Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 7 из 46)

в) после нанесения и отшлифовки реставрационного грунта фотографируют общий вид иконы и общие виды деталей складня, киота, врат и т. д.

В. После реставрации.

Икону фотографируют с покрытой лаком поверхностью. Кроме общего вида, фотографируют те же фрагменты, что фиксировали до и в процессе раскрытия.

Если памятник имеет историко-художественное значение, а также иконографические особенности (то есть детали архитектуры, необычные сопутствующие изображения, особенности одежд), их фотографируют дополнительно, как и фрагменты личного письма - независимо от наличия снимков тех же фрагментов до реставрации.

Фиксируют также особенности начертания надписей, датирующие надписи, орнаменты; обороты икон после реставрации, надписи на оборотах.

После монтировки оклада на икону или на отдельный щит икону или щит фотографируют.

С целью выявления характера письма, особенно на произведениях с миниатюрными изображениями, производят макросъёмки отдельных деталей.

Фотографии для реставрационной документации выполняют на глянцевой бумаге размером 18x24 см. Наиболее качественные отпечатки получаются при контактной печати с форматной плёнки, обозначенной шифром "ФТ-12", отличающейся мелкозернистостью и имеющей тот же формат, что и у отпечатка - 18x24 см. Отечественная промышленность выпускает штативные деревянные камеры ФКД и ФКП - 18x24 см. Двойное растяжение меха даёт возможность получать изображения деталей в размер оригинала. Для фотографирования живописи рекомендуется применять светофильтры: жёлтые ЖC-12, ЖС-17, жёлто-зелёный ЖСЗ-1,

_____________________________________________________________ 27

красный КС-2, синий СС-2, оранжевый ОС-12. Для освещения при съёмке необходимо иметь осветительные приборы рассеянного и направленного света: перекальные лампы мощностью 300, 500 Вт, осветители "Квант".

При отсутствии камер ФКД и ФКП - 18x24 см рекомендуется пользоваться отечественными или импортными фотокамерами, дающими размер негатива 6x9 или 6x6 см. В этом случае применяется проекционная печать с увеличением через увеличитель.

Из отечественных сортов фотографической бумаги для получения фотоотпечатков с негативов можно рекомендовать "Унибром" и "Фотобром".

Ретушь негативов и отпечатков допускается лини в исключительных случаях, и только техническая, сводящаяся к заделке пятнышек, царапин на плёнке или бумаге без вмешательства в характер изображения8.

Полученные фотографии монтируют в паспарту, при этом фотографии ни в коем случае не наклеивают на бумагу, а вставляют в специально сделанные прорези так, чтобы фотографию всегда можно было вынуть из паспарту. Паспарту с фотографиями склеивают в "гармошки" (не больше шести на одной "гармошке") (рис.14). При небольшом количестве фотографий их

8 О технических характеристиках Фотоматериалов см. также: ЖУРБА Ю. И. Краткий справочник по Фотоматериалам. - М.: ИСКУССТВО. 1987.

_____________________________________________________________ 28

Гармошка с фотографиями.

можно монтировать на отдельные листы, которые последовательно нумеруют, приводя на каждом из них сведения, рекомендованные ниже.

На "гармошке" фотографии монтируют следующим образом: последовательно - все фотографии лицевой стороны иконы. Отдельно - все фотографии оборота иконы. Каждый вид фотографии фрагмента монтируют отдельно. (Например, фотографии лика: 1. До реставрации. 2. После проведения консервационных работ. 3. После удаления олифы. 4. После удаления первого Слоя записи. 5. После удаления вставок поновительского грунта. 6. После восполнения утрат грунта. 7. После реставрации.) Отдельно монтируют фотографии каждого из клейм во всех реставрационных процессах. (Например, 1. Клеймо "Рождество Николы", до реставрации. 2. Клеймо "Рождество Николы", после укрепления красочного слоя. 3. Клеймо "Рождество Николы", после удаления первого (второго, третьего и т. д.) слоя записи. 4. Клеймо "Рождество Николы", после восполнения утрат грунта. 5. Клеймо "Рождество Николы", после реставрации). На первом листе "гармошки" с лицевой стороны указывают следующие сведения:

- название иконы, время её создания;

- название музея (полностью);

- инвентарный номер иконы в музее, размер её в см;

- порядковый номер иконы по книге поступлений реставрационного учреждения или отдела;

- подпись под фотографией в определённой стадии реставрации;

_____________________________________________________________ 29

Фактура древесины.

Соединение досок основы встык.

- реставратор;

- руководитель.

Под каждой фотографией на паспарту вписывают название процесса ("До реставрации", "В процессе реставрации". И более детально, то есть: "После проведения консервационных работ", "После удаления олифы" и т. д.), справа обязательно обозначают порядковый номер негатива.

Смонтированные фотографии вместе с паспортом сдают в архив того учреждения, где проводилась реставрация. Негативы шифруют и вместе с контрольными отпечатками помещают каждый в отдельный конверт для хранения в архиве.

2. Предреставрационное исследование произведения. Неразрушающие методы

Особым достоинством этих методов исследования является то, что они не требуют отбора проб с художественного произведения для проведения анализа9.

2.1. Рентгенографическое исследование

В предварительном исследовании перед реставрацией произведения, выполненного в технике темперной живописи, проведение рентгенографического исследования обязательно. Полученная в процессе рентгенографического исследования рентгенограмма содержит наглядные и объективные данные о строении и степени сохранности художественного произведения. Она долго сохраняется и является документом, объективно отражающим состояние художественного произведения на момент рентгенографического исследования.

Из рентгенограммы можно почерпнуть следующие сведения о художественном произведении.

Деревянная основа (рис.15). На рентгенограмме чётко прослеживается, каким образом соединены доски основы произведения в один щит: просто встык (рис. 16), ступенчато или при помощи внутренних штифтов и т. д. Изменился ли за время существования произведения тип шпонок в щите. Например, переделывались ли торцовые шпонки на накладные.

Заметны на рентгенограмме и повреждения древесины личинками жука-точильщика. В некоторых случаях

9 См. также: Неразрушающие методы исследования. // Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи. // Под ред. Ю. И. ГРЕНБЕРГА. - М., 1987. - Гл. II. - С. 89-126.

_____________________________________________________________ 30

Изображение гвоздя.

видны и сами личинки в проделанных ими ходах. (В таком случае необходимо провести повторное рентгенографирование через 1-1,5 месяца для того, чтобы с уверенностью определить, живы ли личинки. Если они живы, необходимо заражённое произведение изолировать от других произведений, дабы избежать заражение последних жуком-точильщиком.)

Хорошо видны в основе произведения гвозди и отверстия от них (рис.17). Судя по их расположению, можно с уверенностью подсчитать, сколько раз на иконе крепились оклады и, следовательно, судить о количестве поновлений, то есть о числе красочных слоев на её поверхности.

Как правило, изображение шпонок на рентгенограмме пересекает изображение лика и мешает прочтению рентгенограммы. В этих случаях к хорошим результатам приводит применение углового метода исследования или метода компенсатографии10 (рис.18).

Угловая рентгенограмма: а - фотография, b - основная рентгенограмма, с - угловая рентгенограмма.

10 См. : БАШМАКОВА Л. И. Рентгенографические исследования в живописи в ГЦХНРМ. // Сообщения. / ВЦНИЛКР. - 1971. - N 27. - С. 21-25.