Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 84 из 104)

Фрейдистское направление Основателем данного направления является

австрийский философ, психотерапевт

3. Фрейд. В своих работах он не только касается сущности религии,

но и обращает внимание на психологическую природу атеизма. Если

религия возникает из беспомощности человека перед противостоящими

явлениями природы и внутренними, присущими ему инстинктивными

силами, то атеизм коренится в их продуктивном преодолении. Осво-

бождение от религиозных иллюзий происходит по мере того, как че-

ловек искореняет свою инфантильную беспомощность, превращаясь в

самостоятельную, сознательную личность.

3. Фрейд не считает религию основой нравственности. Человек дол-

жен положиться на свои собственные силы. Только человек, осво-

бодившийся от власти авторитетов, может правильно употребить

разум, объективно понять мир и свою роль в нем, не впадая в иллюзии.

3. Фрейд выступает против религиозного воспитания, считая, что оно

препятствует умственному развитию индивида.

Среди представителей неофрейдизма особенно большую роль играл

Э. Фромм, воззрения которого поддерживают многие современные сво-

бодомыслящие. Он резко выступает против авторитарной религии -

религии отчужденного человека. Ей он противопоставляет гу-

манистическую религию, которая концентрируется на самом человеке

как высшей ценности. В ее основе лежит вера в его возможности, в

силу разума. При ней человек получает настоящую свободу и сам отве-

чает за свою судьбу.

Атеистический Позиция атеистического экзистенциализма

экзистенциализм наиболее отчетливо прослеживается у фран-

цузского философа Ж.-П. Сартра (1905 -

1980) в его работах "Экзистенциализм- это гуманизм", "Бытие и

ничто" и др. Ж.-П. Сартр в центр внимания ставит вопрос о поисках

личностью исторической самостоятельности, возможностей реализации

и развития своей активности. Главное для человека самому быть Бо-

гом, "нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее

задумал"57. В его работах постоянно прослеживается идея об абсолют-

ной свободе человека, которая противопоставляется идее божествен-

ного провидения. Человеческая свобода, являющаяся фундаментальной

и неотъемлемой характеристикой человеческого бытия, несовместима

с активностью Бога. Но в то же время, по Ж.-П. Сартру, свобода

291

- тягчайший груз, который человек постоянно несет до самой смерти.

Человек осужден быть свободным. По его мнению, "даже если бы бог

существовал, это ничего бы не изменило... суть дела не в том, су-

ществует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто

не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство

существования бога"58.

Нигилизм Нигилистическое направление в современном

свободомыслии берет свое начало от

Ф. Ницше (1844-1900) - автора "Так говорил Заратустра", "По ту

сторону добра и зла", "Антихристианин" и т.д. Ницшеанство

сложилось в 70 - 80-е годы XIX в. До сих пор оно имеет множество

последователей.

Сам Ф. Ницше характеризует свою философию как "нигилизм",

считая, что он стоит у порога истины, добра и гуманизма. Ф. Ницше

различает два типа нигилизма - пассивный и активный: пассивный

- знамение слабости, регресса воли и духа; активный является "зна-

ком повышенной мощи воли и разума". Все прежние цели и ценности,

идеалы и верования перестали соответствовать требованиям будущего

дня, необходима "свобода воли" и "творческая интуиция", с помощью

которых произойдет прорыв в будущее. "Бог умер", говорит Ф. Ницше,

отсюда необходима переоценка всех ценностей, в частности

христианских. Философ считает, что христианство расслабляет чело-

века, делает его безвольным. Ему он противопоставляет новую

"религию религий", основу которой составляет идея вечного возвра-

щения. В результате вечного возвращения появляется сверхчеловек,

который является единственной целью всего человечества. Основная

ценность сверхчеловека - воля к власти: "Господствовать -и не быть

больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить

человека"59.

Секулярный гуманизм Среди современных свободомыслящих боль-

шое влияние имеет теория секулярного гу-

манизма, представленная в работах американского философа

П. Куртца (род. 1925). В своих трудах "Трансцендентальное иску-

шение", "Критика религии и паранормальное", "Полнота жизни" и

других ученый ставит вопросы о сущности религии, показывает ее

связь с мистикой. Изучая причины возникновения веры в Бога, он

отмечает, что эта вера глубоко коренится в обычаях и традициях,

обусловленных социальными и культурными условиями, в которых

живут народы. Одну из причин существования религии ученый

видит в склонности людей к магическому мышлению и готовности

принять его. Религиозные системы, согласно ему, есть творческий

продукт идеализированного воображения, в котором люди топят

свои мечты и слезы.

