Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 95 из 104)

И НЕРЕЛИГИОЗНОМ МИРОВОЗЗРЕНИЯХ

Многовековой диалог о природе эстетического, протекающий в

мировой культуре, лаконично обозначили строки поэта Н.Заболоц-

кого:

"..Что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота?

Или огонь, мерцающий в сосуде?"1

Эстетическое волнует сменяющие друг друга поколения людей

своей значительностью. "Жизнь коротка, искусство вечно", - го-

ворили древние греки. "Все прекрасное умирает в человеке. Но не

в искусстве", - вторил им Леонардо да Винчи. "Страшная ошибка ду-

мать, что прекрасное может быть бессмысленным", - размышлял Л.Н. Толстой (1828 - 1910).

Общественная природа Сходство и взаимодействие искусства и

искусства религии обусловлено их аксиологической направленностью, соединением в них рационально-логического и эмоционально-фантастического компонен-

тов. Эстетическое и религиозное переживание - глубинная сторона

этих форм деятельности, включающая сокровенные проявления духов-

ной жизни неповторимой конкретной личности.

Представители теологии обосновывают приоритет фантазии

религиозной над художественной, объясняют достижения художествен-

ного творчества свойственным ему религиозным началом, а неудачи

- уклонением от религиозного предназначения искусства; с их точки зрения, культ - высшая концентрация эстетического содержания.

Религиозные авторы объясняют природу искусства и религии, выводя

ее из потустороннего, трансцендентного источника. П. А. Флоренский писал: "В художественном творчестве душа исторгается из дольнего мира и восходит в мир горний. Там без образов она питается созер-

цанием сущности горнего мира, осязает вечные ноумены вещей и,

напитавшись, обремененная ведением, нисходит вновь в мир дольний.

330

И тут, при этом пути вниз, на границе вхождения в дольнее, ее ду-

ховное стяжение облекается в символические образы, те самые, ко-

торые, будучи закреплены, дают художественное произведение. Ибо

художество есть оплотневшее сновидение"2. Положение о том, что

искусство учит рассматривать преходящее как символ "иного, непре-

ходящего бытия", развивал и Н. А. Бердяев. Сходные оценки природы

искусства содержатся в религиозных публикациях последних де-

сятилетий, например: "Искусство - путь к обожению, путь от образа

к Первообразу. Истоки искусства не в подражательной способности

человека, но в Боге"3.

Современные католические объяснения искусства широко обраща-

ются к неотомистским и неоавгустиновским идеям. Если первые трак-

туют художественно-эстетическую деятельность как последовательное

воплощение церковно-христианского идеала, истоки которого, с их

точки зрения, потусторонни, то вторые уделяют больше внимания

интуитивным сторонам творческого процесса, художественному проз-

рению и вдохновению, связанным с непосредственным переживанием

присутствия Бога в мире. В протестантизме концентрацией высшей

красоты выступает, как правило, нравственная ценность жизни Иисуса

Христа; проявления в искусстве личной веры и ее абсолютное значение

- свидетельства нравственных достижений, запечатленные в образно-

художественной форме. Концепции искусства в иудаистской,

буддийской, индуистской, исламской, синтоистской религиозной мысли

также акцентируют внимание на центральных смысловых моментах

соответствующих вероучений и связанных с ними художественно-

мифологических традициях.

Искусство возникает в обществе, истоки красоты связаны с

достижениями в освоении человеком окружающего мира, отношений

между людьми и внутреннего духовного мира самого человека. На

основе анализа обширного археологического и этнографического ма-

териала современные исследователи придерживаются точки зрения,

согласно которой синкретичность первобытного сознания лишает смыс-

ла попытки выведения религиозного сознания из эстетического или

эстетического - из религиозного4. После становления искусства и

религии как относительно самостоятельных областей деятельности ха-

рактер их взаимодействия определяется как историческим уровнем

дифференцированности, так и степенью "суверенности" их по отно-

шению друг к другу; своеобразием соотношения эстетических и

религиозных задач в творческой деятельности художника; уровнем

религиозности населения, воспринимающего то или иное художествен-

ное решение. Поэтому нет и не может быть формулы, однозначно и

исчерпывающе раскрывающей соотношение религиозного и художест-

венного начала для всех времен и народов, для всех религий или для

всех видов и жанров искусств. Для каждого общества такое соотно-

шение носит конкретно-исторический характер в каждую эпоху. Ис-

331

кусство Древнего Египта и Древней Греции, европейского и восточного

средневековья, эпохи Возрождения, нового времени, равно как и

развитие национальных школ в архитектуре, изобразительном искус-

стве, в музыке и литературе, подтверждает этот тезис.

