Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 2 из 46)

3.5.2. Метод работы......................................................................................... 86

3.5.2.1. Заделка трещин................................................................................... 86

3.5.2.2. Восполнение утрат............................................................................. 87

3.5.2.3. Восполнение шпонок......................................................................... 87

3.5.2.4. Виды реставрационного крепления досок....................................... 87

3.5.2.5. Вощение оборота и торцов................................................................ 88

3.6. Удаление поверхностных загрязнений.................................................. 88

3.6.1. Материалы и инструменты................................................................... 88

V

3.6.2. Метод работы......................................................................................... 89

4. Удаление старого покровного слоя и записей (раскрытие иконы)…… 90

4.1. Характеристика покровного слоя, прописей и записей в русской иконописи......................................................................................................... 90

4.1.1. Олифы и лаки......................................................................................... 90

4.1.2. Записи и прописи.................................................................................. 96

4.2. Органические растворители, применяемые в реставрации для удаления старого покровного слоя и записей............................................................... 99

4.2.1. Исследование старого покровного слоя и записей............................ 105

4.2.2. Техника безопасности........................................................................... 106

4.3. Технология удаления старого покровного слоя и записей………….. 110

4.3.1. Материалы и инструменты...........................……................................ 110

4.3.2. Пробное раскрытие иконы.............................….................................. 110

4.3.2.1. Пробное удаление верхнего слоя олифы......................................... 111

4.3.2.2. Пробное послойное раскрытие иконы............................................. 113

4.3.3. Удаление старого покровного слоя и записей (раскрытие) иконы 114

4.3.3.1. Удаление верхнего слоя олифы........................................................ 114

4.3.3.2. Удаление записей............................................................................... 114

5.Приведение произведения в экспозиционное состояние......................... 119

5.1. Тонирование утрат красочного слоя...................................................... 119

5.1.1.Общие правила....................................................................................... 119

5.1.2. Подготовка поверхности произведения к тонированию…………... 121

5.1.3. Нанесение реставрационной паволоки............................................... 122

5.1.4. Нанесение реставрационного грунта.................................................. l22

5.1.4.1. Материалы и инструменты................................................................ 122

5.1.4.2. Метод работы...................................................................................... 123

5.1.5. Восполнение утрат красочного слоя................................................... 123

5.1.5.1. Материалы и инструменты................................................................ 124

5.1.5.2. Метод работы...................................................................................... 125

5.1.6. Восполнение утрат золочения.............................................................. 126

5.1.6.1. Материалы и инструменты................................................................ 127

5.1.6.2. Метод работы...................................................................................... 128

5.2. Покрытие лаком....................................................................................... 131

5.2.1. Материалы и инструменты................................................................... 131

5.2.2. Метод работы......................................................................................... 132

Приложение 2.

Описание консервационных и реставрационных процессов ("Дневник реставратора") ("Реставрационный паспорт художественного произведения", п. 9)........................................................................................ 134

vi

6. Послереставрационное описание произведения...................................... 137

6.1. Описание особенностей технического состояния памятника после реставрации ("Реставрационный паспорт художественного произведения" пп. 11-14……………………………………………………………………... 137

6.2. Послереставрационное описание произведения................................... 238

ЧАСТЬ II

А. Н. ОВЧИННИКОВ. Из опыта реконструкции древних икон................ 144

М. В. НАУМОВА. О приготовлении красок и связующего в средневековой темперной живописи....................................................................................... 198

А. Н. ОВЧИННИКОВ. О покрытиях в средневековой темперной живописи.......................................................................................................... 201

Д. А. РОВИНСКИЙ. Азбучный указатель предметам и материалам, служащим для описания технического производства в иконописании…. 212

Церковнославянская грамота......................................................................... 221

Славянское счисление..................................................................................... 222

Список иллюстраций...................................................................................... 223

_____________________________________________________________ 3

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее издание открывает публикацию серии методических разработок, обобщающих многолетний опыт работы отдела реставрации древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Методические рекомендации содержат обоснование и описание начальных этапов работы над произведением, поступившем на реставрацию. Цель рекомендаций - помочь реставраторам в овладении необходимыми практическими навыками, дать первые сведения о видах разрушений произведений древнерусской темперной живописи, причинах их возникновения, а также о путях их устранения. Авторы, однако, выражают надежду, что настоящие рекомендации не будут использованы в качестве самоучителя по реставрации.

