Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 100 из 104)

с еретическими учениями и вольномыслием. Усиление монархии соп-

ровождалось появлением антиклерикальных настроений.

347

Приоритет государственной власти над церковной и определение

статуса православной церкви как государственной религии получили

правовое закрепление в Соборном уложении 1649 г.

В XVII в. при царствовании Алексея Михайловича и патриархе

Никоне вновь обостряется борьба "священства" и "царства", но и эта

борьба не увенчалась для церкви успехом. Более того, церковный рас-

кол позволил царской власти взять контроль над церковью под пред-

логом защиты "правой" веры.

При Петре I была создана государственная система управления,

упразднено патриаршество, и даже тайна исповеди была включена в

систему фискальной политики. В России борьба за свободу вероиспо-

ведания предполагала борьбу с монархией. Созданная государственная

система управления церковью существенно ограничивала религиозную

свободу самой православной церкви, лишала прав другие вероиспо-

ведания, ставила религиозную оппозицию вне закона. В 1763 г. отдель-

ные оппозиционные религиозные течения получили права на свободу

вероисповедания, но это был акт, связанный с продолжением политики

контроля государства над религиозными течениями.

Борьба за свободу вероисповедания в сложившихся в России ус-

ловиях имела свою специфику, она велась под лозунгами нравствен-

ного возрождения христианства, освобождения церкви от мирских пут,

была направлена на устранение сложившегося союза православной

церкви и государства.

В самом конце XVIII в. в памятнике русской общественной мысли

"Благовесть исраилю российскому, т. е. приверженным к Богу старо-

верам благочестивым" были выдвинуты требования полной веро-

терпимости, исключающей религиозные преследования и распри,

прекращения гонений на староверов. Все духовные чины и монахи ут-

рачивали, согласно предполагаемой реформе, право на получение жа-

лованья и должны были жить своим трудом.

В XIX в. понимание свободы совести дополнялось новыми гранями.

В "Настольном словаре", составленном под руководством М. В. Пет-

рашевского, говорится, что веротерпимость - это низшая ступень сво-

боды вероисповедания, которая признает гражданскую равноправность

членов всех вероисповеданий1. В. В. Берви-Флеровский (1829 - 1918)

выступил за устранение всякого вмешательства политических властей

в религиозные вопросы, за отделение церкви от государства: люди дол-

жны содержать духовенство за свой счет, и ничто не должно заставлять

человека принадлежать к той или иной вере. "Вера должна быть впол-

не свободное дело совести человека"2. Н. П. Огарев требовал осуще-

ствления "свободы проповеди вообще, равно для религии и науки".

В деле выбора религии или науки не должно быть никакого государ-

ственного принуждения, он должен обусловливаться свободным убеж-

дением. Н. П. Огарев выдвинул мысль о том, что "не только чистота

науки, но чистота религии, для верующих, требует невмешательства

348

государственной власти в религиозные дела" и что общество должно

прийти "к сознанию необходимости свободы, т. е. чистоты, искрен-

ности и нескрываемости каждого убеждения". "Признание свободы

убеждения равно религиозного и научного" для Н. П. Огарева есть не

только правовое требование, но и нравственное3.

Русские религиозные мыслители и философы, такие, как А. С. Хо-

мяков (1804 - 1860), К. С. Аксаков (1817 - 1860), И. В. Киреевский

(1806-1856), B.C. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Д. С.

Мережковский, писатели Ф. М. Достоевский (1821 - 1881), Л. Н. То-

лстой к др., оценивали негативно сложившийся союз между русской

православной церковью и самодержавием, призывали к секуляризации

общественных отношений и нравственному возрождению христианс-

тва. Например, С. Н. Булгаков писал: "Вековые преступления против

Свободы совести тяжелым свинцом лежат на исторической совести рус-

ской церкви"4.

Осмысление содержания свободы совести с учетом специфики ус-

ловий в России нашло отражение в работах В. И. Ленина. Как уже

было сказано, по его мнению, религия является частным делом по

отношению к государству, это служит предпосылкой обеспечения

подлинной свободы совести. Каждый должен быть свободен исповедо-

вать какую угодно религию или не исповедовать никакой. Необходимо

отделение церкви от государства и школы от церкви. Недопустимы

никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от

религиозных верований. Всякие упоминания о том или ином вероиспо-

ведании граждан в официальных документах должны быть устранены.

