Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 23 из 46)

ВНИМАНИЕ! Увеличивать экспозицию более 25 минут не следует, ибо - так и не размягчив покровную плёнку - растворитель через кракелюры начнёт проникать в красочный слой и грунт.

Удаляя олифу, нужно помнить, что сцепление покровной плёнки с разными пигментами, входящими в колера реставрируемой иконы, может быть различным, и для раскрытия слоя живописи на одной иконе требуется применение различных экспозиций. Поэтому на иконе необходимо иногда выполнять несколько пробных раскрытий на различных её участках (рис. 69, 71). Так, известно, что нагревание олифы при покрытии красочного слоя (см. разд. 1.1) способствовало ее быстрому высыханию и образованию прочной покровной плёнки, но при этом происходило интенсивное пропитывание некоторых маслоёмких пигментов, спаивание пигментов с олифой на всю глубину красочного слоя. Это обстоятельство следует учитывать при удалении олифы и записей. Так, глауконит, охры имеют большую маслоёмкость, чем свинцовые белила и киноварь. Значит, экспозиция компресса на киновари будет значительно меньшей, чем, например, на охре. Экспозиция компресса должна быть минимальной при раскрытии рисунков, орнаментов, надписей, выполненных красками

_____________________________________________________________113

Компресс.

по золочению. Известно также и то, что особенно трудно удаляется олифа, лежащая на зелёных красках, содержащих медь. (Химические анализы олифы с таких участков показывают, что она содержит большое количество меди.)

4.3.2.2. Пробное послойное раскрытие иконы

Органические растворители в течение определённого времени мягчат не сразу все слои записей и олифы, находящиеся на авторской живописи - а послойно. Это обстоятельство позволяет выполнять послойное пробное раскрытие для определения количества слоев записи и промежуточных слоев олифы, а также (что очень важно) времени размягчения каждого из этих слоев.

При выборе участка для проведения пробного раскрытия на иконе, находящейся под записью, определяющее значение имеет рентгенограмма (см. разд. 2.1 и рис.61б), так как, удаляя запись вслепую, на участке, выбранном случайно, можно попасть на вставку поновительского левкаса или на утрату (которая может оказаться единственной при общей хорошей сохранности живописи), и результаты пробного раскрытия могут дать неверное представление о характере и сохранности первоначального слоя.

Пробное послойное раскрытие выполняют на небольшом, площадью от 6x3 до 10x5 см участке иконы, размер которого зависит, во-первых, от размеров самой иконы, во-вторых, - от предполагаемого количества слоев записи и промежуточных слоев олифу (см. Ч. II. О покрытиях ...).

На этом участке удаляют верхний слой олифы (см. разд. 4.3.2.1).

Открывается верхний слой записи, для размягчения и удаления которого готовят компресс, вырезая кусок ткани; ширина его равна ширине участка, с которого удалена олифа, а длина - меньше на 0,5-1 см длины соответствующего участка поверхности (рис. 70). Компресс ставят на раскрытый от олифы участок по нижней его границе. Время размягчения записи определяют опытным путём (см. разд. 4.3.2.1). Запись удаляют тампоном.

Так открывается лежащий ниже слой записи или олифы. Для размягчения и удаления этого слоя вновь готовят компресс прежней ширины: длина его снова меньше на 0,5-1 см сравнительно с предыдущим. Далее поступают описанным выше образом.

Операцию повторяют до той поры, когда откроет-

_____________________________________________________________114

Нумерация слоев записи и олифы.

ся первоначальный (авторский) слой живописи.

Все слои записей и промежуточные слои олифы на участке с пробным раскрытием нумеруют. Нумерацию начинают снизу, от авторского красочного слоя. Итак, самый нижний слой записи - 1-й, под ним 2-й и так далее. Промежуточные слои олифы нумеруют той же цифрой, что и одновременный с ней слой записи, но с индексом "о" (олифа). Таким образом, нумерация может выглядеть следующим образом: "1, 1о, 2, 2о, 3, Зо" (рис. 71). Цифры на слои записи и олифы наносят легко удаляющейся белой краской (например, гуашью) посредством кисти или пишут тушью на небольших бумажных этикетках, наклеивая их на красочный слой слабым раствором рыбьего клея.

