Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 45 из 46)

ОЛИФА трётся на меду (вместо серебра) и на патоке.

ОРЕШКИ чернильные кладутся в шишгиль.

ПАТОКА. На ней трётся сусальное золото. Она кладётся в бакан.

ПЕРЕВОДЫ снимаются сажей, чесноковым зельем и углём.

ПАВОЛОКУ для образов (под левкас) выбирать без порок и клеить сильнее.

ПОДПУСК под золото: клей с квасцами; зелье вино и проч. (см. золото).

ПОДРУМЯНКА в лицах "стеневается" с охрами.

ПОЛИМЕНТ, составы его: 1. черлень, мыло, воск, яйцо, желчь. 2. охра, шишгиль, сурик, белок, мыло.

_____________________________________________________________218

3. рядовой полимент: мыло, воск, белок, - этот состав получен от мастера Оружейной палаты. 4. воск, камедь, мыло, вино. 5. воск, толстуха, вохра, мыло, белила, белок, медь. В прок запасать его, скатывая в стулки. Полиментом мажут левкас под золото кистью раза три; на нём золотились и золотятся иконостасы. Впрочем, он (так же, как и гульфарба) постепенно заменяется морданом.

ПОТАЛЬЮ писать. Теперь поталью называется битая медь (с разными составами) или сусальное золото.

ПРАЗЕЛЕНЬ (зелень), - синевата, брусками, кладётся в личной санкирь. Она иногда составляется из синил с желтью, или из шафрана, яри и киновари.

ПРОБЕЛЫ, пробеливание (т. е. означение высоких или светлых мест), в ризах они делаются красками, а иногда золотом и серебром.

РАЗБЕЛКА, см. ПРОБЕЛИВАТЬ - "разбельная вохра" и т. д. значит светлая.

РАКОВИНА, в ней творится золото.

РАХГИЛЬ жёлт как куриный желток и мелок как мука.

РЕФТЬ, краска, составляется из лазори с чернилом; лазорь с баканом; белил с чернилом; ею пишутся озорочки в глазах.

РОГ коровий: из него делаются ступки. Им трётся бакан.

РОШКУЛЕМ снимают образцы.

РТУТЬ употребляется для отпаривания золота. Из неё делается творёное золото. Кладётся в поталь.

РУДА: этим именем называется листовое золото.

РУМЯНЕЦ платчатый - розовая краска.

РУШНИК - им трётся бакан на плите.

САЖА с чесноковым зельем употребляется для переводов; с салом тоже; копчёною и некопчёною на клею можно красить.

САЛО говяжье употребляется для переводов.

САНДАЛ: из него делается бакан.

САНДАРАК кладётся в олифу.

САНКИРЬ, тёмная краска, составленная из вохры с чернилами; из празелени с чернилами и белилами. Им загрунтовываются лица.

СВИНЕЦ жжёный кладётся в полимент.

СВЕТ (т. е. фон) у икон покрывается светлыми

_____________________________________________________________219

красками.

СЕЛИТРА упоминается в числе красок.

СЕРЕБРО употребляется точно так, как и золото. Оно творится на камеди, на клею, на меду и на патоке. Серебрят листовым серебром на подпуск, по полименту, на гульфарбу. Оно кладётся под золото. Им пишут вместо золота. Им пробеливают (прописывают) ризы.

СИНИЛО, краска синяя.

СКИПИДАР кладётся в бакан, для цвечения золота, и в олифу.

СОЛЬ употребляется при творении и при отжигании золота.

СПИЦЕЙ пишутся (или проскабливаются сквозь краски) травы.

СТЕКЛО: сусальное золото накладывается на него на масляном зелье. Оно кладётся в олифу.

СТРУЖКИ жжёные липовые употребляются для снимания переводов.

СУКНОМ сермяжным выглаживают полимент.

СУРЖ кладётся в масленое зелье под золото, в олифу, в гульфарбу, в полимент. Им грунтуют левкас под золото. Сурик не любит кислого. Его можно составлять из желти с киноварью; из него делается блягиль.

СЕМЯ конопляное идёт вместо масла в олифу.

СЕРА употребляется при отваривании золота.

ТЕРПЕНТИН прибавляется в скипидар для цвечения золота баканом. Кладётся в гульфарбу.

ТОЛСТИК, красноватая краска, комками.

ТРАВЫ (т. е. узоры) снимаются на чесноковом зелье. Пишутся чернилами под ярью. Проскабливаются сквозь краску на золото. Пишутся золотом на мастике с нефтью.

ТЕСТОМ пшеничным клеится холст.

УГЛЁМ снимаются переводы.

УМБРА, краска, темнее вохры, составляется из вохры с липовым углём. Умбра вишнёвая и чёрная. Кладётся в гульфарбу.

ФАТИС, гладкий камень, им гладят и лощат золото.

ХВОЩЁМ выглаживают левкас, грунт меловой.

ХОЛСТ наклеивается пшеничным клеем.

_____________________________________________________________220

ЦВЕТИТЬ золото баканом. Писать цвет золотой шафраном с щучьей желчью.

ЧЕРНИЛА (чёрная краска) кладутся в составные краски: санкирь, багор, рефть и другие; кладутся в чесноковое зелье для снимания переводов; разводятся на желтке и на олифе; копчёные; китайские, ещё есть книжные печатные киевские.

ЧЕРЛЕНЬ, краска, кладётся в багор.

