Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 59 из 104)

материальной, формальной, действующей и целевой. Первые две

причины находятся в самих вещах, последние - вне их. Материальная

причина, как и вся материя, лишена качественной и количественной

определенности; формальная выступает как принцип обретения ма-

терией конкретной определенности; действующая означает определен-

203

ную субстанцию в виде материи и формы, вызывающую какое-либо

движение, а затем и возникновение чего-то нового; целевая определяет

способ реализации действующей причины, она свидетельствует о на-

правленности Божьего плана.

Вещи, созданные Богом, рассматриваются как субстанции, о ко-

торых можно судить по их сущности и существованию. Все, кроме

Бош, состоит из сущности, т. е. из того, чем данное бытие является,

и из существования, т. е. из того, что определяет существование этого

бытия.

Многообразие окружающего мира неотомисты объясняют с

помощью идеи гилеморфизма (греч. "гале" - материя и "морфе" -

форма) или спецификой соотношения материи и формы. Первая для

них - метафизически понятая возможность, вторая - действитель-

ность. Материя - это неопределенная, бесформенная и пассивная, не-

способная к самодвижению и самосуществованию потенция. Чтобы

стать определенной субстанцией, превратиться из возможности в

действительность и вообще существовать, материи требуется причина,

находящаяся вне ее. В результате действия указанных выше четырех

причин форма конституирует содержание - субстанцию.

В гилеморфическом истолковании все сотворенное Богом образует

так называемую иерархию бытия. Первые объекты, характеризу-

ющиеся материей и формой,- минералы. Над неорганическим миром

возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой, че-

ловек и девять хоров "чистых духов" - ангелов. Человек, как и всякое

бытие, есть единство потенции и акта, материи и формы. Человеческая

бессмертная душа - это форма, определяющая бытие, человека. Она

более благородный элемент, нежели телесная организация, поскольку

принадлежит Богу.

Но как соотносится бытие Бога с сотворенным им бытием? Этот

вопрос неотомисты решают посредством признания аналогии Бога и

мира. Они исходят из того, что Бог и созданный им мир обладают

не единой и не противоположной природой, они суть аналоги. В силу

этого по свойствам всякого бытия можно составить определенное пред-

ставление о свойствах Бога.

Несмотря на то, что раскрытие любой категории онтологии имеет

целью обоснование бытия Бога, неотомисты, не останавливаясь на

этом, считают важной частью своего учения специальные доказатель-

ства его существования. Они повторяют аргументы, выдвинутые еще

Фомой Аквинским: от наличия движения в мире к существованию не-

подвижного перводвигателя; от причинной обусловленности всякой

вещи к наличию первопричины; от случайности вещей к признанию

абсолютно необходимого существа; от градации степеней совершенства

вещей к наличию абсолютного совершенства; от целесообразности в

природе к существованию сверхприродного разумного существа -

источника этой целесообразности.

204

Теория познания Последователи Фомы Аквинского утвержда-

ют, что именно их теория познания позволяет

именовать философию неотомизма реализмом. Основанием для этого

является признание ими существования независимой от человека

реальности и возможности ее познания, а также критика субъективно-

идеалистического понимания процесса познания.

Признание объективной реальности действительно является исход-

ной посылкой теории познания неотомизма, он признает значение

опыта в процессе познания, поскольку считается, что только опытным

путем у человека вырабатываются элементарные понятия. Но опыт

не дает знания нематериальной сущности вещей.

Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение

субъекта и объекта. Субъектом выступает бессмертная душа человека,

а объектом - сущность вещи: форма, идея. Таким образом, человек

познает не сами материальные объекты, а содержащиеся в них иде-

альные сущности. Материя выпадает из неотомистской гносеологии.

Более того, поскольку инертная и лишенная формы, а стало быть,

способности к саморазвитию материя не есть объект исследования, то

непременным условием процесса познания является освобождение от

материи (дематериализация формы). Процесс познания выглядит сле-

дующим образом. В результате воздействия "внешних бытии" на орга-

ны чувств человека у него возникают чувственные подобия вещей,

являющиеся посредниками между человеком и вещами. Эти позна-

вательные формы не тождественны самим вещам, ибо, по термино-

логии Фомы Аквинского, "они не то, что мы видим", а то, "посредством

чего мы видим". На основе данных форм у человека возникают образы

вещей, понятия, слова, являющиеся конечным результатом познания.

