Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 62 из 104)

мыслил как неповторимое отношение к Богу. В результате этого пово-

рота к субъективному протестантская теология XIX в. получила

большие возможности приспособления к социальному контексту. Эта

ориентация вела также к тому, что исследование внешнего мира и

деятельность в нем были предоставлены компетенции разума и науки.

Хотя реформаторы выступали против философии, в XIX в. она на-

столько овладевает теологией, что экзегетика и герменевтика, история

Ветхого и Нового Завета, даже изложение догматики строятся в

зависимости от учений И. Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Мо-

дернистское протестантское богословие XIX в. получило название

"либеральной теологии", так как его общей чертой было усвоение

принципа либерализма (от лат. liberalis - свободный), принципа ав-

тономии субъекта, свободы разума, частной инициативы.

Основатель "Новой Тюбингенской школы" Ф. Баур (1792 - 1860)

рассматривает формирование новозаветных текстов и христианского

вероучения как результат борьбы тенденций иудеохристианской

(петринисты) и христиан из язычников (паулинисты). Учениками Ф.

Баура жизнь Иисуса сделана предметом.критического исследования,

как и жизнь любого другого исторического персонажа, более того, пос-

тавлен вопрос о том, историчен ли сам Иисус или является пер-

сонификацией самосознания христианской общины. Д. Штраус (1808

-1874) в книге "Жизнь Иисуса, критически переработанная" расс-

матривал христианство как продукт истории человеческого духа. В

христианстве, по его мнению, истина высказывается в форме мифа

- стихийно складывающегося в сознании человека представления, в

котором очеловечивается космос. Историческое существование Иисуса,

с точки зрения Штрауса, предстает в Новом Завете настолько закры-

тым мифами, что может рассматриваться как несущественное для

христианства. Это способствовало тому, что сторонники другого, также

базирующегося на младогегельянстве направления исследования

214

Библии объявили мифом само историческое существование Иисуса (Б.

Бауэр, мифологическая школа). Либеральные теологи отвергли

традиционное учение о Троице, боговоплощении, божественности

Христа, его непорочном зачатии, чудесах, спасительном значении его

смерти на кресте, телесном воскресении, реальность чуда Пятиде-

сятницы, а также учение о сотворении Богом мира и человека, гре-

хопадении, первородном грехе. Они создали образ "либерального"

исторического Иисуса.

Либеральная теология второй половины XIX - начала XX в.,

достигшая в этот период наибольшего влияния, занималась перестрой-

кой богословия на базе неокантианства. А. Ритчль (1822 - 1889)

истолковывает христианское учение о спасении в смысле социально-

нравственной эволюции человека. Согласно Ритчлю, речь в теологии

должна идти о ценности веры в Бога или в божественность Иисуса.

Истинным и единственным смыслом любви к Богу, средоточием

христианства является любовь к ближнему, реализующаяся конкретно,

практически в общественной жизни, в том числе и в профессиональной

деятельности. "Царство Божие" - это цель истории, высшее благо, ко-

торое должно быть реализовано постепенно посредством нравственных

усилий человечества. Эта концепция представляет собой перенос на

теологическую почву кантианского учения о царстве нравственной сво-

боды. Ученик Ритчля А. Гарнак утверждал, что все развитие культуры

представляло собой воплощение нравственных христианских

принципов.

Либеральная теология получила значительное распространение в

США, особенно в Чикагской теологической школе, последователи ко-

торой базировались на философских идеях прагматизма. С либераль-

ной теологией было связано движение "социального евангелия",

виднейшим представителем которого был У. Раушенбуш (1861 -

1918), разрабатывавший идею "христианского социализма". Либераль-

ная теология была не только попыткой разрешения трудностей, перед

которыми христианство было поставлено развитием науки, но и

приспособлением к условиям индустриальных стран, к выходу на

общественную арену рабочего движения.

К. Барт. В начале XX в. в протестантизме усилилось

Диалектическая теология ортодоксальное направление. В США

оформился фундаментализм (от выпускавше-

гося с 1912 г. издания "Основы"), который выступил против мо-

дернизации христианства и потребовал принимать в качестве

фундамента вероучения богодухновенность канонических книг

Библии. В 1919 г. была создана Всемирная христианская фундамен-

талистская ассоциация.

После первой мировой войны в Европе, а затем и в США признание

получает "теология кризиса", или "диалектическая теология", которая

215

подчеркивает разрыв между откровением и естественным познанием,

используя экзистенциальную диалектику С. Кьеркегора, фиксирую-

щую парадоксальные противоречия индивидуального существования.

