Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 6 из 46)

Наиболее распространёнными видами загрязнений, встречающихся на произведениях, являются: копоть, пыль, сажа, восковые наплывы от свечей, брызги краски (темперной, масляной, клеевой), приставший с другой иконы грунт, сгустки извести, птичий помёт, мушиный засид.

Последние три вида загрязнений особенно опасны для произведений: содержащиеся в них компоненты действуют разрушающе на покровный и красочный слой, грунт и паволоку, сильно их повреждая, особенно при повышенной влажности. На поверхности красочного слоя остаются разводы, получившиеся в результате химического изменения пигментов и связующего. Бывает и так, что пигмент обесцвечивается и значительно ослабляется из-за разрушенного связующего, что ведёт за собой возникновение пылевидного шелушения либо красочного слоя, либо красочного слоя и грунта.

Часто после удаления восковой капли на месте её обнаруживается отсутствие красочного слоя: попадая на произведение, горячий воск размягчает покровный слой и смешивается с ним.

1.2.5. Повреждения, вызванные нарушением технологических норм реставрации

Список такого рода повреждений длинен. Под-

_____________________________________________________________ 21

ход к технологии реставрации, совершенствуясь, со временем изменялся. Так, поновление икон - это тоже своего рода реставрация (см. разд. 4.1.2).

Случаи возможных повреждений произведения в результате консервационно-реставрационного вмешательства мы подробно описываем в соответствующих разделах наших методических рекомендаций4.

Следует помнить также, что режим температуры воздуха в реставрационной мастерской должен быть +12-18°С при влажности 60-65%. Например, при температуре ниже +10°С и при повышенной влажности возрастает опасность развития плесеней, а в процессе укрепления клей быстро густеет, теряя способность проникать в толщу грунта, задерживается в поверхностном слое и может вызвать при высыхании интенсивное шелушение красочного слоя с грунтом и отрыв грунта от основы.

1.3. Последовательность работы с произведением.

"Реставрационный паспорт художественного

произведения"

"Реставрационный паспорт художественного произведения"5 - главный документ, фиксирующий выполнение процессов консервации и реставрации, дающий ценную информацию о художественном произведении. Паспорт заводят на каждое подлежащее консервационной и реставрационной обработке произведение, поступившее в реставрационный отдел.

Но в полевых условиях, в экспедициях, во время выездов реставраторов для работы в музейных фондах, когда приходится производить консервационные работы на небольших по площади повреждениях, причём в короткие сроки и на значительном количестве памятников, составляют общий отчётный документ, куда заносят данные о произведении - описание состояния его сохранности с указанием материалов и методов консервационно-реставрационного вмеша-

3 См. : БОБРОВ Ю. Г. История реставрации древнерусской Живописи. - Л.: ХУДОЖНИК РСФСР, 1987.

4 См. также: ГАГМАН Н. А. О некоторых проблемах реставрации древнерусской живописи. // Памятники русского искусства: исследование и реставрация: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. - 1987. - С. 86-101.

5 В ВХНРЦ существует Форма реставрационного паспорта, утвержденная МК РФ. В ВАК МК РФ существует единая для СНГ Форма, по которой заполняются паспорта при подаче на аттестацию реставраторов.

_____________________________________________________________22

тельства по схеме:

№№ Инв. № музея № негатива Название. Время создания произведения Описание состояния произведения Описание реставрационных процессов

Этот документ прикладывают к отчёту о работе, подписывают и заверяют музейной администрацией.

Однако в сложных случаях и при больших разрушениях, а также в случае обработки уникальных памятников на каждую такую вещь составляют отдельный подробный паспорт (рис.13).

Паспорту присваивают номер по правилам регистрации поступления произведений на реставрацию, утверждённым в данном учреждении.

В паспорте обязательно должны быть отражены следующие сведения:

l. Инвентарный номер произведения.

2. Порядковый номер произведения по книге поступлений реставрационного отдела.

3. Название произведения.

4. Размеры произведения.

При определении размеров прямоугольной иконы рулетку прикладывают к серединам противоположных сторон, первым указывают размер по высоте, исходя из расположения композиции, вторым - по ширине, третьим - по толщине досок.

5. Краткие сведения (если таковые имеются) о происхождении произведения, его принадлежности определённому архитектурному памятнику, времени его создания, авторе произведения.

6. Сведения о художнике-реставраторе и руководителе работ (имя, отчество, фамилия; квалификационная категория; место работы - учреждение и отдел).

7. Выписки из протоколов заседаний реставрационного совета, где сформулированы решения относительно характера и объёма консервационных и реставрационных процессов, причём каждый процесс оговорён отдельным решением.