Соотношение искусства и религии определяется их связями с обще-

ственной жизнью. Речь идет о глубинных, устойчивых, сущностных

тенденциях объективных общественных процессов; эти тенденции име-

ют место в разных цивилизациях, реализуясь в конкретно-историче-

ской деятельности сменяющих друг друга поколений разных народов

и эпох. Важнейшая сторона эстетического отношения к миру (скон-

центрированного прежде всего в искусстве) - проявление власти, ут-

верждение победы мастера над материалом. Материал может быть дан

природой, общественными отношениями, предыдущим этапом художе-

ственной деятельности, представлять собой как бы сплав природного

дара и последующей работы над его развитием. В многочисленных про-

бах, ошибках и переоценках художественной деятельности познается

власть человека над своими собственными садами, соперничество с

природой, с другими людьми, с наследием, оставленным прошлыми

поколениями. Многофакторное взаимодействие этих явлений создает

неисчерпаемость эстетического мира, утверждающего полноту, утон-

ченность и взаимодополняемость сущностных сил человека. В "зер-

кале" эстетического человек получает представление о своих

сущностных силах: сознание человеком богатства своих возможностей

и целесообразная активность (умение) неразрывно сплавлены в эс-

тетическом освоении действительности. Оно является универсальным,

имеет всемирно-исторический характер.

Религиозное и культовое Сказанное относится и к искусству,

искусство посвященному воплощению религиозных проблем. Его питает, как и всякое искусство, сознание

достигнутых общественных свершений. Но в отличие от светского

искусства религиозное усматривает в них чудо божественного

провидения, направляющего мысль, руку, глаз, слух художника.

Прежние достижения искусства на пути воплощения религиозной

проблематики, религиозные тексты, наставления религиозных пропо-

ведников, т. е. материализованный опыт предыдущей религиозной де-

ятельности (в том числе и в сфере искусства), становится

преимущественным источником религиозного искусства.

Различают религиозное искусство в широком смысле слова - как

имеющее религиозную направленность, но не связанное непосредст-

венно с культом, и в узком смысле - как включенное в систему куль-

та5.

Включенность в систему культа - свидетельство признания, одобрения того или иного художественного решения священнослужителями и, в конечном счете, верующими, т. е. путь обретения им

332

церковного статуса. Последний, как правило, закрепляется в официальном признании этого решения высшими авторитетами данной церкви: в постановлениях соборов, рекомендациях церковного руководства, одобрении от его имени и т. д. Прямое отношение к системе культа того или иного художественного решения (иконы, стихиры, распевы и

т. д.) повышало его значимость в глазах как верующего художника,

так и прихожанина храма. Евангельские и иные религиозные сюжеты

служили и служат основой образов христианского религиозного искус-

ства. Наряду с общечеловеческими нормами эти сюжеты закрепили

такие стороны бытия, как ограниченность, неравномерность, противо-

речивость (по характеру развития и результатам) преобразовательной

деятельности человека. Аналогичные процессы протекали и протекают

в художественном творчестве, связанном с системой индуистских,

буддийских, синтоистских религиозных образов, имеющих, как изве-

стно, многоплановые национально-региональные и историко-вре-

менные видоизменения, множественность прочтений. Сложнее

обстояло дело в религиозных системах, запрещавших изображения лю-

дей и животных (иудаизм, ислам и др.). Изобразительное искусство

специализировалось здесь на художественном воплощении мно-

гочисленных религиозных символов, сложных геометрических орна-

ментов, а также орнаментов, построенных на сочетаниях листьев,

цветов, плодов и т. д.

Во внерелигиозном искусстве встречается множество примеров

подобного эстетического осмысливания действительности. Но в отличие

от религиозного оно не ориентируется на требования культа и не

прилагает к проблемам человеческого бытия критерии, освященные ав-

торитетом трансцендентного начала. Религиозное же искусство

оценивает проявления человеческой активности по их отношению к

этому началу. Религия, с одной стороны, располагает системой идей,

образов и действий, способной стимулировать психологическое "про-

странство" личности, где приостановлено всевластие бездушия и бес-

сердечия, возможны высшая справедливость, доброта и милосердие. С