292

Эволюционный гуманизм Английский философ, биолог, один из

активных деятелей современного международ-

ного движения свободомыслящих Дж. Хаксли (1887 - 1975) заложил

основы эволюционного гуманизма. По его мнению, религия является

органом психосоциальной организации человека, касается проблем че-

ловеческой судьбы, эволюционирует вместе с развитием человека и

общества. В труде "Религия без откровения" Дж. Хаксли подчеркивает,

что появление религиозных воззрений обусловлено определенными

обстоятельствами, вытекающими из связи человека с природой, а на

более высокой ступени - с обществом. В своих трудах он проводит

сравнительный анализ религии различных народов на разных ступенях

развития древних культур. Цель подобного исследования состоит в же-

лании понять психологические механизмы, которые лежат в основе

религиозного опыта, а также показать, какое место занимает религия

в жизни общества и человека. Ученый указывает на сходство между

человеческим единством и единством религиозных систем. По его

мнению, в современном обществе необходимо создать "новую

религию", которая должна иметь дело с реальным миром и основы-

ваться на общечеловеческих ценностях. В "новой религии" не будет

элементов сверхъественного, она будет связана с "чистой" силой интел-

лекта и логикой. Такую религию он называет "эволюционным гу-

манизмом", имея в виду, что в ней соединятся идеи гуманистической

этики и теория эволюции.

Натуралистический гуманизм Концепция натуралистического гуманизма

разработана американским философом К. Ла-

монтом (род. 1902). По его мнению, все существующее в этом мире

является продуктом естественного развития без какого-либо сверхъ-

естественного вмешательства. Натурализм, подчеркивает К. Ламонт,

рассматривает человека, землю и Вселенную как часть великой

природы. В трудах "Иллюзия бессмертия. Философия гуманизма",

"Свобода положительного выбора" в противоположность религиозной

доктрине К. Ламонт утверждает, что человек является продуктом есте-

ственной и социальной эволюции. К. Ламонт выступает против теории

личного бессмертия человека; потусторонний мир есть не что иное,

как земной мир, перенесенный воображением человека на небо, а бес-

смертие души - это продолжительная жизнь человека в памяти лю-

дей. Но, отрицая любой вид личного бессмертия, он утверждает

бессмертие человечества.

Защита свободы мысли Хотя "в зарубежных странах существует раз-

и совести ное правовое положение церкви, государства

и школы, философское решение проблем сво-

боды совести среди свободомыслящих сходно: они продолжают

антиклерикальные традиции, присущие всему предшествующему сво-

293

бодомыслию. Современные свободомыслящие выступают за отделение

церкви от государства и школы от церкви. В США, например, активно

действует "Американский союз борьбы за отделение церкви от госу-

дарства". Одну из своих задач он видит в том, чтобы дать человеку

нетеистическую веру, воспитать его в светском духе, высоко мораль-

ным. Именно нравственное воспитание даст возможность создать луч-

шую жизнь.

Раздел пятый

ДИАЛОГ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, МИРЕ

Глава XXII

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ

Понятие мировоззрения Значение мировоззрения в жизни человека

обусловлено его разумностью, тем, что его

взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необ-

ходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной

среде порождает у каждого человека, у социума, человечества в целом

потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в

нем, на смысл и цель жизни.

Развитые системы современных мировоззрений включают в себя

в обобщенном виде философские, социальные, естественнонаучные, эс-

тетические и этические, антропологические, политические и прочие

взгляды, а также ориентации и установки, определяющие поведение

и действия людей. В мировоззрении выделяются познавательные, цен-

ностные и нормативно-поведенческие компоненты. Любое мировозз-

рение - это не набор взглядов и сведений, но определенная

целостность, система. В нем отражается стремление увидеть мир как

упорядоченное целое, включающее человека, а также сам человек со

всем его духовным миром - знаниями, нравственными, художествен-

но-эстетическими, жизненно-практическими переживаниями. Иначе

говоря, в мировоззрении отражается интеллектуальный и эмоциональ-

ный опыт людей, их миропонимание и мироощущение.

Мировоззрение как единство миропонимания и мироощущения