Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 37 из 104)

христианства отличие от всех остальных религий мира

христианство не создано людьми, а дано че-

ловечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительная

история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство

126

не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний.

Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные кон-

цепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, фило-

софские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую

религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу,

способную противопоставить себя всем национально-этническим куль-

там и превратиться в массовое наднациональное движение. Усвоение

первоначальным христианством предшествующего религиозно-куль-

турного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разроз-

ненных представлений, а способствовало принципиально новому

учению получить всеобщее признание.

Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения

оказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок.

50 н. э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 до

н. э. - 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской

традиции, трактуемое как творящее слово, постигаемое в откровении,

и в эллинистической традиции, рассматривающей Логос в качестве

внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Фило-

на - это священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути

познания Бога не существует, только через Логос - Слово. Учение

Филона о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем

как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу,

о логосах, среди которых Сын Божий - высший Логос и другие логосы,

названные ангелами,- послужило одной из идейных предпосылок для

христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало за-

метное влияние на формирование христианства.

Нравственное учение христианства, в особенности о достижении

добродетели, близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для

всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством

осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вы-

текать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только

повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравст-

венные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечело-

веческих ценностей зависит не от государственных требований, а

всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает

признание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеоб-

щее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных,

независимо от социального положения. Сенека в качестве нравствен-

ного императива признал "золотое правило морали", которое звучало

следующим образом: "Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел

бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше"1.

Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: "И так

во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте

и вы с ними" (Мф. 7:12).

Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности

127

и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях,

самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение

разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и

умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сфор-

мулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спа-

сение предполагает строгую оценку собственной жизни,

самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.

Усвоение христианством различных элементов восточных культов,

эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию.

Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток

средиземноморской культуры.

Споры о личности Сколько существует христианство, столько

основателя христианства продолжаются споры о личности его основа-

теля. Рассказы об Иисусе Христе, описанные

в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях

и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совер-

шенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для

вечной жизни, вызывали немало сомнении. В конечном счете споры

об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ -

мифологической и исторической.

Представители мифологической школы считают, что наука не рас-

полагает достоверными данными о Иисусе Христе как исторической

личности. Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя

после описанных в них событий, не содержат реальной исторической

основы. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не

говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых,

о чудесах, свершенных Христом, о его проповеднической деятельности.

Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения

мифологическая школа считала внепалестинское происхождение

христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рожда-

ющихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных куль-

турах, наличие в Евангелиях большого числа противоречий,

разночтений, неточностей.

Вторая - историческая - школа считает Иисуса Христа реальной

личностью, проповедником новой религии, который сформулировал

ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского веро-

учения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда

евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Па-

вел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской

фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, под-

тверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длитель-

ного времени содержащийся в "Древностях" Иосифа Флавия (37 -

после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интер-

поляцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст "Древ-

128

ностей", выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает все

основания полагать, что Флавием описан один из известных ему про-

поведников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится

о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как

факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.

Представители и мифологической, и исторической школы внесли

значительный вклад в издание библейских текстов, а также других

источников, относящихся к первым векам христианства. В последние

годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей

исторической школы.

Превращение христианства К середине I в. в христианстве отчетливо вы-

в государственную религию явилось множество различных направлений,

РИМСКОЙ империи которые вели горячие споры друг с другом и

с внешними идейными конкурентами. Ран-

нехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего

христианства. Общины не имели специальных мест для проведения

богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим

для всех общин и всех группировок, - это вера в добровольную

искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех лю-

дей посредником между Богом и человеком.

По мере роста христианского космополитизма и формирования

основных догматических представлений усилился процесс отхода от

иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности

после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления

иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно.

Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изме-

нением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они

объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже

имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская

знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивает в

своих руках управление имуществом и руководство богослужебной

практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный

срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы,

епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосре-

доточивают в своих руках всю полноту власти.

Изменение социального состава общин определило и эволюцию их

социальной направленности. Наблюдается все больший отход от

прежних демократических тенденций, все настойчивее становится

стремление к союзу с императорской властью.

Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необ-

ходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки

превратить в таковую одну из национальных религий, в частности

римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем

народам империи. Былые гонения христианства римским государством

53ак.536 129

в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Им-

ператор Константин (ок. 285 - 337) своим эдиктом от 324 г. положил

начало превращению христианства в государственную религию

Римской империи. Через год, в 325 г., под его председательством соб-

рался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей, сыг-

равший важную роль в утверждении христианского вероучения.

Внугрицерковная борьба Ни один из христианских догматов не появ-

за утверждение лялся сразу в законченном виде, а после того

христианского вероучения как основный догматы были канонизированы,

и культа дискуссии вокруг их содержания не прек-

ратились.

Как до, так и после Никейского собора между различными груп-

пами велись острые христологические споры. Борьба сконцентрирова-

лась вокруг толкования трёх главных догматов: триединства бога,