Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 37 из 46)

14. Прежде чем покрывать копию лаком, для защиты от пыли вокруг неё делается возвышение, на которое сейчас же после покрытия будет положен фанерный щит и со всех сторон повешена чистая обёрточная бумага. Покрывать живопись лаком следует во время устоявшейся тёплой и сухой погоды. Для покрытия копий-реконструкций живописи, о которых идёт

_____________________________________________________________177

речь в данной статье, применялся свежий (срок хранения два месяца) масляный копаловый лак, разбавленный на одну треть свежим пиненом. Наносится широким и мягким флейцем довольно густым слоем. По живописи, имеющей ассистные разделки, покрытия наносились особенно осторожно, чтобы не повредить золото. Не следует опасаться плотного покрытия слоем лака, так как через два-три года лак уседает.

Разнородные сведения, привлечённые для описания двух вышеназванных икон, объединены потому, что они имели самое конкретное применение для написания копий-реконструкций.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Исследования этого вопроса крайне немногочисленны, поэтому статья Н. ГУСЕВА "Некоторые приемы построения композиции в древнерусской живописи XI -XVII вв." (См.: Древнерусское искусство. - М. 1968. - С. 1968 представляет особый интерес. Занимаясь многолетним копированием древнерусской живописи, Н. ГУСЕВ имел возможность на практике выверить свои наблюдения. Подобные приемы построений и модули существовали в византийском искусстве с древнейших времен. Так, уже в равенских мозаиках в VI в. Высота фигуры равна 9 радиусам нимба, высота фигуры в композиции равна половине диагонали светового поля композиции и т. д. Сведения о пропорционировании фигур существуют и в древних трактатах и подлинниках (См.: ДИОНИСИЙ ФУРНОАГРАФИОТ. Указ. соч. и РОВИНСКИЙ Д. И. Указ. соч. - С. 64-81).

2. ШВЕЙЦЕР А. Культура и этика. - М., 1973. - С. 36.

3. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ. Архитектура XX века. - М., 1970. – C 11.

4. Примеров множество. Для иллюстрации можно взять псковскую икону XIV века из собрания ГТГ "Собор Богоматери", по поводу которой М. АЛПАТОВ пишет: "...и ангелы - небывалое явление! - без крыльев за спиной... " (См.: АЛПАТОВ М. В. Всеобщая история искусства. т. III. - М., 1965. - С. 168). Такой вывод возник потому, что во время реставрации 1926-1927. гг. Фон и крылья ангелов были счищены до грунта (См.: АНТОНОВА В., МНЕВА Н. Каталог древнерусской живописи. Т. I. - М., 1963. - С. 190-191). На этой же иконе В. ЛАЗАРЕВ принимает за изображение пещеры черную вставку XVIII-XIX вв. (См.: История русского искусства. Т. II. - М.,

_____________________________________________________________178

1954. - С. 364). К сожалению, в теоретических работах такие ошибки не редкость.

5. Эта эстетика возникла под давлением так называемой "коммерческой реставрации", которая дорожила "патиной", поскольку торговая цена зависела не только от художественных достоинств произведения, но и от степени его древности. Характерным образцом такой реставрации является икона XV века "Архангел Михаил в деяниях" из Архангельского собора Московского Кремля (См. альбом из серии "Публикации одного памятника": МАШНИНА В. Архангел Михаил в деяниях. - Л., 1968), где на ил. 2 у архангела Михаила четыре руки, на ил. 5 – три, на ил. 8 -то же самое. Предпоследняя иллюстрация (№ 23) особенно интересна: на весь разворот альбома (55x38 см) воспроизведена вставка XVIII-XIX века! Из этого следует, что ни автор, ни художник книги, ни другие во время производства альбома не заметили разницы между живописью XV века и позднейшей доделкой.

6. Доска сосновая, рубленая, тонкая, состоит из трех частей, скрепленных с оборота двумя сосновыми накладными шпонками, прикрепленными деревянными штырями и коваными гвоздями; поля средней ширины, верхнее и нижнее опилены. Ковчег неглубокий, лузга - пологая круглая, верхний слой ровный. Паволока толстая и грубая, левкас тонкий и плотный, красочный слой плотный, ровный и топкий. Размер 99х120 см. Происхождение неизвестно. Икона отреставрирована в ВХНРЦ В. Зборовским.

7. См.: Книга Пророка Даниила. 12; 1-3. Книга Пророка Исайи. 9; 2.