ЧЕРЛЕНЬ слизуха кладётся в полимент; псковская черлень (скопская). Туга, кладётся в личные вохры и подрумянку. Немецкая краснее немецкого бакана; на масле идёт на грунтовки. Черлень с мелом составляют краску лаю.

ЧЕСНОК составляет зелье; см. ЗОЛОТО, ПЕРЕВОДЫ.

ШАФРАН. Им пишется золотой цветок; в ярь прибавляется шафранная вода.

ШИШГИЛЬ (жижгиль), составляется из немецких белил с крушиною; из крутика с камедью и другими составами; из мела с крушиною. Эта краска жёлтого цвета. Кладётся в гульфарбу, в полимент; ею красят ризы.

ШПИКЛИК - краска.

ШТИ, — кислыми штями очищается лазорь.

ЩЁЛОК, употребляется для чищения образов; в нём выпаривается тёртое серебро.

ЩЕТЬ (см. КИСТИ); ею гладится полимент.

ЯЙЦО целое (желток и белок) кладётся в полимент, в краски, когда много письма.

ЯНТАРЬ кладется в олифу, красный.

ЯРЬ веницейская и медянка; с квасцами зеленее. Трётся на масле; с шафранной водой. Кладётся в бакан, в зелье под золото.

Из книги: РОВИНСКИЙ Д. А. Обозрение иконописания в России до конца ХVII века.

_____________________________________________________________221

_____________________________________________________________222

_____________________________________________________________223

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1. Лицевая сторона доски: поля, лузга, ковчег.

2. Тыльная сторона доски: виды креплений.

3. Паволока: типы переплетения нитей.

4. Графья, рентгенограмма. "Богоматерь и Никола", двусторонняя выносная икона (ХVII в.).

5. Традиционные инструменты для полирования золочёных поверхностей.

6. Слои произведения станковой темперной живописи, их изменения.

7. Коробление деревянной основы.

8. Кракелюр грунта и красочного слоя.

9. Вздутия грунта и красочного слоя.

10. Икона, поражённая плесневыми грибами и бактериями.

а. "Богоматерь Египетская" (ХVII в.), изображение поражено плесенью.

б. Тыльная сторона доски, поражённая бактериями и плесенью.

11. Жуки-точильщики.

12. Доска, поражённая жуками-точильщиками.

13. "Реставрационный паспорт художественного произведения", титульный лист.

14. "Гармошка" с фотографиями. "Иоанн Предтеча", чиновая икона (кон. ХVI в.).

15. Рентгенограмма: фактура древесины.

16. Рентгенограмма: соединение досок основы встык.

17. Рентгенограмма: изображение гвоздя.

18. Угловая рентгенограмма. "Пророк Иезекииль" (ХV в.).

19. Рентгенограмма: паволока расположена отдельными фрагментами.

20. Рентгенограмма: паволока расположена цельным куском. 20а. Рентгенограмма: стык двух полотен паволоки.

21. Рентгенограмма: вставка грунта.

22. Рентгенограмма: поновление надписи, запись руки. "Пророк Моисей, Богоявление, Сретение" (ХVII в.).

23. Послойная контактная рентгенограмма. "Богоматерь и трое святых", двусторонняя икона (ХVIII в.).

24. Рентгенограмма: кракелюр.

25. Видимая люминесценция белил под воздействием УФЛ. "Спас на троне" (ХVII в.).

26. Видимая люминесценция лака под воздействием УМ. "Спас на убрусе" (ХVI в.).

27. Выявление угасшей надписи на обороте под воздействием УМ.

28. Выявление надписей при исследовании в ИК диапазоне. "Прокопий Устюжский с житием" (нач. ХVII в.).

29. ИК-съёмка, выявление рисунка и некоторых участков скрытого изображения. "Спас на троне" (ХVII в.).

30. Валик.

31. Тампон.

32. Расположение листков профилактической заклейки.

33. Шелушение на небольших участках красочного слоя или отдельные вздутия, сопровождающие приподнятый кракелюр.

_____________________________________________________________224

34. Шелушение красочного слоя в виде небольших продольных вздутий.

35. Пропитка укрепляемой поверхности желтково-водной эмульсией. 35а. Шпатели.

36. Шелушение красочного слоя небольшими фрагментами по всей поверхности, края каждого фрагмента приподняты, грунт разрыхлённый, пористый, частично распылён.

37. Повреждения те же (рис.36), паволока отстала от основы, грунт нанесён толстым слоем, размеры иконы небольшие.

38. Открытые вздутия. Пропитка спиртом. 38а. Подведение рыбьего клея шприцем.

39. Шелушение красочного слоя, отставание грунта от основы.

40. Жёсткий кракелюр с приподнятыми краями покрывает всю поверхность.

41. Шелушение красочного слоя, разрыхлённый грунт имеет вздутия.

42. То же при наличии паволоки.

43. Красочный слой и грунт отстают от основы в виде небольших вздутий.

44. Те же повреждения, вздутия - небольшие, горизонтальные.

45. Открытые вздутия грунта на основе без паволоки. Сильное поражение плесенью.

46. Открытые вздутия грунта на основе с паволокой, фрагменты вздутия вдоль вершины полностью отделились и упали на дно вздутия. 46а. Укладка вздутия.

47. Открытые вздутия грунта на основе с паволокой, один из краёв вздутия обвалился под другой.

48. Растягивание грунта от периферии к центру.

49. Открытые и закрытые вздутия грунта на основе с паволокой, отставание грунта на больших участках поверхности.

50. Шелушение красочного слоя и отставание грунта.

51. Паволока отстала от основы, разные повреждения красочного слоя, грунта, основы.