Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 30 из 104)

гораздо раньше.

В стране распространялось и конфуцианство. Конфуцианские идеи

культа Неба нашли благодатную почву для восприятия их в среде цар-

ской элиты и ее аристократического окружения, культивирующих свое

"неземное", "божественное" происхождение. Стремлению к власти

родовых кланов в полной мере соответствовала этическая программа

конфуцианства с ее четким иерархическим делением общества и стро-

гой фиксацией в нем места и обязанностей каждого. Особое внимание

японца привлекал в конфуцианской этике принцип сыновней

почтительности и сыновнего долга - для низших слоев этот принцип

однозначно реализовывался в культе предков, для высших столь же

однозначно - в беспрекословном и всеобъемлющем подчинении под-

данных "божественной" династии правителей.

102

Конфуцианские идеи были широко использованы при конкретном

воспроизведении на японской почве заимствованных с материка го-

сударственных институтов, но в борьбе за власть для Cora приоритет

приобрел буддизм. После победы дома Сога в 587 г. начинается

широкое распространение буддизма, строятся многочисленные

буддийские монастыри и храмы, им предоставляются земли, рабы, вы-

деляются значительные средства из казны.

Будды и бодхисаттвы наделялись теми же магическими свойствами,

что и ками, к ним обращались с конкретными просьбами: исцелить

от болезней, послать богатый урожай, защитить от зла, быть охраните-

лем какой-либо местности, деревни и т, д. В обширном пантеоне

синтоизма к этому времени появилось деление богов на "небесных и

земных", отражающее стремление царей Ямато укрепить свой

религиозный престиж: "небесные" боги, проживающие в "Небесной-

стране", объявлялись прародителями царского дома, "земные" - пра-

родителями завоеванных, подчиненных родов. Будды и бодхисаттвы

естественно вошли в этот пантеон как новые боги. В то же время сфера

отношений разных слоев населения и природы принадлежала синто.

Синто, возникшее как религиозная практика земледельческой

общины, было отражением коллективных воззрений и просьб, буддизм

же имел в виду отдельного человека, апеллировал непосредственно к

личности. Местные верования и буддизм поделили между собой

жизненную практику японца: светлые радостные события - рождение,

вступление в брак - остались в ведении родовых богов, возглавляемых

"солнечной" богиней Аматэрасу; смерть, трактуемая синто как сквер-

на, взял под защиту буддизм, представив концепцию "возрождения",

"спасения в раю Будды". .

Так постепенно происходило слияние двух религий - синкретизм,

в японской терминологии "рёбусинто" - "путь буддизма и синто". Не-

маловажное значение имела правительственная деятельность, оказы-

вающая официальную поддержку местным культам. В кодексе законов

"Тайхорё" (701) отмечалось создание специального ведомства

дзингикан (Управление по делам небесных и земных божеств), в

функции которого входила синтоистская обрядность во время государ-

ственных религиозных торжеств и контроль за деятельностью крупных

государственных святилищ. Другим способом поддержки взаимо-

действия двух религий были правительственные указы о местных ками

- как защитниках буддийских божеств. По указу Сётоку происходит

соединение синтоистского и буддийского ритуалов даже в такой глав-

ной и сокровенной церемонии, как "вкушение плодов нового урожая",

-на нее приглашаются буддийские монахи. Показательно и соору-

жение громадной статуи будды Вайрочаны при строительстве храма

Тодайдэи в Нара, когда перед началом работ испросили "совет" у Ама-

тэрасу. Местные синтоистские боги "подсказали" место на севере стра-

ны, где было добыто недостающее для отливки статуи золото. Но

103

высшей формой религиозного синкретизма являлась концепция

"хондзи суйдзяку", согласно которой божества синтоистского пантеона

могут рассматриваться как временное воплощение будд и бодхисаттв.

Так, солнечная богиня Аматэрасу стала воплощением будды

"Бриллиантового света" Вайрочаны.