4.3.3. Удаление старого покровного слоя и записей на всей поверхности (раскрытие) иконы

Когда на пробных участках раскрыты все слои, подобраны растворители (см. разд. 4.2, 4.2.1) и установлены режимы их воздействия на олифу и слои записей и прописей, реставратор приступает к раскрытию живописи на всей поверхности.

4.3.3.1. Удаление верхнего слоя олифы

Олифу удаляют сначала с левой половины иконы; затем, после фотофиксации (см. разд. 1.4), с правой. При разделении иконы на левую и правую половины нужно помнить, что граница удаления олифы не должна проходить через изображения ликов (рис.72). В этом случае граница удаления олифы сдвигается влево. Для того, чтобы выдержать линию границы, на икону по всей высоте натягивают нить, закрепляя её на верхнем и нижнем торце лейкопластырем.

Олифу удаляют сначала на неответственных участках: фоне, полях, с доличного письма (позёма, одежд, архитектуры), а только затем - с надписей и личного письма.

Если же поля иконы покрыты золотом, то олифу удаляют сначала в ковчеге, а затем - на полях.

Под руку на раскрытые участки иконы следует подкладывать фильтровальную бумагу, сложенную в два-три слоя, чтобы лишний раз не касаться раскрытой и пока не защищенной поверхности.

4.3.3.2. Удаление записей

Удаление записей на иконе, как правило, проводят послойно: может оказаться, что один из промежуточных слоев записи имеет самостоятельную художественную или историческую ценность. В этом случае

_____________________________________________________________115

Удаление олифы по всей поверхности

дальнейшее раскрытие иконы не выполняют. Если почему-либо признано целесообразным удалять все слои записи одновременно, то причины, вызвавшие такое решение, должны быть обязательно оговорены в задании реставрационного совета.

В последнюю очередь удаляют записи с надписей и ликов. Перед удалением записные буквенные обозначения или тексты (в клеймах, на свитках, в книгах, в картушах) дополнительно фотографируют или снимают на кальку, чтобы сохранить для истории характер начертания букв, литературные особенности текстов. Когда же первоначальный текст не сохранился, может быть сохранён текст верхнего слоя записи38.

Частичные прописи, лежащие поверх авторского

38 По решению реставрационного совета.

_____________________________________________________________116

Удаление записи по всей поверхности.

_____________________________________________________________117

Запись на вставке поновительского грунта.

красочного слоя, могут быть удалены одновременно с олифой или записью39. Однако для фотографирования такие прописи временно оставляют на контрольном участке.

Если в процессе удаления записи выявляется, что на авторском слое имеются утраты, то в районах утрат временно оставляют фрагменты записи40 (рис. 73а). Временно оставляют и записи на вставках поновительского грунта при раскрытии авторского слоя живописи41 (рис. 74). Когда же грунт поновительской вставки частично перекрывает авторскую живопись, то при раскрытии сначала полностью сохраняют весь поновительский грунт и запись, лежащую на нём (рис. 73а). Этот участок иконы фотографируют42.

Удаление каждого из слоев записи выполняют так же, как и в случае с олифой: сначала с левой, а потом с правой части иконы (рис. 73а, б). Применяя для раскрытия иконы компрессы, следует работать особенно тщательно при раскрытии золочёных поверхностей, на которые нанесены красочные слои или рисунок (орнаменты, буквы, филёнка): здесь краски имеют менее прочное сцепление с поверхностью, о чём свидетельствуют характерные осыпи и утраты, часто встречающиеся именно в этих местах.

Когда на раскрываемой поверхности обнаруживают участки, где запись или олифа лежат плотным слоем и требуют дополнительного воздействия растворителем, на раскрытые вокруг фрагменты наносят защитный слой в виде плёнки легко смываемого (даммарного) лака, и только затем ставят на уплотнения дополнительные компрессы. Для предохранения авторского слоя живописи от неравномерного воздействия растворителя даммарный лак применяют и в том случае, если олифа или слой записи, лежащие на авторской живописи, имеют "сгрибленную" поверхность (то есть собраны крупными каплями с широкими промежутками). Перед

39 По решению реставрационного совета.

40 Окончательное решение об удалении или использовании записей на этих участках принимает реставрационный совет.