

13

72

14

14

71

15

15

70

Таблица 1. Расчёт количества "сухого" клея и добавляемой к нему воды для получения раствора требуемой концентрации

ВНИМАНИЕ! 1. Не рекомендуется ставить готовый раствор клея в холодильник для дальнейшего его использования в течение длительного времени, так как при низких температурах в коллоидной системе происходит отсекание жидкости, в результате чего теряется клеящая способность.