Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 3 из 104)

веков направляет свой поиск исследователь, тем меньше в его

распоряжении фактического материала. В этом случае историзм

предстает в форме актуализма: поскольку современное состояние

всякого явления есть итог развития, изучение этого состояния

позволяет создать теоретическую модель, которая может помочь

характеризовать явление в его предшествующих фазах, в том числе

и начальных. Сравнительно-историческое исследо-

вание сопоставляет разные этапы развития одной и той же религии

в различные моменты времени, разные религии, существующие

одновременно, но находящиеся на разных этапах развития. Большое

значение имеет сравнение сопоставимых образов разных религий

(например, Будды и Христа). На базе сравнительного анализа

сформировалась специальная область исследования - сравнительное

религиоведение.

Типологический метод представляет собой совокупность процедур

расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо

признакам. В результате типологизации получаются статистически

устойчивые группы признаков - типы, которые задают модель

типологической общности для определенных объектов, явлении.

Инвариантность признаков какого-то объекта позволяет относить его

к соответствующему типу. Различия признаков объектов внутри типа

носят случайный характер, эти различия незначительны по срав-

нению с различиями свойств объектов разных типов. С помощью

типологизации получены характеристики исторических типов

религий, типов свободомыслия.

Феноменологический метод включает совокупность приемов

выяснения значений и смыслов в духовном взаимодействии людей,

соотносит мотивы, представления, идеи, цели практически действу-

ющих индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи

их поведения, помогает обнаружить формальные структуры общения,

субъективные факторы общественных отношений. Использование

приемов феноменологического анализа способствовало выделению

одного из разделов религиоведения - феноменологии религии.

Структурно-функциональный анализ имеет дело с объектами,

представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их

строения и функционирования. Результатом является выделение

элементов, которые соотносятся с другими элементами и с системой

в целом, выяснение воздейственности этих элементов. Такая же

операция может быть проделана и над каждым выделенным

элементом, который, в свою очередь, представляет собой систему

("подсистему"). С этой точки зрения религия предстает в качестве

подсистемы, включающей некоторые элементы и выполняющей

соответствующие функции.

Среди учений о религии есть религиозные (конфессиональные) и

нерелигиозные (неконфессиональные). К религиозным относятся те

направления, которые представлены теологами, а также другими

исследователями, которые хотя и не являются богословами, но стоят на

позициях религиозного мировоззрения. В этом случае изучение объекта

непосредственно связано с религиозными интересами. Нерелигиозные

течения базируются на иных исходных мировоззренческих принципах.

По мнению конфессиональных исследователей, в основе понимания

религии должна лежать религиозная вера, познание сущности религии

доступно лишь для верующей души. Чтобы познание было успешным,

необходимы "орган религии", "способность чувствования".

Несомненно, личный религиозный опыт исследователя в процессе

самонаблюдения становится объектом внутреннего созерцания, в ходе

которого может быть получен уникальный материал, имеющий

большое значение для развития религиоведческого познания. Но

результаты самонаблюдения требуют теоретической интерпретации.

Нерелигиозный исследователь, используя методы современной науки

(о них уже шла речь), имеет возможность успешно познавать и

различные феномены религии, и ее сущность. Отсутствие религиозной

веры восполняется фундаментальной и ответственной религиоведче-

ской образованностью и компетентностью. Верно, что при познании

субъективного религиозного опыта может оказаться недейственной

"сухая" формально-логическая рациональность. Но есть и иные виды

рациональности, познавательное значение имеют и чувства ("вчув-

ствование"). Высокопрофессиональный религиовед владеет и такими

приемами постижения объекта.

9

Принципы изложения При раскрытии содержания, в расположении теоретического материала и фактов, в

дидактике и методике религиоведения реализуются некоторыепринципы. Охарактеризуем их.

Исходный принцип - строгая объективность, конкретно-историче-

ское рассмотрение предмета. Не приняты абстрактные стереотипы,

согласно которым "темная" и "светлая" краски заранее предназна-

чаются для живописания явлений религии или свободомыслия.