Указанный посредник особождает форму от материи, и сущность вещи

в неотомистском понимании становится доступной человеческому

разуму, разум может воспринимать нематериальную форму вещи.

Рациональное неотомистское познание - своего рода приобщение к

"разуму Бога".

Вплоть до II Ватиканского собора (1962 - 1965) неотомизм вы-

ступал как единственная философская основа не только теории бытия

и теории познания, но и социального учения официального ка-

толицизма. Однако уже на первых сессиях собора многие теологи отме-

чали, что неотомизм стал тормозом на пути католицизма к

обновлению. Церковь, доказывали они, поддерживая только нео-

томизм, отрезает себе пути к использованию других, более дееспо-

собных и современных философских систем.

Внутрицерковная критика неотомизма, как правило, ведется с

целью очищения его от всего анахроничного и обогащения элементами

других философских систем. В результате тот неотомизм, который су-

ществует ныне и признается официальной церковью, есть только

205

"ассимилирующий неотомизм", т. е. активно воспринимающий и

приспосабливающий к потребностям католицизма идеи

экзистенциализма, феноменологии, позитивизма и даже отдельные

элементы марксизма. Отдельные элементы указанных философских

направлений можно обнаружить, в частности, в последних энцикликах

папы Иоанна Павла П.

§ 2. Неоавгустинизм

Видное место в католической философии наряду с неотомизмом

занимает неоавгустинизм. Многочисленные неоавгустинистские школы

["философия духа" Р. Ле Сенна; "философия действия" М. Блонделя

(1861 - 1949); католический экзистенциализм Г. Марселя (1889 -

1973), персонализм Ж. Лакруа (1900-1986) и др.] объединяет

приверженность к следующим принципам: признание достаточности

внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира;

учение о непосредственном отношении между Богом и человеком;

выдвижение на первый план эмоционально-интуитивных средств поз-

нания действительности; сосредоточение внимания на проблемах

отдельной личности.

Теория познания В то время как неотомизм допускает

рациональные доказательства догматов

христианства, неоавгустинизм исходит из того, что рациональные ар-

хументы не достигают своей цели. Главный недостаток неотомистской

апологетики, по мнению неоавгустинистов, заключается в том, что она

представляет религию в виде отвлеченных истин, к которым приходят

в процессе познания. Но вера, согласно их концепции, не познание,

а личностный, неповторимый опыт приобщения к религии и встречи

с Богом.

Ориентация на интуитивно-эмоциональные пути познания Бога

приводит к иррационалистическому учению о предмете и возможно-

стях науки и философии. Неоавгустинисты признают способность разу-

ма познавать действительность, создавать научную картину мира,

однако устанавливают жесткие границы применения разума и науки.

Наука объявляется низшей ступенью познания, ее предмет - мир на-

блюдаемых явлений, она не возвышается до постановки вопросов о

сущности бытия. Эмпирическое наблюдение, абстрагирование и обоб-

щение приносят положительные результаты только в исследовании

объективного мира, но непригодны для познания внутреннего мира

личности.

Неоавгустинисты выступают за расширение рамок познания и

признание в качестве адекватного способа постижения личности так

называемого экзистенциального (лат. existentia - существование)

206

опыта. Специфика познания в экзистенциальном опыте раскрывается

через понятия "таинство", "вовлечение", "вера".

Говоря о познании мира, неоавгустинисты фактически имеют в

виду интерпретацию в моральном плане личностного существования.

Таким подходом располагает только философия, она представляет со-

бой продукт индивидуального творчества мыслителя, посредством ко-

торого он выражает прежде всего свою личность, а не некое

объективное содержание, оцениваемое с помощью логических

критериев. Каждая личность создает свою философию. Сколько лично-

стей, столько может быть и философских истин.

Центральной проблемой философии неоавгустинисты считают

отношения Бога и человека. Они утверждают, что погружение в недра

собственного "я" создает пропасть между личностью и миром, кон-

кретным существованием человека и бытием в целом. Чтобы избежать

этого дуализма, необходимо, по их мнению, объединяющее начало,

которым может быть только Бог.

Учение о бытии Благодаря интуиции человек осознает себя

связанным с чем-то общеобязательным, пре-

восходящим его, и обнаруживает присутствие бытия. Это бытие на-

деляется всеми свойствами христианского Бога: вездесущностью,