Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 34 из 104)

его приспособление к местным условиям, освоение местных культов.

Основные идеи Учение буддизма изложено в ряде ка-

и направления буддизма нонических сборников, центральное место

среди которых занимает палийский канон

"Типитака" (или "Трипитака" - "Три корзины").

По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение

различных комбинаций или "потоков" нематериальных частиц -

дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека,

животного, растения, камня и т. д. После распадения соответствую-

щего сочетания наступает, смерть, но дхармы не исчезают бесследно,

а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение

индивида в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости

от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений

(сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен

стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих стра-

дания, означает достижение нирваны - состояния покоя, блаженства,

слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно

лишь при ведении добродетельной жизни.

Основу учения составляют "четыре великие истины", которые, сог-

ласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его "прос-

ветления". Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2).

причина всех страданий - желания, 3) страдания можно прекратить

путем избавления от желаний, "погашением" последних, а для этого

необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам "правильного

поведения" и "правильного знания".

"Правильное поведение" означает жизнь в соответствии со следу-

ющими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип

ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дур-

манящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линией

поведения должен быть аскетизм, и поэтому буддийским монахам за-

116

прещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели,

пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом ж

серебром; а также есть после полудня. "Правильное знание" подра-

зумевает самоуглубление и внутреннее созерцание - медитацию.

"Правильное поведение" и "правильное знание" позволят человеку

постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь

нирваны.

По, буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию

истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда

(он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам

по себе), а также бодхисаттвы - существа, которым осталось сделать

последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают

сознательно, помогая людям обрести спасение.

Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского

происхождения (например, Брахма), так и пришедших из верований

неиндийских народов, принявших буддизм.

Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его рас-

пространения, оформились к началу нашей эры в два направления:

"узкий" путь спасения - хинаяна и "широкий" - махаяна. В хиваяне

путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское

состояние; соответственно возрастала роль совершенствования в

учении, коллективного знания; относительно простой была обрядность,

менее значим и сложен пантеон; идеалом праведника является архат,

т. е. человек, добившийся освобождения от всего мирского путем ухода

в монашескую общину - сангху. Крайний аскетизм отличает обрядо-

вую сторону хинаяны. В махаяне допускалась возможность спасения

мирянина, в особенности под руководством сострадательного бодхисат-

твы; соответственно возрастала значимость молитвы, эмоциональной,

иррациональной связи с высшими существами, обряда, усложнялся

пантеон.

Если в III - I вв. до н.э. буддизм распространялся за пределами

Индии в южном и юго-восточном направлениях в основном в форме

учения хинаяны, то с рубежа нашей эры начинается его движение

на север, северо-запад, а затем ж на северо-восток, причем в форме

махаяны. Этому способствовало объединение на несколько веков в

единой Кушанской державе Северной Индии, Средней и Центральной

Азии. Именно через Центральную Азию буддизм проник на Дальний

Восток, где обрел вторую жизнь. В самой Индии, выдержав конку-

ренцию в соперничестве с типологически близкими учениями и шко-

лами, такими, например, как учение адживиков или религия

джайнизма, буддизм начал быстро вытесняться индуизмом, претер-

певшим существенные изменения, многое заимствовавшим от

буддизма, а главное - прочнее связанным с укрепившимся в Индии

кастовым строем. Буддизм исчез на века из Индии под ударами му-

судаШнсшх завоевателей, целенаправленно разрушавших последние

117

оплоты буддийской учености - монастыри-университеты. Уцелевшие

монахи, спасая себя и драгоценные рукописи, бежали в Непал и Тибет,

Буддизм в Шри-Ланке Утверждение буддизма в Шри-Ланке в каче-

стве государственной религии и создание

буддийской сангхи относится к III в, до н. э. В Шри-Ланке получило

преимущественное распространение учение тхеравадинов - хинаяна.

В I в. до н. э. ланкийскими монахами был записан на языке пали

буддийский канон "Трипитака" и комментарии к нему.

