Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 14 из 46)

2. Листики должны располагаться в шахматном порядке (рис.32). Иное их расположение ведёт к появлению в покровном и красочном слоях мелких трещинок типа кракелюров; это может вызвать образование глубинных трещин на месте склейки листиков, особенно в поперечном направлении относительно волокон деревянной основы, если заклейка на поверхности произведения будет лежать более трёх лет.

3. На личное письмо заклейку нужно наносить одним листом. Иначе могут, во-первых, возникнуть разрушения, упоминаемые в предыдущем пункте. Во-вторых, даже при раскрытии от позднейших наслоений на поверхности произведения возникает так называемая "клетчатость".

4. При отсутствии ковчега профилактическую заклейку нужно наносить по всей поверхности ровно. При наличии ковчега и одинарной или двойной лузги - в следующей последовательности: ковчег, поля, лузга.

ВНИМАНИЕ! 1. Недопустимо, чтобы заклейка заходила одновременно на красочный слой и обнажённые участки паволоки или деревянной основы (особенно на торцы и боковые стороны). Сжимающее направление, вызванное усадкой при высыхании клеевой плёнки, бумаги, грунта, паволоки

_____________________________________________________________ 62

и дерева, различно и может вызвать растрескивание красочного сдоя с грунтом, отрыв его от основы.

2. Недопустимо, чтобы заклейка перекрывала трещину, если таковая имеется. Заклейку нужно наносить вдоль неё, причём так, чтобы края бумаги не склеивались, а находились на некотором расстоянии друг от друга.

3. Недопустимо нанесение заклейки на шелушение красочного слоя, так как его мелкие частицы прочно удерживаются бумагой, как бы отслаиваясь от грунта или даже от последующего слоя (например, запись от авторской живописи ).

4. Недопустимо нанесение заклейки на обнажённый грунт и паволоку: грунт может размыться при приклеивании бумаги или раскрошиться при надавливании на неё, паволока же не будет приклеиваться к бумаге и держаться на ней, потому как для её приклеивания необходим клей более высокой концентрации.

5. Недопустимо наносить профилактическую заклейку, пользуясь водной эмульсией желтка, так как яичное масло, входящее в состав желтка, при высыхании становится малорастворимым. (Так, в музеях встречаются иконы с профилактической заклейкой 30-40-х гг. из газетной и писчей бумаги, нанесённой на цельное яйцо или желток куриного яйца. Такие экспонаты находятся в крайне аварийном состоянии: вздутия, осыпи, изломы красочного слоя с грунтом.) В практике реставрации известно, что старую профилактическую заклейку на яйце удалить очень сложно, так как полимеризованное масло не набухает и тем более не растворяется ни в одном органическом растворителе. Процесс удаления осложняется к тому же разрушенным состоянием грунта и красочного слоя. Для таких случаев разработан технологический способ одновременного укрепления живописи с использованием старой профилактической заклейки, а затем её удаления (см. разд. 3.4.6.1).

Удаление профилактической заклейки, нанесённой с использованием рыбьего клея, производят двумя способами (при условии, что икона находится в горизонтальном положении):

а) с помощью влажного тампона;

б) отпариванием (нанося на заклейку компресс

________________________________________________________________

на 0,5-1 минуту).

Если заклейка была нанесена правильно (на слабый клей), она сама отходит, прилипая к тампону; если же неправильно (на крепкий клей), её удаляют пластмассовым шпателем, следя за тем, чтобы не повредить живописную поверхность. Одновременно с бумагой остатки клея удаляют влажным тампоном. Тут же поверхность промокают фильтровальной бумагой или сухим тампоном, чтобы не допустить проникновения влаги в грунт. Степень удаления клея с поверхности определяют наощупь, а также путём осмотра поверхности произведения в ультрафиолетовых лучах (на участках, где клей удалён не до конца, наблюдается явление неравномерной желтоватой люминесценции).

ВНИМАНИЕ! Если на поверхности иконы осталось какое-то количество клея, то могут возникнуть дополнительные разрушения при его высыхании: шелушение красочного слоя и отставание красочного слоя от грунта с закручиванием краёв (так называемое "буклированное" шелушение).

3.4. Укрепление красочного слоя и грунта

Под термином "укрепление" понимают совокупность мер, предпринимаемых реставратором для прекращения процессов интенсивного разрушения материалов, из которых создано произведение, для придания этому произведению относительной стабильности (при условии правильного его хранения).

Ниже мы приводим перечень характерных повреждений.

Покрытие и красочный слой: растрескивание - появление кракелюров только в лаках и олифах; более глубокие кракелюры, проходящие через покрытие, красочный слой и грунт, кракелюры с приподнятыми краями; шелушение красочного слоя вместе с тонким слоем грунта, причём частицы шелушений имеют приподнятые края; небольшие открытые и закрытые продольные вздутия; сморщивание красочного слоя с разрывами, вызванное некачественным покрытием ("сгрибленная" олифа).

