Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 39 из 46)

44. Хорошо известно послание архиепископа новгородского Василия Калики к епископу тверскому Федору Доброму, приводимое в летописи под 1347 г.. так

_____________________________________________________________187

называемая тверская "распря о рае" (См.: ПСРЛ. Т. 6. - СПБ, 1856. - С. 87, 89 И КЛИБАНОВ А. И. К истории русской деформационной мысли. // Вопросы истории религии и атеизма. - М., 1958. - Вып. 1. - С. 233-263).

45. Широко популярен в средневековой Руси апокриф "Хождение Богородицы по мукам". (См.: ТИХОНРАВОВ Н. Памятники отреченной русской литературы. Т. 2. - СПБ, 1863. - С. 5.) "Мысль о близкой кончине мира древнерусские книжники могли почерпнуть из различных переводных сочинений, например из "Жития Василия Нового", издавна известного на Руси и переведенного в XIV в. заново. Последующие учения стригольников и жидовствующих могли повысить интерес к житию как к произведению, подтверждающему существование представления о загробной жизни, странствовании душ после смерти и т. п.". (ПЛУГИН В. А. Указ. соч. - С. 31 и ВИЛИНСКИЙ С. Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе. // Записки Новороссийского университета, историко-филологический Факультет. - Одесса, 1913. - Вып. б. - С. 262).

46. Эта мысль звучала в Пасхалиях, доводившихся до семитысячного года. В Соловецкой Пасхалии против этого года написано: "Зде страх! Зде скорбь! Аки в распятии Христове сей круг бысть сие лето и на конце явися, в ней же чаем и всемирное твое пришествие". (Древнерусские Пасхалии на осьмую тысячу лет от сотворения мира. // Православный собеседник. - 1860. - Ч. 3. - С. 336 и ПЛУГИН В. А. Указ. соч. - С. 31.)

47. Движение исихастов (1341 - 1351) "в течении десяти лет волновало и разделяло империю, в этом движении, которое казалось плодом странных мечтаний нескольких афонских монахов, в действительности противостояли друг другу византийский дух и дух латинский: восточный мистицизм, который представляли исихасты и их защитник Григорий Палама, и латинский рационализм, приверженцами которого были некий Варлаам и Акиндин, воспитанные на Фоме Аквинате и опытные в схоластической диалектике. Вскоре после того, как Кантакузин стал на сторону Афона, а Анна Савойская - на сторону Варлаама, борьба приняла политическую окраску". (ДИЛЬ Ш. История Византийской империи. - М., 1940. - С. 134, 135 и ВАСИЛИИ (КРИВОШЕИН). Аске-

_____________________________________________________________188

тическое и богословское учение св. Григория Паламы. // Seminarium Kondakovianum. VIII. -Prague. 1936.

48. См.: ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - Ил. 15-30.

49. ПЛУГИН В. А. Указ. соч. - С. 31.

50. ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. Описание в: ОВЧИННИКОВ А. Каталог под N 8, 10. 13, 22. 26.

51. Cм.: КАЗАКОВА Н. А., ЛУРЬЕ Я. С. Антифеодальное еретическое движение на Руси XIV - начала XV в. - К. -Л., 1955. - С. 34. 35.

52. В книге КАЗАКОВОЙ и ЛУРЬЕ в главах III и IV дается детальное исследование этого вопроса и прилагаются документы относительно ереси стригольников (См.: Указ. соч. - С. 67).

53-54. "Слышу тех некоторых, яко отступлены от Бога, о своем крестьянстве не брегуше, но и чин великого Божия свяшества, иночьства яко ни во что не полагаюше но и умаляюше; и тек по слышанию слышу иже яко саддукае онем проклятым подражаюше суть, еже и яко и въскресению надеюше быти мняху" - из Послания митрополита Фотия в Псков против стригольников от 22 июня 1427 г. (См.: КАЗАКОВА Р. Я., ЛУРЬЕ Я. С. Указ. соч. - С. 251 -255).

55. В сюжете "Успение Богоматери" мандорла с изображением ангелов или спас на престоле, окруженный "славой", с изображением серафимов - явление обычное издревле. В сюжете из "Сошествия во ад", не выходя за пределы XV в. - уникальное. Из русских икон непсковской школы известны только икона XV в. из Коломны (ГТГ. инв. N 2295) (См.: АНТОНОВА В. И., МНЕВА Н. Е. Указ. соч. - С. 248, 249. Ил. 160) и икона 1502-1503 гг. из иконостаса Рождественского собора в Ферапонтовом монастыре мастерской Дионисия (ГРМ N ДРЖ 3094) (См.: Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. - М., 1971, - Ил. 72). Правда, мандорла в этик случаях не овальная, а круглая и не "сквозная", изображены же в ней не серафимы, а ангелы.

56. Обычно в живописи XIII-XIV вв. воскресшие из мертвых, изображенные в главной композиции, а

_____________________________________________________________189

еще не исшедшими из адской пещеры, определенных типов не имеют (См. фреску XIII в. в Сопочанах в кн.: MILLET G., FROLOV A. Op. cit. F. II. - Pl. 14).

57. В этой детали видно желание не упустить ни малейшей подробности в описании сиены. По тексту апокрифического Евангелия Никодима "Христос разбивает врата ада на двое" (разрядка моя - А. О.), входит, попирая сатану, "отец наш Адам", падает к Его ногам, Христос поднимает его и "мать нашу Еву" и устанавливает крест как знак победы. (См.: MOREY C. R. Notes on East Christian miniatures. // Art Bulletin, - 1929. - N 11, - P. 48).