Тэнноизм Этапом развития синто стало возникновение

концепции "Исэ синто", главной целью кото-

рой было укрепление культа императора. Одной из причин появления

этой концепции явилось усиление авторитета и влияние святилищ,

особенно Исэ дзингу, в период и после монгольского нашествия (1261

- 1281). Тогда небывало возрос культ "обитавшей" в Исэ "пра-

родительницы" императорского дома Аматэрасу, оказавшей помощь

своим потомкам -божественный ветер "камикадзе", дважды разметав

флот нападающих, отвратил угрозу. Развитие "Исэ синто" во второй

половине XVI в. привело к возникновению нового культа, допуска-

ющего обожествление какого-то лица при жизни, при этом основанием

была не принадлежность к императорскому роду, а крупные

политические и общественные деяния. Это отражало общую ситуацию

в стране, сложившуюся еще в конце XII в., когда к власти пришло

военно-феодальное дворянство (самураи), фактически сделавшее

власть императорского дома номинальной, ограничив ее сферой культа

синто. Феодальный диктатор Ода Нобунага (1533 - 1572), боровшийся

за объединение страны, объявил себя богом и потребовал поклонения

себе как ками. Обожествлен был ц его сподвижник диктатор Тоётоми

Хидэёси (1536 - 1598). По завещанию сегуна (главы военно-феодаль-

ного правления) Токугава Изясу надлежало построить несколько

святилищ и часовню для поклонения его духу.

В период правления токугавской династии (1603 - 1687)

различные течения конфуцианства обогащали синто этическими иде-

ями, создавая широкую основу для активизации синто - конфуциан-

ского синкретизма. Складывались школы, ставившие задачу на

историческом материале обосновать культ и институт императорской

власти. Опираясь на древние мифологические своды, эти школы раз-

вернуто и скрупулезно излагали идею достоверности происхождения

и действий божественной династии японских императоров, под-

черкивали роль "тэнно" (императора) как источника и носителя

"национальной" самобытности. Возрождалась забытая мудрость древ-

него "Пути" - "мити" (кит. "дао") Японии, восстанавливался "синто

древности" ("фукко синто").

Идеи защиты императора, реставрации императорской власти

стали идеологической основой оппозиционного движения за свержение

системы сёгуната.

Открытие страны в середине XIX в. после двух с половиной веков

затворничества и появление иностранцев, поток западной культуры,

104

хлынувший в страну, углубили кризис феодального общества и

ухудшили положение большинства населения. Лозунг "сонно дзёи"

("почитание императора, изгнание варваров"), выдвинутый учеными

школы Мито в начале XIX в., прежде всего ее видным представителем

Аидзава Сэйсисай (1781 - 1863), нашел отклик и поддержку в разных

социальных слоях, в том числе в оппозиционных кругах самурайства.

Антииностранное и антисёгунское движения сомкнулись под одним ло-

зунгом. Многотысячные выступления против сёгуната были начаты

паломниками в синтоистские святилища осенью 1867 г. и стали первым

этапом буржуазной революции Мэйдзи (1867-1868).

Завершение борьбы, приведшей к крушению системы сёгуната и

реставрации императорской власти, означало выбор нового пути - мо-

дернизацию страны, трансформацию всей общественной жизни, в том

числе и сферы религиозного сознания. Однако для выполнения пос-

тавленных задач новым правительственным органам приходилось

считаться с исторически сложившейся традиционной структурой

национального общественного организма, в том числе и спецификой

самобытной культуры. Оптимальным представлялся принцип "вакон

ёсай" - "японский дух, европейские знания".

В марте 1868 г. был опубликован указ о возвращении к единству

системы религиозного ритуала и управления государственными делами

(единству религии и политики). Был восстановлен дзингикан - Уп-

равление по делам небесных и земных богов; 660 год до н. э. - дата

восшествия на престол императора мифологического периода японской

истории Дзимму - объявлен началом летоисчисления от "основания

Японской империи". Одновременно для повышения религиозного и

политического авторитета императорского дома стала восстанавливать-

ся древняя синтоистская обрядность. Культ императора - тэнноизм -

стал центром государственного синто, фактически заменившего мно-

жество богов одним "живым богом". Теоретическим обоснованием тэн-

ноизма стал сложный комплекс понятий - "кокутай" (в

приблизительном переводе "национальная сущность", в дословном -

"тело государства"). Компоненты кокутай - это "божественное"

происхождение японцев и их государства, непрерывность в веках импе-

раторской династии, национальная самобытность, воплощающаяся в

особом характере японца с его моральными добродетелями, вернопод-

данностью и сыновней почтительностью. Идеологи тэнноизма, исполь-

зуя традиционную концепцию "гармоничного государства",

содействовали укреплению националистических тенденций, а в конеч-

ном счете - в готовящихся войнах - освящению милитаризма (про-

пагандой "божественной миссии" - "хакко ити у" - "весь мир под

одной крышей").

В целом комплекс государственного синто включал: династийный

синто, являвшийся достоянием императорской семьи; тэнноизм -

культ императора; храмовый - в котором существенно почитание как

105

общеяпонских, так и локальных богов; домашний - с камиданом -