8. См.: Псалмы: 15. Ст. 10. 23. Ст. 7 -10; 67. Ст. 2-4; 81. Ст. 8; 10б. Ст. 13- 20.

9. См.: Евангелие от Матфея. 24-25; Деяния святых Апостолов. 17, 31; Первое послание апостола Петра. 2, 4; Послание апостола Павла к Фессалоникийцам. 4, 13-18.

10. См.: Апокалипсис. 20; 1- 3, 10-15.

11. См.: Творения св. отца нашего Ефрема Сирина. Сергиев Посад, 1895. - Гл. 15. – С. 292-299.

12. См.: Иоанн Златоуст. Четырнадцатая гомилия о послании к римлянам.

_____________________________________________________________179

13. См.: Евангелие Никодима. - СПб., 1912. - Гл. XVII-XXVII. - С. 71-94.

14. Христианские чтения. 1839. - Ч. II. - С. 57-58.

15. Например, в Пасхальном каноне творения Иоанна Дамаскина (песнь 7, кондак 8-го гласа, эксапостиларий); в Трипеснце творения Иосифова (глас 1, песни ч, 8. 9; глас 2, песнь 8 и др.); в цветной Триоди, в стихирах Триоди постной, в Богородичных тропарях (на гласи 2, 4), в воскресных кондаках (на гласы 1-5, 3-4), в акафисте Богородице (кондак XII). Подробнее об этом см.: МАКАРИИ. Православно-догматическое богословие. Т. 3. - СПб. 1851. - С. 219-226.

16. Тема "сошествие во ад" получила особое развитие в синкретичных представлениях поздней антики. Ее адаптация произошла, очевидно, в сиро-палестинской сфере, возможно, в Антиохии, и уже во II веке миф о Сошествии Христа распространился на весь христианский мир (см.: LANGE R. Die Ausferstehung. - Berlin, 1966. - S. 7).

17. DONCEVA-PETKOVA L. Croix Dor-Reliquar de Plisca. // Academie Bulgare des sciences. Bulletin de l'Institut d'Archeologie. - XXXV. - S. 1., 1979. - P. 1, 2, 12, а также LANGE R. ор. cit. - S. 16. 17.

18. Например, в Хлудовской псалтыри IX в. (ГИМ. add. gr., 129) (См.: ЩЕПКИНА М. В. Миниатюры Хлудовской псалтыри. - М., 1977. - Л. 26 об., 63 об., 78 об., 82 об., 100 об.); в Парижской псалтыри IX в. (Парижская Национальная библиотека, gr. 20) (См.: LANGE R. Op. cit. - S. 122); В Афонопантократорской псалтыри IX в. (cod. 61) (См.: PELEKANIDIS S., CHRISTOU P., CADAS S. The treasures of Mount Athos. - Athenes, 1974. - Pl. 183, 184, 186); в Трапезундском Евангелии IX в. (ГПБ, Греч. 21 и 22а) (См.: ЛАЗАРЕВ В. Н. История византийской живописи. Ч. 2. - М., 1948. - Табл. 43б). В одной только Хлудовской псалтыри сюжеты "Воскресение" и "Сошествие во ад" представлены шесть раз: три раза «Воскресение» и три раза «Сошествие во ад". Во всех трех "Сошествиях" Христос изображен в овальных мандорлах, попирающим ад. Причем в каждой композиции цвет и заполнение мандорлы меняются. В первом варианте (л. 61) мандорла сплошь золотая, во втором (л. 63 об. ) - темно-синяя, цвет в две градации, со звездами и

_____________________________________________________________180

лучами, в третьем варианте (л. 82 об.) - голубая, цвет в две градации, только с лучами. В Трапезундском Евангелии мандорла тоже голубая, цвет в две градации, но уже без лучей и без звезд. Кроме описанных вариантов, немного позднее, в X-XI вв., в живописи восточнохристианских стран часто встречается изображение красных мандорл. Например, в каппадокийской церкви св. Варвары XI в. (См.: RESTLE M. Byzantine wall painting in Asia Minor. - Berlin, 1967. - Ил. III). в грузинской живописи красные мандорлы изображаются не только в "Сошествии во ад", но и в сценах Страшного суда, например, в западной апсиде Атенского Сиона (XI в.), и в "Преображении", например в храмах Зенобани и Кесорети (XIII в.). Красные мандорлы во всех этих сюжетах встречаются и в армянских миниатюрах XI в. (См.: ИЗМАЙЛОВА Т. А. Армянская миниатюра XI века. - М., 1979. - Ил. 34, 36, 39, 46. 47). В этой же книге отмечается постоянная связь армянской миниатюры с искусством Сирии и Синая. В равной мере это относится к искусству Грузии. В некоторых исследованиях (См.: LANGE R. Op. cit. - S. 22) принято считать, что изображения мандорл встречаются крайне редко, тогда как в восточнохристианских странах - постоянно. Правда, общеизвестно и то, что первые века христианства в Риме проходят с подавляющим большинством рабов-христиан, происходивших из восточной провинции. Да и вообще в Риме бытовало множество восточных культур, пришедших из этих же провинций.

