Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 35 из 46)

В четвёртой части этой работы предлагается описание методов, использованных при исполнении копий-реконструкций.

1. Доски для основы желательно делать из той же породы, что и подлинник, поскольку зависимо от характера текстуры дерева мастера употребляли различную по толщине паволоку. Для крупнослойных пород дерева (сосна, ель) уместна толстая паволока. Ею перекрывалась крупная текстура, способная при употреблении тонкой паволоки обнаружить свой рисунок на поверхности грунта. Именно такие доски и паволоки характерны для псковской живописи. На мелкослойных (липа, ольха и др.) породах дерева паволока употреблялась тонкая или отсутствовала совсем. Характер обработки доски с лицевой стороны имеет весьма существенное значение. Поверхность иконы, кажущаяся из-за полированного левкаса идеально ровной, на самом деле волниста. Неровный характер поверхности сохранялся мастером сознательно. Цель этого приёма та же, что у мозаичистов, которые хорошо знали, что источник света, отражённый ровной поверхностью, виден только на одном месте. Волнистая же поверхность, покрытая полированным золотом, ассистом и живописью, содержащей кристаллические пигменты, отражает каждый источник света множество раз и создаёт эффект мерцания105.

Характер поверхности хорошо прослеживается в скользящем свете. Расположение углублений переносится на кальку и выполняется на доске полукруглой острой стамеской. Затем шилом наносится лёгкая насечка в виде ромбической сетки. Во избежание коробления доски шпонки следует делать с более глубоким пазом.

2. Проклейка доски производится 5-6%-ным раствором горячего осетрового клея (антисептик - пентахлорфенолят натрия - 0,5 г на 100 г сухого клея) широким флейцем с двух сторон до полного насыщения древесины. После высыхания не должно оставаться

_____________________________________________________________169

клеевых затёков и участков с блестящей клеевой корочкой. Если дерево пористое и сильно всасывает проклейку - после сушки (одни сутки) процесс повторить.

Вода в клееварке должна быть горячей, но не доходить до кипения, посуда с клеем всегда находится под крышкой.

3. Для наклейки паволоки и приготовления левкаса раствор клея должен быть 15-16%-ным. Ткань, предназначенную для паволоки, замочить в горячем клее на один — два часа, затем вынуть, дать немного стечь клею и возможно быстрее (чтобы клей не успел застыть) наложить её на поверхность доски. Ткань должна быть приглажена к доске ладонями так, чтобы не было пузырей воздуха, а клей распределился равномерно по всей поверхности и хорошо насытил паволоку. Для паволоки берётся стиранная льняная ткань (опыт показывает, что ткань для паволоки на доску следует налагать вдвоём). Наклеенную толстую паволоку просушивают не менее трёх дней, а тонкую - один. Если после высыхания обнаружатся пузыри воздуха под паволокой, надо подрезать острым скальпелем ткань и подклеить тем же раствором горячего клея.

4. Для приготовления левкаса нужно иметь:

а) 15-16%-ный раствор осетрового клея с антисептиком;

б) хороший кусковой мел, натёртый на стальном сите и просушенный в тонком слое (ускоренная сушка на огне недопустима);

в) хорошую льняную олифу или льняное отбеленное масло.

В очень тёплый (не горячий!) клей, стоящий на водяной бане, всыпается тёртый мел в пропорции 3,5-4 объёма мела на один объём клея. Смесь перемешивается деревянной лопаткой, а затем руками до тех пор, пока комочки мела не исчезнут. Густота массы должна быть такова, чтобы конус массы, возникающий в момент вытаскивания из неё лопатки, постояв 10-15 секунд, сравнялся с поверхностью. Если конус остаётся, нужно добавить клея, а если исчезнет слишком быстро - мела. После того как масса доведена до правильной густоты и тщательно промешана, в неё добавляют олифу - одну столовую ложку на пол-литра массы. При желании сделать левкас более эластичным дозу олифы можно увеличить до полутора столовых ложек на пол-литра левкаса.

_____________________________________________________________170

Для нанесения левкаса на паволоку его разбавляют слабым клеем (1-2%-ным) до густоты малярных белил. Употреблять левкас следует не сразу после его приготовления: не вынимая посуду с левкасом из бани, нужно очистить стенки от левкаса, осевшего на них во время перемешивания, и накрыть сверху влажной марлей так, чтобы она не прикасалась к левкасу. Поверх марли накладывается пласт ваты, смоченной водой с антисептиком. Затем левкас, накрытый марлей, ватой и крышкой, оставляют на одни сутки. Через сутки левкас разогревает на бане, охлаждают до слегка тёплого состояния и широким щетинным флейцем наносят на паволоку, как можно более тщательно втирая грунт в ткань. Последующие слои наносятся, как только предыдущие слегка подсохнут (при употреблении эмульсионных левкасов для лучшего сцепления не следует ожидать полного просыхания нижележащего слоя). Наращивать слитком толстый слой не следует. После того как зерно ткани скрылось, достаточно двух — трёх тонких слоев. Через сутки грунт полируется наждачной бумагой, сначала более крупной, потом мелкой. При полировке следует смотреть, до какой степени её доводил мастер. Обычно под золото грунт полируется более тщательно. Но прежде, чем полировать, нужно проследить направления движений кисти на грунте подлинника.