Создателем диалектической теологии был К. Барт (1886 - 1968),

швейцарский реформатский священник и богослов. Концепция К. Бар-

та осуществляет на новом философском уровне возврат к протестан-

тской ортодоксии, поэтому диалектическая теология обозначается

часто так же, как неоортодоксия.

Еще в 1919 г. К. Барт опубликовал "Комментарий к посланию к

римлянам" (2-е изд., 1922), в котором резко критиковал либеральную

теологию и настаивал на том, что откровение принципиально противо-

стоит всякой философии, естественной теологии и религии, являющей-

ся продуктом стихийного мифотворчества и философского

конструирования. Бог настолько запределен, что человек может

постичь его откровение только в диалоге, антиномиях и парадоксах,

которые воспроизводят непреодолимую границу между человеком и

Богом и кризис всех человеческих усилий". В "Церковной догматике"

(1932 --1965) К. Барта центром теологии является христология, толь-

ко в Иисусе Христе постигается человеком бытие Бога и предопре-

деление - божественный выбор рода человеческого как партнера

завета любви и боговоплощения в Иисусе. Из идеи об абсолютной

трансцендентности Бога следовал вывод о том, что ничто в мире не

может быть признано божественным, ни один социальный институт

и движение не могут приблизить мир к царству небесному. Вместе

с тем бартианство не было призывом к пассивности. Христиане должны

занимать критическую и ответственную позицию, даваемую сознанием

того, что все подлежит суду Божию. Дистанция и оппозиция к греш-

ному миру открывали возможность нравственной ответственности в

политике, критики тоталитаризма и экстремизма.

Р.Бультман Рудольф Бультман (1884-1976), немецкий

Концепция демифологизации теолог, принимая во внимание критику ново-

христианства. заветных текстов, которая показала, что они

включают заимствованные сказания различных народов и воспринимаются как фантастические повество-

вания, мифы, подчеркивает, что главная задача теологии состоит в

выявлении глубинного смысла этих сказаний. В своих сочинениях "Но-

вый Завет и мифология" и других Р. Бультман развивает концепцию

демифологизации новозаветного благовестия. Он назвал теологию

"понятийным изложением определенной Богом экзистенции человека".

Теология, полагал он, неизбежно приобретает герменевтическую

функцию и может говорить о Боге, только говоря одновременно о че-

ловеке, а человека можно постичь только в свете его отношения к

Богу. Подлинный смысл евангелия, согласно Р. Бультману,

экзистенциален: он выявляет самопостижение человека в его отно-

216

шении к бытию. Бультман рассматривает библейские сказания не как

рассказы о подлинных событиях, но как способ трансляции человеку

экзистенциального содержания и различает "миф" и "керигму".

Керигма (от греч. "возвещение", "проповедь") - это сущность

христианского вероучения, слово Божие к человеку, которое можно

усвоить только верой и которое имеет непреходящее нормативное зна-

чение.

П.Тиллих Стремление обновить теологию с помощью

экзистенциальной философии было свойст-

венно и П. Тиллиху (1886 - 1965), немецко-американскому теологу

и философу. П. Тиллих в своем трехтомном труде "Систематическая

теология" трактует богословские понятия как символы экзистенциаль-

ного понимания человека в его отношении с Богом и выдвигает метод

"корреляции", которая должна перебросить мост от философии, фор-

мулирующей вопросы, к теологии, дающей ответы. П. Тиллих развива-

ет понятие Бога как единства имманентного и трансцендентного,

"основы" бытия, указывает, что "объектом теологии является то, что

нас в высшей степени заботит". Эту "крайнюю озабоченность" -

ultimate concern (переводится также: "высший интерес", "последняя

озабоченность", "безусловная забота") вызывает то, что определяет

бытие или небытие человека. Разработку "секулярной теологии", осво-

божденной как от старого теоцентризма, так и от чрезмерного ант-

ропоцентризма, служит развиваемая Тиллихом концепция культуры

и ее отношения к религии. Культура мыслится Тиллихом как само-

реализация Бога в мире и истории через человеческую деятельность,

а религия - как субстанция культуры. В теологии Тиллиха обна-

руживается в полной мере основное противоречие феноменологичес-

ко-антропологаческого способа обоснования религии: вера, отосланная

в повседневность и секулярную культуру, постоянно балансирует на

грани неверия, и сомнение оказывается ее необходимым элементом.

Но именно этот подход своим понятием Бога как "глубины" бытия

и человеческого существования, повлиял на радикальные формы мо-