В первые века нашей эры на Ланку проникли и получили довольно

широкое распространение идеи различных махаянистских школ, а так-

же; индуизма, которые буддизм тхеравады постепенно впитывал в себя,

наряду с представлениями и практикой добуддийских местных культов.

Данные палийских хроник и эпиграфики свидетельствуют о

процессе огосударствления буддизма, с одной стороны, и приобретения

государством целого ряда теократических черт - с другой. Сангха со-

стояла из нескольких противостоящих друг другу групп. В XIII - XIV

вв. произошло объединение разрозненной буддийской общины под

единым руководством сангхараджи - главы сангхи, однако это круп-

ное преобразование в религиозной жизни острова не погасило разног-

ласий между группировками буддийского монашества, приверженными

различным, буддийским школам.

Тем не менее, сангха Шри-Ланки оставалась на протяжении

столетий в глазах буддийского мира хранительницей учения тхе-

равады, и буддийские монахи Бирмы, Сиама и Камбоджи приезжали

на остров для изучения хранившихся там священных текстов и про-

хождения высшего обряда посвящения - упасампады, а возвратясь

в свои страны, основывали там буддийские общины по ланкийскому

образцу. Ланкийский буддизм фактически принимал кастовую

организацию общества. На рубеже XIX - XX вв. процесс диффе-

ренциации буддийской общины по кастовому принципу был

практически завершен: количество подгрупп сангхи достигло числа

каст ланкийского общества. Буддийская сангха Шри-Ланки поныне

состоит из трех основных направлений (Сиам-никая, Амарапура-

никая, Раманния-никая) и более чем 20 подгрупп. Численность мо-

нахов превышает 20 тыс.

На современном этапе сангха непосредственно вовлекается в

политическую борьбу, происходит дифференциация буддийского мо-

нашества, основанная на расхождениях идейно-политических позиций-

и различно партийной принадлежности. Отстаивая принцип

привилегированного положения буддизма в стране и возводя его в ранг

государственной политики, представители различных сил внутри

сангхи по-разному понимают ее призвание. Одни утверждают, что в

задачи буддийской общины входят не поиски новых путей, а рестав-

118

рация исторически проверенных и хорошо известных методов доко-

лониального управления, другие рассматривают буддизм как неотъ-

емлемую часть концепции сингальского национализма, третьи

являются сторонниками "синкретических" ориентации и т. д.

В Шри-Ланке существуют культурно-просветительские и общест-

венно-политические организации буддистов вне структуры сангхи, ко-

торые объединяют как мирян, так и монахов. Буддийская сангха

Шри-Ланки, мирская активность которой растет, представляет собой

реальную силу, оказывающую заметное влияние на политическую

жизнь в стране и формирование массового сознания.

Буддизм в Индокитае Буддизм является преобладающим вероиспо-

веданием в странах Индокитайского полуост-

рова, где сосредоточено свыше 94% буддистов Юго-Восточной Азии.

Самые крупные общины буддистов находятся в Таиланде, Вьетнаме,

Мьянме, Камбодже, Лаосе. Около 80% жителей Индокитайского полу-

острова исповедуют буддизм. Во всех странах, кроме Вьетнама, рас-

пространен буддизм толка тхеравады, во Вьетнаме - махаяны.

Буддизм проник в Юго-Восточную Азию в первые века н. э. из

Южного Индостана и длительное время сосуществовал с индуизмом,

играя второстепенную роль. По мере распространения в ранних го-

сударствах Юго-Восточной Азии буддизм подвергался определенным

изменениям, приспосабливаясь, с одной стороны, к индийским культам

(вишнуизму и шиваизму), освящавшим царскую власть, с другой сто-

роны, к местным, в том числе анимистическим, верованиям. С конца

XII в. влияние индуизма падает, позиции буддизма постепенно

усиливаются. В XIII - XV вв. в буддизме стран Индокитайского полу-

острова возобладало тхеравадское направление. Утверждение тхерава-

ды знаменовало собой формирование моноэтнических государств,

переход от индуизированных аристократических верований к массовой

религии, которая в большей степени отвечала запросам феодальных

обществ.

В позднем средневековье и начале нового времени роль буддизма

в общественно-политической жизни государств Юго-Восточной Азии