19. Инв. N (др) 2120. Размер 81,5x65.

20. Инв. N 2731. Размер 120x90. Реставратор Н. Зборовский. (См.: ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - Ил. 40. описание в: ОВЧИННИКОВ А. Каталог, N 20; YAMCHIKOV S. Pscov. - Leningrad, 1978. - Pl. 10, 13.

21. Частное собрание Н. А. и С. Н. Воробьевых. Размер 81x65. Реставратор К. Шайкман (См.: Древнерусская живопись. Новые открытия из частных собраний. Каталог выставки. - М., 1975. - Ил. 44).

22. Происходит из Троицкого собора в городе Острове Псковской области. Поступила в ГРМ в 1958 г., инв. N В. X. 37467, размер 156x92. Реставратор В. И. Перцев (См.: ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - Ил. 46).

_____________________________________________________________181

23. Происходит из собрания Чириковых, затем С. П. Рябушинского. В ГТГ поступила из ГИМ в 1930 г., размер 54x45, инв. N 24336 (См.: ОВЧИННИКОВ А., КИШЛОВ Н. Указ. соч. ил. 50. описание в: ОВЧИННИКОВ А. Каталог, N 27).

24. Обычно в композиции "Сошествие во ад" Христос поднимает за руку только Адама, в другой руке Он держит свиток или крест. Сцена, когда Христос держит за руки Адама и Еву и оба они расположены симметрично Его Фигуре, встречается крайне редко. Аналогий псковскому изводу в иконописи до XV в. не имеется. В монументальной живописи известны только Фреска начала XIV в. в Кахрие Джами (См.: GRABAR А., VELMANS Т. Mosaici e affreski nella Cariye Gamii ad Istanbul. - Milano, 1965. - 11. 34), фреска XIV в. в церкви св. Николая Орфаноса в Фессалониках (См.: XYNGOPOULUS. St Nicolaos Orfanos. – Athenes, 1966. II. 5), фреска 1314 г. в церкви Богоматери в Студенице (См.: MILLET G., FROLOV A. Le peinture de Moyen age en Yugoslavie. F, III. - Paris, 1957. - Pl. 63). В прикладном искусстве известны: греческое шитье XIV-XV вв. на малом саккосе Фотия (См.: БАНК А. Византийское искусство. - М. - Л., 1967. – Табл. 282) и клеймо на золотом чеканном окладе XV в. Владимирской Богоматери (См. там же. - Табл. 29).

25. Среди древнейших произведений известно множество памятников, в которых форма мандорлы приближается к псковской иконографии. Это Фреска X в. в храме Сан-Клименте в Риме, повторяющая восточные образны (См.: ПОКРОВСКИЙ Н. Евангелие в памятниках иконографии. - СПБ, 1892г. - С. 423), четыре фрески X в. в храмах Каппадокии (См.: RESTLE M. Op. cit. - Pl. II, II. 20, 53, 95, 129) мозаика 1315 г. в церкви Апостолов в Фессалониках (См.: GRABAR A., VELMANS Т. OP. Cit. - II. 34). Особенно близки псковскому канону фреска XIV в. в Кахрие Джами (См.: GRABAR А., VELMANS Т. Ор. cit. - II. 54) и стеатитовый рельеф XIII-XIV вв. из коллекции Р. Питкерна (См.: Early Christians and Byzantine. - Baltimore, 1947. - P. 122, N 614, Pl. XXXIX), а также клеймо золотой наводки на Васильевских вратах в Троицком (Покровском) соборе в г. Александрове Владимирской области (См.: БОЧАРОВ Г., ВЫГОЛОВ В. Александровская слобода. - М., 1970. - Ил. 11) и фреска XV в. на северной стене собора Ферапонтова монастыря (См.