Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 20 из 46)

Канифоль содержит 90% свободных смоляных кислот и небольшое количество резенов и резинолов. Эти кислоты окисляются на воздухе, что проявляется в том, что канифоль становится менее растворимой и в результате старения коричневеет.

В зависимости от способа получения различают канифоль живичную, экстракционную и талловую.

Для производства живичной канифоли используют живицу (смолистый сок, вытекающий из разрезов в коре хвойных деревьев).

Сырьём для производства экстракционной канифоли является пнёвый сосновый осмол (старые осмолившиеся пни). Пни расщепляют, из щепы экстракцией растворителями извлекают канифоль.

Талловую канифоль получают из таллового масла, являющегося отходом целлюлозно-бумажной промышленности.

_____________________________________________________________94

Наиболее распространённой остаётся живичная канифоль. Канифоль не применяется в качестве самостоятельного плёнкообразующего вещества, но часто используется для модифицирования природных смол (копалов) и приготовления воско-канифольных мастик.

Канифоль даёт хрупкую, мягкую, невлагостойкую плёнку, которая со временем мутнеет, буреет, превращается в порошок.

Элеми (испанское elemi, арабского происхождения) - группа смол, содержащих душистые эфирные масла (так называемые бальзамо-смолы); их получают из тропических древесных растений семейства бурзеровых (рода Canarium, Bursera, Protium), отчасти рутовых (Amyris). Названия сортов элеми связано с теми странами и портами, откуда их вывозят, например, манильская элеми, мексиканская элеми, бразильская элеми.

Представляет собой густой желтовато-белый бальзам с сильным ароматическим запахом. Лучшие сорта элеми почти бесцветны.

Химический состав различных сортов довольно близок. До 35% смолы представлено альфа- и бета-амиринами: в манильской элеми присутствует элемовая кислота.

Смолу элеми редко перерабатывают в лак, но чаще добавляют к другим лакам для того, чтобы сделать их менее хрупкими и нерастрескивающимися.

Мастикс* (мастиковая смола) - смола древесного растения Pistacia lentiscus, произрастающего в Средиземноморье. Считается, что наилучший мастикс добывают на острове Хиос.

Мастикс выделяется в виде застывающих на воздухе прозрачных желтоватых капель, очень ароматичен, хрупок, в изломе раковистый.

В состав мастикса входит эфирное масло (2-3%), смоляные кислоты (ок. 42%), горькое вещество мастицин (5%) и углеводороды резены (ок. 50%).

Лаки на основе мастикса при старении становятся жёлтыми и оранжевыми, хрупкими; под влиянием влажности мутнеют.

Даммара (от малайского damar - смола) - общее название нескольких видов смол, добываемых из тро-

*Также "мастика", "мастиха".

_____________________________________________________________95

пических деревьев рода Schorea. Главные места добычи - острова Ост-Индии (Малайский архипелаг).

Смолы бывают бесцветными или окрашенными от желтоватого до коричневого, иногда почти чёрного цвета. Запах свежей смолы - слабый бальзамический.

В состав даммары входят даммароловая кислота (29%), альфа-даммар-резен (40%), бета-даммар-резен (22%).

Лаки на основе даммары светостойки. При старении не желтеют или желтеют незначительно, но мутнеют от атмосферного воздействия.

Шеллак (от голландского schellak) - смола, выделяемая молодыми побегами некоторых растений при участии лаковых червецов (Tachardia lacea). По мнению некоторых учёных, шеллак выделяют сами червецы. Известно много растений-хозяев для лаковых червецов; к ним относится ряд древесных тропических и субтропических растений семейства тутовых, произрастающих на юге Азии и в Центральной Америке, например, фикусы (Ficus religiosa, Ficus laecifera), молочайных (Croton lacciferum), бобовых, сапиндовых. По внешнему виду шеллак представляет собой тонкие хрупкие чешуйки от светло-жёлтого до коричневого цвета.

В состав шеллака входят шеллачный воск (до 5%), играющий роль пластификатора, вода (12% и более), загрязняющие вещества (до 9%) и краситель (5%).

Лаки на основе шеллака дают хрупкую плёнку; по влагостойкости превосходят лаки из даммары, мастикса и мягких манильских копалов. В процессе старения на свету быстро желтеют.

Сандарак С от греческого

) - душистая смола, получаемая из коры сандаракового дерева, или каллитриса Tetraclinis articulata (Callitris quad-rivalvis), из семьи кипарисовых, произрастающих в Северной Африке. Сандарак имеет вид желтоватых с белым или буроватым налётом хрупких зёрен, комочков, палочек.

