Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 29 из 104)

вершение бытия. Постижение дао недоступно для органов чувств. Дао

- это "изначальная пневма", проявляется лишь через силу дэ (до-

бродетель). Задача подвижника - познать дао, встать на путь "есте-

ственности", под которой имеется в виду "гармония мира" - слияние

человека с природой.

Другим важным понятием даосизма выступает "недеяние" -

отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естест-

венным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель

упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает

смуту. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое

целое, стремится к гармонизации противоречий.

По "Чжуан-цзы", жизнь и смерть лишь ступени всеобщей мета-

морфозы. Человек-микрокосм, как и универсум, вечен: со смертью его

физического тела дух растворяется в мировой "пневме". Бессмертие

достигается путем слияния с дао как источником жизни с помощью

религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга,

сексуальной гигиены, алхимии и т. п.

Отшельники-даосы уединялись на лоно природы и стремились

слиться с нею для достижения гармонии. Достижение бессмертия и

в минимальном варианте долголетия предусматривало, во-первых,

"питание духа". Человек рассматривался даосами обиталищем мно-

гочисленных духов, скоплением божественных сил. Этой системе-те-

лесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели

счет добрых и плохих дел и определяли, срок жизни человека, призы-

вали блюсти заповеди, быть добродетельным. Во-вторых, условием

долголетия является "питание тела" - соблюдение строжайшей диеты

(идеально для даосских мудрецов - питаться собственной слюной и

вдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика, привлекающая в

организм животворящий эфир.

Философские построения, древнего даосизма стали фундаментом

религиозного учения даосов в средние века как части синкретического

комплекса "трех учений", наряду с конфуцианством и буддизмом.

Видными представителями средневековой даосской мысли были Гэ Хун

(IV в.), Ван Сюаньлань (VII в.), Ли Цюань (VIII в.), Тянь Цяо (Тань

Цзиншэн) (X в.), Чжан Бодуань (XI в.). Конфуциански образованная

интеллектуальная элита проявляла интерес к философии даосизма,

особо привлекал древний культ простоты и естественности: в слиянии

4*

99

с природой обреталась свобода творчества. Внимание к даосизму осо-

бенно усилилось после падения династии Хань, когда конфуцианство,

как официальная религия, исчерпала свои возможности. Даосизм

воспринял некоторые черты философии и культа буддизма в процессе

адаптации последнего к китайской почве: буддийские понятия и фило-

софские концепции переходились в привычных для китайцев даосских

терминах. Даосизм воздействовал на развитие неоконфуцианства.

Эволюция Даосизм оккультный, связанный с магией и

верований и институтов физиогномистикой, привлекал широкие на-

родные массы и часто был объектом нападок

со стороны властей, видевших в нем выразителя бунтарско-

эгалитаристских традиций. Даосские воззрения становились идейной

базой тайных обществ ("Путь Великого равенства", "Учение Белого

лотоса" и др.) и знаменем крестьянских выступлений (например, вос-

стания "Желтых повязок" в 184 г.).

Разработав учение о Западном рае, месте обитания богини Сиванму

- нерожденной Матери, прародительницы всех людей, даосы обосно-

вывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости. По-

пулярность этих идей усиливалась и тем, что их сторонники были

врачевателями, гадателями, предсказителями.

Даосская религия восприняла древние анимистические верования,

культ Неба и культ святых мудрецов. Выйдя из недр народных ве-

рований, даосизм средневековья был неразрывно связан со всеми ас-

пектами быта и духовной культуры китайцев. Даосы верили в царство

демонов, где мучились души грешников, и населенные божествами Не-

беса, уготованные для праведников. В средние века учение о бес-

смертии обернулось культом долголетия, а доктрина дао как источника

жизни - культом многодетности, богатства и т. п.

Ярким выражением синкретизма стал пантеон даосизма, вклю-

чавший в .иерархию божеств легендарных правителей, мифических ге-

роев и мудрецов, видных представителей конфуцианства, различных

исторических деятелей. Наибольшей популярностью пользовались

поборники справедливости и правого дела - восьмерка бессмертных

мудрецов, наделенных чертами людей и волшебников.

Во II в. возникает институциализированное направление "Путь не-

бесных наставников". Первый его глава - Чжан Даолин (I - II в.)

якобы получил откровение от Лао-цзы и право быть его наместником

на земле. Его титул "Небесного учителя" передается в роду Чжан по

наследству, вплоть до настоящего времени. В IV в. возникали даосские

школы "Высшей чистоты" и "Духовной драгоценности". Они уделяли

значительное внимание приемам медитативного созерцания.