Для лучшей сохранности доски её необходимо загрунтовать с обеих сторон и закрасить оборот масляной краской - на лаке (иконы, залевкашенные с двух сторон, дошли до наших дней в лучшей сохранности).

5. Для изучения авторского почерка и перенесения рисунка с иконы снимается калька, которая пропитывается следующей смесью:

а) 200 г свежего (не более полугода) масляного копалового лака (завод художественных красок, Ленинград);

б) 150 г свежего (не более полугода) пинена;

в) 120 г ацетона.

Кальку кусками по 3-4 м настилают на чистый фанерный щит и тампоном из марли и ваты жирным и равномерным слоем покрывают с двух сторон. Калька вешается на две параллельно натянутые верёвки так, чтобы она не могла слипнуться, и слегка закрепляется бельевыми прищепками. Помещение, где развешана калька, должно хорошо проветриваться. Если пинен и лак достаточно свежие, а погода сухая, то через две недели калька будет готова.

_____________________________________________________________171

6. Для осмысления почерковых особенностей мастера необходимо произвести макросъёмки со всех ликов и наиболее сложных мест на иконе-подлиннике (чёрно-белые и цветные), сделать увеличенные отпечатки с чёрно-белых негативов, а цветные слайды окантовать в стекло. Затем со слайда, спроецированного на тонированную бумагу, снимается рисунок, позволяющий проштудировать манеру мастера. Рисунок - макропрорись - исполняется кистью, казеиновой темперой: тёмно-коричневым колером, пробела - белилами.

7. Затем снимается калька с иконы-подлинника. Прежде чем начинать перевод рисунка, лицевая поверхность кальки протирается препаратом бычьей желчи или разведённой казеиновой эмульсией с ОП-7. Делается это для того, чтобы краска, которой наносится рисунок, не скатывалась. Кальку прикрепляют к торцам иконы медицинским пластырем, избегая прикосновения пластыря к живописи.

Если живопись не просматривается сквозь кальку, весь графический каркас произведения переводят на отмытую рентгеновскую плёнку или специальную пластиковую абсолютно прозрачную плёнку. При снятии кальки необходимо пользоваться макрофотографиями и макропрорисями.

Рисунок на кальке или плёнке выполняется чёрной тушью с небольшим добавлением казеиново-масляной темперы (кадмий красный). Белый колер приставляется из казеиново-масляных темперных белил с небольшим добавлением свинцовых белил, стёртых на воде. Кисти пригодны беличьи и колонковые круглые, в зависимости от характера письма.

Рисунок, снятый с иконы, переводится на левкас с помощью специально приготовленной копировальной бумаги; пигменты земляных красок, разбавленных на воде, слегка заклеиваются осетровым клеем с таким расчётом, чтобы после высыхания пигмент мог оставлять след на левкасе, и затем наносятся на папиросную бумагу широкой мягкой щетинной кистью тонким слоем. Для перевода пробелов готовится белая копировальная бумага (свинцовые белила).

Переведённую с подлинника кальку прикрепляют на всё время копирования к верхнему торцу копии по всей её ширине лейкопластырем и кнопками. Настелив кальку на доску, шилом накалывают контрольные точки, которые позволяют в любой момент поднимать кальку и возвращать её точно на то же место. Затем под кальку подстилают копировальную бумагу и остро отточенным стержнем переводят только чёрный рису-

_____________________________________________________________172

нок. После перевода кальку накатывают на круглую палку и закрепляют над верхним торцом доски.

8. Для того, чтобы авторский рисунок был виден под золотом и тёмными колерами, его следует пографить остро отточенной иглой. Графью надо делать на ту же глубину, что и у автора.

Прежде чем наносить предварительный рисунок по левкасу кистью, желательно проследить его характер в инфракрасных лучах. Рисунок выполняется смесью чёрной туши с казеиново-масляными темперными белилами. Необходимо учитывать моделировки теней, затем краски и отклонения от завершающего рисунка, так как в большинстве случаев автор рассчитывал на то, что линии и моделировки предварительного рисунка будут видны сквозь красочный слой.

9. Все участки, подлежащие золочению, необходимо пройти горячим 3%-ным осетровым клеем - тонко и без затёков. Затем стереть на куранте охру жёлтую на воде как можно более тщательно и высушить её. В чистой фарфоровой кружке взбить яичный белок в плотную пену, отстоять два-три часа и слить во флакон. В 3-4%-ный раствор осетрового клея добавить 1/4 от его объёма белок, с этим составом смешать в виде жидкого колера охру и наносить мягкой кистью на левкас. Пока поверхность сохраняет влажность, к ней прикладывают сусальное золото. Золото можно брать или на влажную газетную бумагу, или веером из верблюжьего или беличьего волоса (тыльную сторону руки слегка смазать подсолнечным маслом и, проводя по руке веером, брать листок золота зажиренной стороной веера). Листок золота, положенный на подготовленную поверхность, прижать ватным тампоном. По высыхании (не более часа) золото полируется хорошо отшлифованным агатом. Когда позолота закончена и отполирована, её покрывают даммарным лаком, разбавленным 1:1 пиненом, тонким слоем и мягкой кистью.