Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 71 из 104)

"светлую ауру". Еще одно препятствие на пути к высшим мирам -

чувство собственности, а потому "опытом жизни и почитанием

Иерархии" необходимо освободиться от этого чувства.

Важным аспектом этической теории Агни Йоги является утверж-

дение в земной жизни общечеловеческих ценностей: существует мно-

гообразие в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное

действие будет общим для всего человечества, а такое обобщение Мира

есть первая ступень к преображению всей жизни. Выполнение

этических принципов Агни Йоги рассматривается как магистральный

путь духовной и физической эволюции человека и человечества, вос-

хождения человека по ступеням космической иерархии.

Раздел четвертый

СВОБОДОМЫСЛИЕ В ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава XVIII

СВОБОДОМЫСЛИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

В ходе истории развивалась своеобразная, весьма богатая прояв-

лениями, оттенками форма духовной культуры - свободомыслие в

отношении религии. Это широкое духовное течение, исходным пун-

ктом которого является признание права разума на критическое рас-

смотрение религии и свободное исследование окружающего мира. Это

право могло осуществляться стихийно, несознательно, но могло

отстаиваться сознательно и воплощаться в теоретической форме.

Возникновение и постепенное развитие свободомыслия являются

процессом закономерным. Объективными факторами, воспроизво-

дящими свободомыслие, являются неуклонный рост производства, ве-

дущий к успешному освоению мира человеком, возрастание

активности людей в ходе исторического развития, повышение уровня

духовной культуры человечества. Свободомыслие - органичный про-

дукт развития естественных и гуманитарных наук, образования, со-

вершенствования искусства и нравственности. Критические настроения

в отношении религии усиливались в периоды динамичного развития

общества, расцвета политической и культурной жизни, в периоды го-

товящихся серьезных перемен в обществе.

Общей объективной тенденцией духовной культуры было

расширение сферы свободомыслия и его влияния на общество, хотя

этот процесс не был прямолинейным: история знает периоды не только

подъема свободомыслия, но и его спада. Во многом степень

интенсивности и распространенности свободомыслия зависит от уровня

социальной свободы. Свободомыслие отражало стремление прорвать

кольцо внешней и внутренней духовной несвободы, было условием и

вместе с тем результатом вызревания и развития реальной свободы.

Критический пересмотр господствующей религиозной концепции, как

246

правило, был связан с объективной необходимостью более адекватного

отражения существующих условий, производства новых идей, прео-

доления препятствий для свободного социального и культурного твор-

чества. Появление и распространение в эпоху господства религии сект,

ересей, антирелигиозного вольнодумства, атеизма и т.д. расширяло

сферу несогласия с установлением религиозной монополии в духовной

жизни общества.

Связь свободомыслия Свободомыслие опирается на способность че-

с познанием природы, ловека реалистически воспринимать те или

общества и человека иные стороны окружающего мира.Исследо-

вания этнографов и историков показывают,

что наивно-реалистические взгляды на мир зародились уже на ранних

этапах развития общества. Постепенно накапливались положительные

знания о природе, о человеческом теле и способах его врачевания,

о психической деятельности человека. Наивный реализм, здравый

смысл были основой первых попыток внерелигиозного подхода к

традиционным верованиям. В дальнейшем развитие свободомыслия во

многом обусловливалось прогрессом в области философии, науки, обра-

зования и т.д.

Накопление знаний о мире приводило в те или иные периоды

жизни человечества к духовным революциям, в процессе которых

появлялись и укреплялись новаторские формы духовной деятельности.

Первой такой революцией было появление философских учений древ-

ности, начавших вытеснять мифологическое мышление. Философская

революция в древнем мире позволила впервые в истории человечества

поставить вопрос о природе религии и критически ее осмыслить. В

период длительного господства религии в средние века процесс поз-

нания, начиная с небесных тел и кончая историей общества, внут-

реннего мира человека, не прекращался. Но, пожалуй, наиболее

глубокой революцией в мышлении, во взгляде на мир в целом стало

развитие знаний в области механики, математики, астрономии, гео-

графии, истории, социологии и других наук в XVII - XX вв.

Связь свободомыслия с процессом познания выражается не только

в том, что оно питается, обогащается добытыми человечеством

положительными знаниями, но и в том, что оно содействует их

развитию. Формируя на протяжении веков в противовес догматиче-

скому критический стиль мышления, оно содействовало разрушению

стереотипов в сознании.

