Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 8 из 46)

_____________________________________________________________ 31

Паволока расположена отдельными фрагментами.
Вставка грунта.

Паволока. Паволока располагается на поверхности основы и, следовательно, видна на рентгенограмме отдельными кусками (рис.19) или целиком по всей поверхности (рис.20, 20а).

Сплошное расположение паволоки.
Стык двух полотен паволоки

В процессе поновления иконы поновитель нередко вырезал отдельные вздувшиеся участки паволоки вместе с грунтом и красочным слоем. На рентгенограмме этот приём поновления хорошо заметен в виде круглых или овальных утрат паволоки. Как правило, тип переплетения нитей ткани, использованной для паволоки, на всей поверхности художественного произведения одинаков: для паволоки обыкновенно брали один кусок ткани. Отличия в типе переплетения нитей ткани паволоки говорит чаще всего об утрате участка живописи этой иконы.

Грунт. Как правило, грунт на поверхность художественного произведения наносится равномерно. Всякое вмешательство в структуру грунта придаёт его изображению на рентгенограмме другой оттенок (рис. 21). Становятся чётко видными границы утрат и грунт другого состава, заполняющий их. Обыкновенно грунты

_____________________________________________________________ 32

(авторский, поновительский и реставрационный) резко отличаются друг от друга. Это даёт возможность говорить о наличии утрат грунта и, следовательно, красочного слоя.

Красочный слой. Наиболее хорошо на рентгенограмме выявляются белила свинцовые и цинковые, киноварь и некоторые другие краски. Если на иконе проводилось поновление, то об этом можно судить по двойным изображениям белков глаз и разных пробелов.

При изменении сюжета иконы поновителем очень хорошо виден нижележащий авторский красочный слой. Это объясняется тем, что нижележащий красочный слой написан более пастозно (в давние времена применялись только свинцовые белила) (рис.22).

Поновление надписи, запись руки.

_____________________________________________________________ 33

Встречаются иконы, написанные с двух сторон одной основы. На рентгенограммах их изображения накладываются друг на друга. В таких случаях хорошо помогает применение метода послойной контактной рентгенографии (рис.23).

Послойная контактная рентгенограмма.

Кракелюр.

Для выявления утрат в красочном слое хорошо зарекомендовал себя метод эмиссиографии12.

Кракелюр. На рентгенограмме кракелюр виден тёмной сеткой, ячейки которой по форме приближаются к квадрату (рис.24). Если художественное произведение поновлено после появления на нём кракелюра, краски заполняют пространство кракелюра и изображение сетки кракелюра на рентгенограмме становится светлым.

Покровный слой. Лак и олифа на рентгенограмме не видны. Для определения состояния сохранности лака и олифы необходимо исследовать художественное произведение в УФЛ.

2.2. Оптико-физическое исследование

11 См: БАШМАКОВА Л. И. Указ. соч., а также: АРХАНГЕЛЬСКИЙ М. Е. исследование метода контактно-послойного рентгёнографирования произведений живописи. // Вопросы исследования, консервации и реставрации произведений искусства: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. - 1984. - С. 115-118.

12 См.: БАШМАКОВА Л. И. Возможности эмиссиографического метода исследования произведений станковой живописи. // Вопросы исследования, консервации и реставрации произведений искусства: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. - 1984. - С. 101-112.

_____________________________________________________________ 34

Оптико-физическими методами исследования называются исследования в оптическом диапазоне излучения, то есть в ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной областях спектра. Используя их, можно получить дополнительную объективную информацию о художественном произведении и состоянии его сохранности.

Исследование может быть проведено визуально, а в случае выявления полезной информации результаты могут быть зафиксированы фотографически.

2.2.1. Исследование в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне излучения

Данный вид исследований построен на использовании эффекта свечения (люминесценции) многих органических и неорганических веществ под воздействием ультрафиолетового излучения.

При облучении вещества каким-либо видом излучения молекулы данного вещества могут перейти в возбуждённое состояние, поглотив излучение определённой длины волны. Затем, возвращаясь в исходное (невозбуждённое) состояние, они выделяют часть поглощённой энергии в виде излучения, обычно имеющего большую длину волны.

УФ диапазон удобен для исследования тем, что люминесценция, возникшая под воздействием УФ, у многих веществ имеет длину волны видимого диапазона и поэтому воспринимается непосредственно глазом.

Видимая люминесценция под воздействием ультрафиолета даёт следующие сведения о художественном произведении, выполненном в технике темперной живописи.

Клеи, находящиеся на поверхности, под воздействием ультрафиолета выявляются яркими беловато-голубоватыми пятнами и потёками.

Желток, нанесённый на поверхность для укрепления живописного слоя, под воздействием ультрафиолета имеет слабое свечение сероватого цвета.

Олифа под воздействием ультрафиолета становится тёмной, и изображение не просматривается.

Реставрационные тонировки и записи могут выявиться на раскрытой поверхности.

Пробела на раскрытом произведении под воздействием ультрафиолета видны контрастнее (рис.25).

Пигменты. Цвет свечения, возникающий под воздействием ультрафиолетового излучения, зависит от

_____________________________________________________________ 35

Свечение белил. Свечение лака.

химического состава освещаемого вещества. Таким образом, разные по составу пигменты одного цвета, не различающиеся в видимом диапазоне, под воздействием ультрафиолетового излучения дают свечение разных цветов. Например, свинцовые белила давнего происхождения имеют яркое белое свечение, современные свинцовые белила - сероватое свечение, а цинковые белила дают желтовато-зеленоватое свечение разных оттенков. Второй пример: киноварь под воздействием ультрафиолета выглядит тёмной красно-коричневой, а некоторые разновидности краплака давнего происхождения, встречающиеся под названиями "Laque de garance", "Garance", особенно в разбеле имеют яркое люминесцентно-розовое свечение.

Надо отметить, что идентификация пигментов по цвету свечения затруднительна и не даёт достоверных результатов, так как на художественных произведениях в большинстве случаев разные пигменты присутствуют в замесе. Можно делать только предположительные выводы.

Иногда по неоднородности свечения пигментов можно обнаружить реставрационные тонировки и записи.

Покрывный лак (рис.26). Если на поверхность произведения в процессе реставрации был нанесён покрывный лак, то он может выявиться под воздействием ультрафиолета свечением сероватого, серовато-голубоватого цвета разной яркости.

Реставрационные тонировки, нанесённые поверх лака, будут выявляться тем сильнее, чем ярче свече-

_____________________________________________________________ 36

Угасшая надпись на обороте.

ние лака. Если лак нанесён поверх тонировок, то усиление свечения лака, связанное со старением последнего, будет уменьшать контраст между тонировками и авторским слоем.

Загрязнения. Под воздействием ультрафиолета загрязнения обычно выглядят более тёмными, чем они выглядят в видимом свете.

Угасшие надписи на обороте. Практически всегда хорошо выявляются угасшие надписи, нанесённые железо-галловыми (орешковыми) чернилами (рис.27). По данным Д. П. Эрастова13 хорошо выявляются угасшие надписи, содержащие соединения железа, соли хрома, свинца, ртути и др.

2.2.1.1. Оборудование