Излагаются научно обоснованные положения, прочно установленные

факты; используются результаты, полученные в мировом религиове-

дении, философии. Подбор и расстановка теоретического и фактиче-

ского материала осуществляются с намерением как можно более

точно воспроизвести историю, чтобы в ней искусственно не

образовывались пустоты и "белые" пятна.

Другой принцип - рассмотрение религии, религиозной

философии, свободомыслия в контексте развития духовной культуры.

Религиоведение занимается исследованием своеобразных ее областей

в их истории и современности, а значит, в своем аспекте решает

ряд культурологических проблем. Выявляются особенности религии

как феномена культуры, свойства религиозно-культурных образо-

ваний, специфика религиозной философии, своеобразие различных

выражений свободомыслия в духовной жизни общества и личности.

Еще один принцип - анализ мировоззренческих вопросов под

углом зрения проблем бытия человека, его сущности и существо-

вания, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия, иначе говоря,

в плане рассмотрения ряда вопросов философской антропологии.

Принято понимание мировоззрения в широком смысле слова:

мировоззрение образуют наиболее обобщенные знания на мир в

целом и" отдельные явления в нем, на человека и человечество,

место их в мире, на общество и его отдельные сферы, на процесс

познания; оно синтезирует экономические, социально-политические,

правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские

и другие взгляды. Мировоззрение включает картину природы,

систематизирующую достижения естествознания, картину общества,

результирующую данные обществознания, картину человека, обоб-

щающую содержание человековедения. Главное измерение решения

мировоззренческих проблем проходит по линии "человек - природа",

"человек - общество и история", "человек - человек".

Следующий принцип - изложение вопросов на языке толерант-

ности, терпимости, диалога религиозных и нерелигиозных мировозз-

рений о человеке, обществе, мире. Мировоззрения - религиозные и

нерелигиозные - имеют ряд слоев: 1) совокупность исходных

интегрирующих представлений, понятий, идей, образующих "фунда-

мент" и "каркас" мироосознания, мирообъяснения, отношения к миру;

2) объяснение основ бытия отдельных областей природы, общества,

человека - космоса, биосферы, экосистемы, экономики, политики,

10

права, морали, искусства, психики, сознания и пр.; 3) представления

и идеи, описывающие те или иные события, явления в природе,

обществе, человеке; 4) общечеловеческие элементы (объективно-

истинные знания, нравственные представления, выражающие необ-

ходимые условия всякого человеческого совместного существования,

общезначимые художественные ценности и пр.) и особенные,

свойственные только некоторым культурам компоненты. Исходные

базисы религиозных и нерелигиозных мировоззрений различны.

Различны в этих мировоззрениях и принципы объяснения процессов

и событий в природе, обществе, человеке. Но экономические,

социально-политические, экологические, нравственные, эстетические

и другие идеи, ценности могут совпадать, а общечеловеческие -

совпадают.

Наконец, обозначим следующую принципиальную позицию: свобода

совести интерпретируется с учетом истории становления данного

понятия, мирового опыта (в том числе и в нашей стране) обеспечения

прав человека в этой области. Осмысление свободы совести велось и

ведется на разных уровнях и в разных аспектах - общефилософском

и теологическом, этическом и эстетическом, политологическом и

правоведческом, логико-познавательном и пр. В государственно-право-

вых документах - конституциях, законах, постановлениях - использу-

ется юридическое понимание свободы совести, формулируются

положения, обеспечивающие право на такую свободу. И это вполне

естественно. Но правовое понимание и правовые нормы не должны

быть оторваны от историко-культурного контекста, должны принимать

во внимание более широкое осмысление феномена свободы совести. В

противном случае государственно-правовые документы не будут служить

надежным основанием обеспечения равного права на такую свободу

граждан с разными мировоззрениями, убеждениями и образом мыслей.

Содержание, дидактика и методика изложения сообразованы с

положениями о свободе мысли, совести, религии и убеждений в

международных правовых документах, таких, как: "Всеобщая декла-

рация прав человека" ООН от 10 декабря 1948 г., "Международный

пакт о гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 г.,

"Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству

в Европе" от 1 августа 1975 г., "Парижская хартия для новой