Проявления свободомыслия Свободомыслие в отношении религия прояв-

в отношении религии ляется в многообразных формах. Они имеют

разную степень последовательности, разные

цели, социальные основания, нравственное содержание. Критика

религии осуществлялась в явных и скрытых, аргументированных и не-

аргументированных, безрелигиозных и несвободных от религиозных

247

наслоений формах, выражалась в переоценке традиционных

религиозных представлений, безразличии к ним, в критике с позиций

здравого смысла, общественной практики, науки, философии и т. д.

Разновидности свободомыслия - богоборчество, скептицизм,

антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, гуманизм, пантеизм,

деизм, атеизм и т. д. Они занимают разное место в духовной жизни

общества и играют неодинаковую роль в процессе его эволюции.

Богоборчество - самая ранняя и самая слабая форма критики

религиозных представлений. Богоборец испытывает чувство протеста

против Бога, создавшего мир, который представляется богоборцу же-

стоким, несправедливым. Богоборческие настроения вызываются осоз-

нанием социальной несправедливости, отчаянием, внезапным горем,

неудовлетворенностью личной судьбой. Проявления богоборчества раз-

нообразны: от робкого упрека в адрес Бога до яростного "хуления"

его. Земные бедствия кажутся богоборцу несовместимыми с идеей вы-

сшего блага, Бог представляется существом злым и несправедливым.

Переосмысливается одно из основных понятий иудео-христианской

традиции - о первородном грехе. "Вина" человека, вызванная перво-

родным грехом, в сознании богоборца выступает как вина самого Бога.

Богоборческие настроения нередко связаны и с переоценкой таких черт

религиозного нравственного идеала, как смирение, безропотность,

принятие страданий как блага, отворяющего врата в райские сады,

и т.д.

Накапливаясь в культурной традиции, богоборческие идеи оказы-

вали сильное влияние на общественное сознание. Идеи богоборчества

в последние столетия использовались деятелями культуры: не будучи

сами богоборцами, они представляли фигуру богоборца в качестве

символа свободы, борьбы против всякой тирании. Такая трактовка бо-

гоборчества противостояла официальной церковной линии осуждения

его. Образы богоборцев в искусстве и литературе, как правило, служат

возвышению гордой и сильной личности, отважившейся на поединок

с Богом или богами. В этом отношении повезло мифу о Прометее:

Гердер, Гёте, Байрон, Лист, Скрябин и другие представляли Прометея

как борца против тирании, претерпевшего мучения во имя благородной

идеи. Но не всегда богоборческие идеи использовались как символы

борьбы за свободу. Ницшевский богоборец Заратустра утверждает пра-

во личности на своеволие, презрение к общечеловеческой морали.

Скептицизм (греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий)

- сомнение в истинности религии или отдельных ее положений -

проявляется в культуре любого периода, начиная с разложения пер-

вобетного общества. Сомнение как методологический принцип поз-

нания - одно из орудий постижения истины. Скептицизм

обнаруживается не только в философии, но может проявляться у

поэта, художника, естествоиспытателя, ученого гуманитария, простого

труженика. Он исподволь подтачивает авторитаризм и догматизм соз-

248

нания, способствует возникновению более обоснованных форм критики

религии.

Критика религии с позиций скептицизма обнаруживается уже в

культуре древнего общества. На Востоке - в Египте, Вавилоне, Па-

лестине - она выступает как сомнение в существовании загробного

мира, в действенности религиозных обрядов; в Древней Греции дра-

матурги, софисты, философы подвергают сомнению истинность

мифологии. В средние века скептицизм проявляется в фольклоре,

ересях, художественной литературе, в философии. В трудах отдельных

философов-скептиков или агностиков содержалось глубокое исследо-

вание религии - речь идет прежде всего о П. Бейле (1647 - 1706) и

Д. Юме (1711 - 1776). Критики религии ныне во многом опираются

на наследие Д. Юма. В наши дни скептицизм в отношении религии

является одной из примечательных характеристик обыденного соз-

нания.

Антиклерикализм (лат. anti - против, clericalis - церковный) -

идейное и социальное движение, направленное против притязаний

церкви и духовенства на господство в обществе. По своей направлен-

ности и результатам антиклерикализм неоднозначен, он может быть

светским и религиозным. Светский характер антиклерикализма не га-

рантирует его прогрессивности; примером может служить борьба