С IV - VI вв. многие положения даосского учения подверглись

пересмотру и все более пользовались официальным признанием. Стала

создаваться обширная иерархически построенная организация. Был

100

выработан даосский канон. В V11 - VIII вв. возник институт мона-

шества ж монастыри. В VII в. на севере Китая появляется много школ,

и одна из них - "Учение совершенной метины" - сохранилась до

наших дней.

Поздние даосы пытались превратить свое учение в государственную

религию. Они разработали по буддийскому образцу заповеди, сос-

тавили список заслуг и проступков добропорядочных подданных. Са-

мые суровые кары полагались за государственную измену и бунт.

Танский дом вел свое происхождение от официально обожествленного

Лао-цзы.

Даосизм оказал сильное влияние на культуру, на традиционные

формы знания. Занятия алхимией способствовали накоплению богатого

эмпирического материала в области химии, в традиционной медицине,

как в теории, так и на практике: в иглотерапии, фармакологии. Да-

осские сочинения сохранили рецепты лекарств, описание свойств ме-

таллов и минералов.

В наше время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане

и среди китайских эмигрантов. Религиозные синкретические группы,

практикующие и даосизм, подверглись в КНР разгрому в 1960-х годах,

а с начала 80-х активно восстанавливают свое влияние почти пов-

семестно, и особенно на периферии. Активно действующие храмы бо-

жеств китайского пантеона обслуживают шаманы-медиумы,

гомеопаты, предсказатели судьбы, хироманты, физиогномисты. Да-

осские храмы, монастыри и святые места посещают сотни тысяч ве-

рующих.

§7. Синто

Формирование синто Синтоизм сложился в VI - VII вв. Термин

"синто" ("путь богов") появился в средневе-

ковье. Мифологическая традиция, содержащаяся в первых японских

письменных памятниках, отразила сложный путь формирования систе-

мы синтоистских культов, в которую вошли божества племен Север-

ного Кюсю, пришедших в Центральную Японию, и боги обитавшего

здесь аборигенного населения.

Местные боги были потеснены, верховным-божеством стала "сол-

нечная" богиня Аматэрасу, "создавшая" японские острова и

отправившая на землю своего мужа Ниниги, положившего начало "бо-

жественной" императорской династии.

Первостепенное значение для древнего японца имели родовые бо-

жества- "удзигами" ("удзи" - род, "ками" - божество). В функции

"удзигами" входило охранение рода, покровительство жизни и разно-

образной деятельности его членов. Помимо родовых божеств большое

значение имели божества - повелители природных стихий: землетря-

101

сений, ураганов, дождя и снега, а также многочисленные ландшафтные

божества, которыми японец населял весь окружающий мир. Любая го-

ра, холм, лес, река, водопад имели своего ками - бога-охранителя,

сила действия которого, распространялась именно на этот район и, как

правило, здесь превышала возможности главных божеств синтоистско-

го пантеона.

В культе богини Аматэрасу три "божественные" регалии - зерка-

ло, меч и яшмовые подвески. Согласно мифологической традиции,

богиня солнца передала их своему внуку Ниниги, отправляя его на

землю с наставлением - освещать весь мир и править им, покоряя

непокорных. Возникла также приспособленная к жизненной практике

трактовка регалий как символов важнейших добродетелей: зеркало -

символ честности, яшмовые подвески - сострадания, меч - мудрости.

Наивысшее воплощение этих качеств приписывалось личности импе-

ратора. Главным синтоистским храмовым комплексом стало святилище

в Исэ - Исэ дзингу (основано, по-видимому, в конце VII в.). Исэ

дзингу считается, святилищем Аматэрасу, где отправляется ее культ

как верховного божества и божества-прародителя императорского до-

ма, а через него и всех японцев.

Синкретизация В конце V - начале VI в. в Центральной

Японии усилилась, борьба между главами

родов за влияние в общеплеменном объединении. Активизировался и

расширялся процесс перехода от раннеклассового общества к ранне-

феодальному. Наибольшего обострения междоусобная борьба достигла

во взаимоотношениях родов Сога и коалиции военного клана Мононобэ

с жреческим - Накатоми. В стремлении к власти Сога использовали

иноземную религию - буддизм. Первые упоминания в источниках о

проникновении буддизма относятся к началу VI в. В 538 г. посольство

корейского королевства Пэкче, прибывшее в Ямато, преподнесло царю

несколько буддийских сутр и статую основателя буддизма Шакья-

Муни, однако сведения о буддизме были известны населению Ямато