Грунт: растрескивание (образование кракелюров), расслаивание грунта по горизонтальным полям, отставание грунта от паволоки или деревянной основы (если нет паволоки), отслаивание грунта вместе с паволокой от деревянной основы, вздутия грунта, сопровождающие упомянутые выше процессы, вздутия открытые с расхождением трещин и полным отделением (утратами) фрагментов грунта, распыление грунта как

_____________________________________________________________ 64

на поверхности, так и в слоях (как результат плесневого поражения), повреждения грунта механические - царапины, выбоины от ударов, травмы от гвоздей, которыми крепились оклады.

Паволока: неравномерная усадка, разрывы, повреждение плесенью.

Деревянная основа: коробление досок, расхождение составных частей щита иконы, продольные трещины, сколы, утеря шпонок и других креплений, ожоги, растрескивание досок поперёк волокна, повреждения жуком-точильщиком, наличие плесени.

3.4.1. Материалы и инструменты

1. Рыбий клей в водных растворах различной концентрации (см. разд. 3.1.1) и разной температуры в зависимости от характера и степени повреждений.

2. Рыбий клей с добавлением мёда (см. разд. 3.1.1.1).

3. Рыбий клей с добавлением мела (см. разд. 3.1.1.2).

4. Воско-даммарная мастика (см. разд. 3.1.3).

5. Желтково-водная эмульсия (см. разд. 3.1.7).

6. Желтковая эмульсия (см. разд. 3.1.8).

7. Этиловый спирт.

8. 1%-ный спиртовой раствор пентахлорфенолята натрия (см. разд. 3.1.5).

9. Дистиллированная вода.

10. Бензин.

11. Папиросная бумага.

12. Микалентная бумага28.

13. Фильтровальная бумага.

14. Фторопластовая плёнка.

15. Полиэтиленовая плёнка.

16. Калька для туши, гладкая.

17. Тампон влажный (см. разд. 3.3.1).

18. Тампон сухой (см. разд. 3.3.1).

19. Валик (см. разд. 3.3.1).

28 Состоит из чистого хлопкового волокна без добавления клеев и солей. При смачивании бумага впитывает и пропускает через себя жидкости и клеи, увеличивается по ширине, не изменяется по длине, по высыхании не изменяет размеров.

________________________________________________________________

20. Компресс водный (см. разд. 3.3.1).

21. Кисти беличьи (№№ 1-20).

22. Флейц, широкая щетинная кисть.

23. Шприц медицинский.

24. Иглы к шприцу.

25. Утюжки. Нагревают на водяной бане.

26. Паяльник электрический.

Со съёмным наконечником собственного изготовления - из меди, в виде лопаточки.

27. Зонд хирургический.

28. Шпатели - металлические, пластмассовые, костяные.

29. Скальпель.

30. Пинцет.

31. Грузы: в виде холостяных мешочков с дробью № 8 и речным песком, кусков мраморной фанеры.

3.4.2. Укрепление красочного слоя

3.4.2.1. Характер повреждений: шелушения на небольших участках красочного слоя или отдельные вздутия (1-2 мм), сопровождающие приподнятый кракелюр: покровный слой старый (рис.33).

Метод работы

Всю укрепляемую поверхность пропитывают спиртом посредством мягкой беличьей кисти. Процедуру выполняют плавными движениями, почти не касаясь поверхности укрепляемого участка и по интенсивности впитывания спирта определяя наиболее разрушенные места. Так спирт равномерно перетекает на укрепляемый участок. При этом нужно следить за тем, чтобы избыток спирта не вызвал смещения фрагментов красочного слоя.

Если укрепляемый участок сильно впитывает спирт, Пропитку повторяют.

Через 20-30 минут укрепляемые участки пропиты-

_____________________________________________________________ 66

вают рыбьим клеем (5%-ной концентрации при температуре 40°С) посредством беличьей кисти, работая таким же образом, как и в случае со спиртом.

Излишки спирта с периферии удаляют тёплым влажным тампоном.

Укрепляемые участки пропитывают клеем до равномерного насыщения, работая с небольшими интервалами - от 5 до 20 минут (в зависимости от интенсивности впитывания).

Через 2 часа наносят профилактическую заклейку, используя рыбий клей (3-5%-ной концентрации при температуре 40°С). Заклейку при этом необходимо прижимать отжатым тампоном.

Если имеются отдельные продолговатые жёсткие вздутия (1-2 мм) красочного слоя, их укладывают фторопластовым шпателем: мягким нажатием вдоль их направления.

Через 20-30 минут после нанесения профилактической заклейки всю поверхность укрепляемого участка приглаживают тёплым (60°С) утюжком через слой фильтровальной бумаги и листовой фторопласт. Когда в течение этой процедуры на фильтровальной бумаге появляются влажные пятна, её немедленно заменяют.

Через 7-10 дней профилактическую заклейку удаляют, смачивая участок размером около 20 см2 увлажнённым водой, тёплым (60°С) тампоном из двух слоев марли и ваты. Так поверхность немного нагревается, и фрагмент профилактической заклейки смывают тёплыми, отжатыми от воды тампонами.