Методические рекомендации утверждены секцией Учёного совета ВХНРЦ.

Разделы методических рекомендаций составлены: Введение - М. В. Наумова

Часть 1, раздел 1 - О. А. Пригородова, Л. Ф. Безбородова, Д. С. Ивашкина, Г. С. Клокова, М. С. Трубачёва
раздел 2 - Л. И. Башмакова, Е. В. Кугучева
раздел 3 - О. Д. Пригородова, Е. А. Гра, И. М. Ерёмина, Н. Г. Тимофеев, М. В. Наумова
раздел 4 -О. Д. Пригородова, И. М. Ерёмина, Г. С. Клокова
раздел 5 - Н. А. Гагман, М. В. Наумова
раздел 6 - М. В. Трубачё-ва
Приложение 1, 2 - О. Д. Пригородова
Часть II - М. В. Наумова, А. Н. Овчинников.

_____________________________________________________________ 4

"ИКОНОПИСАНИЕ в своём исполнении есть великое классическое художество, требующее от иконописца разнообразных сведений. К исполнению его может приступать только человек, знающий в возможном совершенстве все виды иконописного рисования и раскрашивания, изучивший Жития Святых нашей православной Церкви и археологию священных облачений, знакомый с текстом Подлинника и Историею иконописания Византийского и Русского. Без этих знаний он не может быть художником своего искусства, не может быть творцом великого, святого дела, пред которым мы привыкли благоговеть со дня нашего рождения. Велики его обязанности и назначения: он призван воспроизводить иконописание законное - в сочетании догматических истин и учения святых Отцов Церкви, он должен осуществить иконописание правильное - без ересей и расколов, он должен исполнить иконописание точное - без отступлений от преданий нашей Кафолической православной Веры. Во всех его технических производствах должно быть главное условие: историческая достоверность в изображении святых ликов, одежд и украшений. Здесь он ничего не производит из своего воображения, ничего не составляет из своего помышления.... Да будет душевное благоговение всегда спутником иконописца в его труде, и да помнит он, что холодное изучение искусства никогда не доведёт его до сознания первообразных ликов, принятых нашими отцами из рук первых Христиан! Счастлив тот иконописец, который свято исполнит своё великое предназначение: его и при жизни будут сопровождать благодарность признательных соотечественников и в потомстве ожидает слава".

И. П. Сахаров. Техническое учение иконописания.

************************************************************* 5

ЧАСТЬ I

1. НАЧАЛО РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

1.1. Краткое описание материалов, применявшихся при создании древнерусской иконы

Лицевая сторона доски.

В основе описания - обобщение результатов практической работы и лабораторных исследований, проводимых в отделе реставрации древнерусской станковой темперной живописи ВХНРЦ. Отметим, что описание особенностей живописных приёмов и стилей разного времени не является целью данной справки.

Основой произведения служила доска. Для изготовления основы в России чаще всего употребляли древесину липы, сосны, клёна, кипариса, ели. Так, в Пскове и Ярославле пользовались сосновыми досками, в Новгороде и на Севере России - еловыми, в Восточной Сибири - сосновыми с лиственичными шпонками, московские живописцы второй половины ХVII в. писали на привозных кипарисовых досках. Иконописцы, как то следует из разнообразных литературных источников, предпочитали покупать готовые иконные доски от специалистов по этой части - деревщиков. Пила стала известна на Руси уже в X в., но до ХVII в. она применялась только для продольного распила. Доску обрабатывали различными инструментами (стругами), среди последних упоминаются такие, как фигерей для вырубки лузги и цинубель для процарапывания лицевой части доски под паволоку и грунт (левкас). В ХI-ХVI вв. доски обрабатывали скобелем, а с конца ХVII в. - рубанком. Толщина досок определялась размерами будущего произведения.