В состав сандарака входят три смоляные кислоты, резен, эфирное масло (ок. 1,5%).

Лаки на основе сандарака прочные (однако только в сочетании с пластификатором), окрашенные в оранжевый или коричневый цвет.

Янтарь – ископаемая смола хвойных деревьев третичного периода. Цвет желтый, различных оттенков, до жёлто-красного и жёлто-бурого.

_____________________________________________________________96

Запись с сохранением сюжета иконы.

По химическому составу янтарь принадлежит к типичным смолам и в среднем содержит углерод (79%, кислород (10%), водород (11%), а также небольшие примеси серы и золы.

Лаки на основе янтаря прочные, со временем темнеют.

Копалы (от староиндейского copali) - группа ископаемых смол самых различных свойств и самого различного ботанического происхождения. Копалы встречаются главным образом в тропических странах. В России копалы встречаются на Кавказе и Дальнем Востоке. В принятой классификации копалы разделяются на твёрдые и мягкие.

По химическому составу копалы близки.

Мягкие копалы - манильские, индийские, каури обладают твёрдостью, не превышающей твёрдость мягких смол, таких как даммара.

На основе мягких копалов готовят спиртовые лаки низкого качества.

Твёрдые копалы продуцируются африканскими и южноамериканскими растениями, принадлежащими к семейству Caesalpiniceae. Бразильским копалом называют смолу, получаемую из нескольких видов рода Hymenea, восточноафриканским или занзибарским копалом - смолу Trachylobium verrucusum, копайским бальзамом - смолу видов рода Copaifera, копалом конго - смолу деревьев рода Guibourtis.

Лаки на основе твёрдых копалов отличаются самой высокой прочностью.

4.1.2. Записи и прописи

Как показывает опыт, средний срок полного потемнения олифы или масляно-смоляного лака составляет от 30 до 90 лет. Поверх потемневшего покровного слоя русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем. В одних случаях поновитель точно соблюдал пропорции, принципы композиционного построения первоисточника, в других - повторял сюжет, внося поправки в первоначальное изображение: менял размеры и пропорции фигур, их позы, другие детали (рис.61). По иконописной традиции поновитель был обязан заново выполнить надпись, если она была не видна и не читалась чётко (рис.62).

Сплошная запись могла быть выполнена и желтковой темперой, и маслом.

_____________________________________________________________97

Поновление надписи.

Если защитное покрытие на иконе темнело до такой степени, что изображение становилось полностью не различимым и, кроме того, вероятно, забывался первоначальный сюжет, то, бывало, на той же доске поверх защитного слоя писали новую икону, иногда с совершенно другим сюжетом (риc.63).

Запись с другим сюжетом.

В тех случаях, когда ко времени поновления старая икона имела разрушения грунта и основы, её подвергали укреплению осетровым клеем, утраты грунтовали, зачастую нанося грунт на участки красочного слоя с покрытием, чтобы выровнять общую поверх-

_____________________________________________________________98

ность или создать общий светлый фон для нового изображения. Когда утраты старого слоя были не столь велики и поновитель имел возможность использовать старый рисунок и композицию, перелевкаска могла быть и частичной, нанесённой на самые разрушенные участки старой иконы - вдоль трещин по стыку досок, вокруг наиболее значительных утрат.

Вследствие потемнения защитного покрытия терялась первоначальная яркость цвета. Чтобы вернуть образу былую выразительность, икону не всегда записывали целиком, ограничиваясь иногда высветлением отдельных её участков: заново обводили контуры изображения, прописывали складки одежд, перекрашивали нимбы, фон и по традиции переписывали надписи. В этом случае можно говорить о наличии частичных записей или прописей на иконе (рис. 64).

Частичные прописи и записи на иконе.

Весьма часто поновление потемневшей иконы сводилось к новому золочению фоновых частей и нимбов, а также нанесению нового золотого ассиста. Этой операции предшествовала предварительная подготовка поверхности - вышлифовка и выравнивание. Нередко участки под золочение вычищали до грунта, бывало и так, что золочение выполняли по новому лаковому покрытию, а остальная живописная поверхность оставалась нетронутой и прописывалась частично по пробелам; как всегда поновлялись надписи.

Отмечено, чем чтимее была икона, тем чаще она поновлялась. Так, встречаются произведения, на ко-

_____________________________________________________________99

Утраты авторского красочного слоя на рентгенограмме.

торых насчитывается до восьми слоев разновременных записей. При этом на одной иконе могут соседствовать и сплошные записи, и частичные записи, и прописи. Одни из них могут быть выполнены темперой, другие - маслом.