58. См. ил. 40, 46 (описание в каталоге А. ОВЧИННИКОВА под N 20) и ил. 50 в кн.: ОВЧИННИКОВ А. Н., КИШИЛОВ Н. И. Указ. соч.

59. Как это можно видеть в монументальной живописи на Балканах, например Фреска 1263 г. в Сопочанах. Фреска XIV в. в церкви Богоматери в Студеницах. Фреска 1348 г. в церкви Спасителя в Дечанах. Огромные композиции, переполненные персонажами, при тщательном исполнении деталей обнаруживают многословную неповоротливость общего замысла (См.: MILLET G., FROLOV A. Op. cit. F. II. - Pl. 14, 15; F. III. - Pl. 63).

60. См.: ЛАЗАРЕВ В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. - М., 1973. - Ил. 356 и История русского искусства. Т. 2. - М., 1954. - С. 171.

61. Во время поновления иконы в XVIII в. живопись, выходящая на левое поле, была счищена до основания и покрыта золотом. Сохранившаяся графья позволила восстановить на копии-реконструкции первоначальный замысел автора.

62. Этот прием сохранился до XV в., потом он постепенно утрачивает свое назначение. Сравни табл. 28 и 40 с табл. 46 и 50 в кн.: ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч.

63. См. примеч. 7.

64. Графья - линия, прочерченная по грунту с целью сохранить рисунок после покрытия его колерами и золотом.

_____________________________________________________________190

65. У старых мастеров по санкирю, слегка пролессированному медной зеленью, нанесены штрихи седин.

66. Сравни "Сошествие во ад" XIV в. (ГРМ ДРЖ 2120) (См.: ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - Ил. 28).

67. См.: ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ соч. - С. 7-8.

68. Термина "Фон" в иконописи не существовало, а употреблялся термин "свет". К сожалению, авторский фон был почти спемзован в XVIII в. и заменен так называемым "двойником" (золото, скованное с серебром). При написании копии-реконструкции колер составлялся по уцелевшим фрагментам.

69. Крыло не написано собственным отдельным цветом, а прямо по Фону наведено черным контуром. Такой же прием использует и мастер варваринских икон. Вообще же в русской живописи этой эпохи такая манера встречается крайне редко. (См.: ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - Ил. 20-22).

70. См.: ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - С. 11.

71. После Великой Отечественной войны икона по случайности попала в Новгородский музей. Во время реставрации мною была удалена клеенка, наклеенная с оборота доски, по-видимому, в прошлом веке. На клеенке имелась немецкая маркировка, которую немцы ставили на экспонатах, предназначенных к эвакуации. Принадлежность памятника Псковскому музею подтвердил ныне покойный заслуженный деятель искусств РСФСР, старейший сотрудник BXHРЦ Н. Н. Померанцев.

72. См.: ОВЧИННИКОВ А., КИШИЛОВ Н. Указ. соч. - Ил. 20. Сопоставление размеров икон в ширине, по-видимому, не случайно. Икона из ГТГ - 143x108. икона из Новгородского музея – 131х105. возможно, что икона, о которой идет речь, происходит из той же церкви, заменяя собой в более позднее время икону XIV в.

73. Великие Минеи Четии от 21 декабря. - М., 1840.

74. Великие Минеи Четии от 4 декабря по Метафрасту. - М., 1789.

_____________________________________________________________191

75. Именно на этот период приходится множество памятников, исполненных с участием этих иммигрантов. Здесь в первую очередь можно назвать живопись Феофана Грека, фрески в церкви Федора Стратилата, фрески в церкви Успения на Волотовом поле, в церкви спаса на Ковалеве в Новгороде, иконы "варваринского" мастера в Пскове и др.

76. Исихия - безмолвие. Исихазм в собственном смысле слова не представляет собой нового учения или явления. Он - одно из направлений духовного опыта православия, который восходит к истокам христианства. Термин "исихасты" в применении к христианским подвижникам можно проследить с IV в. (См.: УСПЕНСКИЙ Л. Исихазм и "гуманизм" - палеологовский расцвет. // Вестник русского Западноевропейского патриаршего экзархата. - 1967. - N 58. - С. 112). "В XIV в. Афон был охвачен учением игумена Симеона - "нового богослова", Григория Синаита и других аскетов об очищении души тихо» молитвою, дарующей мистическую благодать явленного Апостолам Фаворского света" (См.: УСПЕНСКИЙ Ф. История Византийской Империи. Т. III. - М. - Л., 1948. - С. 708). Колабрийский монах Варлаам, приверженец латинской рационализации, воспитанный на Фоме Аквинате, выступал против исихазма, как против православной ереси. В защиту исихазма в 1338 г. выступил Григорий Палама. По его теории, "сущность Бога непознаваема. Бог полностью трансцендентен. Но поскольку сотворение человека произошло в результате действия божественной несотворенной вечной энергии, то человек может познать Бога через сознание действия этой энергии". "Согласно Паламе, Бога нельзя рассматривать только как сущность, он имеет нечто, не относящееся к сущности. Субстанция, бытие Бога непостижимо, но Бог превратился бы в пустое понятие, если бы не могли познать Его через Его энергию. Энергия Бога не сотворена, но безначально связана с сущностью Бога" (См.: История Византии. Т. III. - М., 1967. - С. 247). Божественный свет, по учению Паламы, не возникает и не исчезает, не описывается и не воспринимается чувственной силою (См.: ВАСИЛИЙ (КРИВОШЕИН). Указ. соч. - С. 141).

77. Антагонизм проявлялся особенно резко, когда Михаил VIII (1261-1282) по политическим соображениям вошел в соглашение с Римом, чтобы восстановить единство церкви, это вызвало такое