Церковные и религиозные общества должны стать совершенно свобод-

ными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников.

Государственно-церковные Особенность взаимоотношений государства

отношения в России и церкви в дореволюционной России определя-

до октября 1917 года лась реформой начала XVIII века, которая уп-

разднила патриаршество и установила

государственную церковность в лице православия. Церковь была лише-

на самостоятельности и превратилась в одно из учреждений государ-

ственного управления. В последующие за реформой два столетия она

обожествляла царскую власть, признавая царя верховным правителем

церкви через Синод находящийся под контролем и руководством обер-

прокурора, назначаемого царем. Император российский провозглашал-

ся "помазанником Божиим", который есть "высочайший пастырь".

Идея самодержавия была политическим символом веры русского пра-

вославия.

Будучи частью государственного аппарата, православная церковь

пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимым имущест-

вом, получала субсидии от казны, осуществляла контроль за народным

образованием. Право на пропаганду своего вероучения, миссионерство

349

и прозелитизм закреплялось в законе только за православной цер-

ковью.

Государство вмешивалось во внутренние дела различных кон-

фессий, строго регламентировало их структуру и деятельность. Со-

гласно "Своду законов Российской империи", все религии на

территории страны делились на три группы: государственную (пра-

вославное исповедание), терпимые (католическая, протестантская,

армяно-григорианская церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество)

и нетерпимые ("секты" - духоборы, иконоборцы, молокане, иудей-

ствующие, скопцы).

"Уложение о наказаниях" считало особым видом преступления пре-

ступление против веры - отвлечение и совращение из православия в

другую веру, воспрепятствование воспитанию детей в православной

или иной христианской вере, распространение ересей и расколов и др.

К виновным в этих преступлениях применялась целая система кара-

тельных мер, вплоть до каторги и ссылки в Сибирь, Закавказье.

Внеисповедное состояние государством не признавалось. Деятельность

по распространению материалистических, атеистических взглядов под-

вергалась уголовному преследованию.

В 80 - 90-е годы прошлого века в связи с ростом революционных

выступлений ужесточилась политика царизма в отношении "сек-

тантских" объединений. В "Уложение о наказаниях" были внесены но-

вые, более жесткие уголовные статьи, направленные против

"сектантов". В 1894 г. "секта" штундистов (к ним относили баптистов

и евангельских христиан) была объявлена "вредной", а ее молитвенные

собрания были запрещены. С 1874 по 1885 г. было зарегистрировано

3615 уголовных дел по так называемым "религиозным преступ-

лениям", а с 1886 по 1893 г. - 7540.

Революционная ситуация в России в начале XX века вынудила

правительство вносить коррективы в религиозную политику. Так,

царский манифест от 26.02.1903 г. содержал обещание даровать сво-

боду вероисповеданий, а Указ от 12.10.1904 г. "О предначертании и

усовершенствовании государственного порядка" предписывал принять

меры к устранению религиозных "стеснении". В царском манифесте

"Об усовершенствовании государственного порядка" от 17.10.1905 г.

также были обещаны гражданские свободы, в том числе и свобода со-

вести.

Февральская революция 1917 г. упразднила самодержавие, ;лишив

православную церковь ее многовековой опоры. В программном доку-

менте Временного правительства "Обращение к гражданам", опублико-

ванном 7.03.1917 г., содержались указание на отмену "сословных,

вероисповедных и национальных ограничений". 20.06.1917 г. было

принято постановление Временного правительства о передаче церков-

но-приходских школ в ведение министерства народного образования,

против которого выступила православная церковь, заявив, что этот акт

350

"причиняет большой вред церкви и ее христианской просветительной

деятельности". 14.07.1917 г. появилось постановление Временного

правительства "О свободе совести", в котором закреплялся принцип

союза церкви и государства. Под свободой совести понималась веро-

терпимость. Господствующим положение православной церкви остава-

лось на том основании, что православная религия является религией

значительного большинства населения России. Внеисповедное состо-

яние по-прежнему не признавалось.

Свобода совести Первые декреты советской власти кар и государственно-церковные диналь но изменили положение право отношения после славной церкви и других религиозных Октябрьской революции организаций. Так, Де-

1917 г. кретом "О земле", принятым II Всероссийскимсъездом Советов 26.10.1917 г., все мона-

стырские и церковные земли были национализированы. "Декларация

прав народов России", обнародованная 2.11.1917 г., отменяла все