8. Описание состояния сохранности произведения в момент поступления в реставрационную мастерскую.

9. Описание всех консервационно-реставрационных процедур, которым подверглось произве-

_____________________________________________________________ 23

"Реставрационный паспорт художественного произведения", титульный лист.

_____________________________________________________________ 24

дение (в форме дневниковых записей, с подробным описанием всех материалов, инструментов и технических приёмов, причём рецептуры, химические формулы и названия материалов, процентные концентрации и температуры клеевых растворов приводить в отдельной графе - в правой половине страницы дневника).

10. Фотофиксация каждого этапа консервационно-реставрационной обработки произведения; в дневнике указывать даты фотографирования, а порядковые номера негативов приводить в отдельной таблице.

11. Данные лабораторных исследований произведения: микологические и энтомологические повреждения; химический состав грунта, пигментов, связующего, покровного слоя. Данные рентгенографических исследований, исследований в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах; причем обязательно указывать порядковые номера рентгенограмм и негативов, если были проведены специальные съёмки.

12. Краткое описание состояния произведения по окончании его консервационно-реставрационной обработки6.

13. Рекомендации по режиму хранения, условиям экспонирования и транспортировке произведения с учетом его технологических особенностей.

14. Историческая справка о произведении, список литературы о произведении, данные о его экспонировании на выставках до настоящей реставрации и в последующий период.

15. Выписка из протокола заседания реставрационного совета, удостоверяющая факт завершения консервационных и реставрационных работ над произведением. Подписи ответственных лиц. Печать учреждения.

Далее мы детально рассмотрим порядок ведения записей при заполнении реставрационного паспорта, а именно: в пункте 8. (см. ЧАСТЬ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 1). 9. (см. ЧАСТЬ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2), 10. (см. разд. 1.4), 11-14. (см. разд. 6.1) приведённой выше схемы.

1.4. Фотофиксирование произведения в процессе реставрации

6 Не путать с послереставрационным описанием, схема которого приведена в разд. 6. 2.

_____________________________________________________________ 25

Фотография - важный контрольный документ, позволяющий судить о качестве проводимой реставрации. В настоящих рекомендациях речь идёт о фотографии, документирующей как процесс реставрации, так и особенности подвергающегося реставрационному вмешательству произведения7.

Фотофиксирование проводят на каждом этапе реставрационного процесса с приложением в кадре масштабной линейки.

А. До реставрации.

Фотографируют общий вид лицевой стороны памятника. Если икона раскрыта или состоит из нескольких деталей, фотографируют и общий вид каждой детали (части).

Наиболее разрушенные участки фотографируют дополнительно в косом освещении для выявлении рельефа поверхности. Дополнительно фотографируют и миниатюрное письмо в клеймах, в системе изображения; личное письмо до раскрытия; участки с мелкими утратами красочного слоя до раскрытия.

Оборот иконы фотографируют в том случае, когда оно имеет какие-либо особенности, а также перед произведением необходимых реставрационных вмешательств.

При особенностях разрушения основы икона может быть сфотографирована с торцов и т. п.

Б. В процессе реставрации.

1. В процессе укрепления (см. разд. 3.5).

Икону фотографируют с лицевой стороны с заменённой профилактической заклейкой с пробным укреплением. После укрепления фотографируют общий вид иконы и те фрагменты, которые фотографировали до реставрации.

2. В процессе раскрытия. Фотографируют общий вид иконы:

а) с пробным удалением олифы, с удалением олифы на половине поверхности; причём не полагается делить изображение ровно пополам, но на 1/3 или 2/3 поверхности (см. разд. 4.3.2.2); после удаления олифы;

7 Фотофиксирование не заменяет словесное описание реставрации и особенностей памятника. В случаях сложного раскрытия от многослойных записей (см. разд. 4), а также при большом художественном значении памятника рекомендуется выполнять слайды.

_____________________________________________________________ 26

б) с пробным удалением первого слоя записи, с пробным послойным удалением нескольких слоев записи (в зависимости от условий и последовательности раскрытия); с удалением записи на половине изображения; после удаления записи с авторской живописи; после довыборки прописей; после удаления записей со вставок; после удаления вставок с гнилым левкасом; с оставленным контрольным участком; причём дополнительно фотографируют наиболее ответственные (по сохранности, по композиции) фрагменты, надписи (киноварные - с зелёным фильтром), пробные удаления олифы, записи - как в процессе, так и после раскрытия с соблюдением одного масштаба для одного и того же фрагмента;