Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 23 из 104)

вали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов еще

не были жестко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере религиозных верований

привело разложение родоплеменных отношений и углубление социаль-

ной дифференциации внутри племен. Со временем в руках отдельных

общинников начинают накапливаться материальные богатства, в их

77

подчинение попадают рядовые соплеменники. Выделение вождей и

усиление их роли в жизни племени постепенно ведут к их сак-

рализации, они становятся объектом религиозного почитания не только

после их смерти, но и при жизни. Социальное расслоение внутри пле-

мен и формирование племенной аристократии тоже нашли свое отра-

жение в содержании религиозных представлений. Ранее аморфные и

безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются опреде-

ленные функции, возникает иерархия духов, которая во многих чертах

воспроизводит социальную иерархию. Полидемонизм - почитание

множества духов - вступает в свою завершающую стадию.

На смену ему идет политеизм, превращающий наиболее почита-

емых духов в божества. Над бестелесными душами и духами предков,

местными гениями скал, источников и деревьев начинают возвышаться

более могучие божества, влияние которых не ограничивается мест-

ными, индивидуальными или племенными условиями. Хорошей иллю-

страцией становления политеизма могут служить религиозные

представления кондов - дравидских племен, обитающих в горных

районах Индии. Мир кондов населен огромным количеством местных

духов, они управляют природными явлениями и влияют на челове-

ческую жизнь. Над местными духами стоят души выдающихся людей,

которые стали божествами - покровителями племен. Выше их стоят

шесть великих богов: бог дождя, богиня первых плодов, бог плодо-

родия, бог охоты, бог войны, бог - судья умерших. Еще выше этих

богов стоят бог солнца Бура Пенну и его жена, могучая богиня земли

Тари Пенну.

Высшее место в иерархиях чаще всего занимали боги, которые

были связаны с небом или небесными явлениями (Тянь - в Китае,

Ра - в Египте, Индра и Шакра - в Индии). Но эти боги не были

бесформенными существами, они были богами - зооморфитами, ан-

тропоморфитами, социоморфитами.

Божества земли в политеистических системах ставились в один ряд

с небесными богами. Так, в древнем природном культе Китая Тянь

(небо) и Ту (земля) были связаны между собой супружескими узами

и почитались как мировые родители. Гимны Вед упоминают о богине

земли Притгиви, а служители ведической религии обращались с моль-

бой о милости не только к Отцу-небу, но и к Матери-земле. В древ-

негреческой религии олицетворением земли была Гея, которая

породила небо, море и горы и взяла себе в супруги Урана - божество,

олицетворяющее небо.

Важное значение в политеистических системах имели боги-

воители, что было связано с истребительными войнами, характерными

для периода перехода от родоплеменных отношений к классовому

обществу. В ходе этих войн происходило объединение племен,

образование племенных союзов. Соответственно этому происходил

синтез религиозных представлений. Во главе политеистического

78

пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Так появляется

генотеизм - одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в

том, что, признавая существование многих богов, та или иная

общность людей считает своим непосредственным покровителей лишь

одного из множества богов и поклоняется только ему. Отсюда остается

всего один шаг до монотеизма.

В период перехода от родоплеменного строя к классовому

обществу произошли существенные изменения и в сфере религиозной

практики. Отношение к богам стало отличаться от отношения к

духам умерших людей и безличным духам природы, скроенным по

образцу духовной природы человека. Если на ранних этапах развития

человеческого общества отношения с душами умерших и духами

рассматривались как дальнейшее развитие повседневного общения

людей между собой, то впоследствии эти отношения приобретают

характер общения несоизмеримых по своему статусу существ.

Изменяется и характер жертвоприношений. Многочисленные

жертвы, в том числе человеческие, приносятся не только душам

высоко стоящих в социальной иерархии людей, но в первую очередь

богам, причем эти жертвоприношения начинают строго регла-

ментироваться. Тонкости и нюансы жертвоприношений были известны

жрецам, которые постепенно отделяются от массы рядовых верующих

и образуют особое сословие, занимающее одно из самых высоких

мест в социальной иерархии. Нередко жречество становится наслед-

ственной профессией, что было связано с эзотерическим характером

жреческого знания, передающегося из поколения в поколение.

Появляются постоянные святилища и храмы, которые становятся

средоточием религиозной жизни. Жертвоприношения, доходы с

храмовых земель, а также материальная поддержка светской власти

укрепляют экономическое и политическое влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается

в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, откры-

вается новая страница в истории религии, страница, повествующая

о развитии и функционировании религиозных систем государственно

организованных народов.

Глава VII

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

§ 1. Индуизм

Индуизм - религиозная система, теснейшим образом связанная

с историей и специфической социальной структурой народов Южной

Азии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700

млн., и проживают они почти исключительно в странах Южной

79

Азии, прежде всего в Индии (ок. 83% населения). Большинство

составляют индуисты и в королевстве Непал.

Возникновение, эволюция, Процесс синтеза нескольких этнокультур-

основные направления ных компонентов, в результате которого

возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи

лет назад; системообразующим фактором стала религия древних

арьев. Весьма аморфный комплекс религиозных представлений, ха-

рактерных для периода становления классового общества (опреде-

ляемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах -

сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев. Наиболее

существенными чертами этого комплекса можно считать представ-

ления о принадлежности последователей ведической религии к одно-

му из трех сословий-варн ритуально полноценных людей,

"дваждырожденных" арьев, идею об общении их с миром богов через

посредника - жреца-брахмана, совершающего по сложному ритуа-

лу, описанному в Ведах, жертву богам.

К концу первого тысячелетия до н. э., по мере расслоения пле-

менного общества, становления государств, включения все новых эт-

носов в процесс складывания индийской культуры, архаичность,

племенная ограниченность, эзотеричность сложившейся на основе

ведических представлений религиозно-философской системы, опре-

деляемой исследователями как брахманизм (в силу исключительной,

ключевой роли в ритуале и социальной практике жреца-брахмана),

- стали помехой для общественного развития. Не соответствовал

брахманизм и структуре земледельческой соседской общины, став-

шей основной хозяйственной и социальной ячейкой индийского

общества. В этой общине в социально-хозяйственные и ритуальные

связи вступали новые группы, не имевшие доступа к ведическому

ритуалу.

Пережив глубокий кризис, значительно трансформировавшись, вы-

держав конкуренцию с буддизмом и джайнизмом, брахманизм, а точ-

нее - уже индуизм, смог наиболее полно удовлетворить общественные

потребности, прежде всего своей органической связью, даже слиянием

с кастовой системой. Унаследовав у ведической религии и развив пред-

ставления об иерархии ритуально неравных групп людей, о роли брах-

мана как посредника в общении людей с богами, сохранив Веды в

качестве священных текстов (но снабдив их многочисленными ком-

ментариями), индуизм тщательно проработал понятия перерождения

души в мире (сансара) согласно закону воздаяния (карме), опреде-

ляемого прежде всего соблюдением норм поведения для данной группы,

касты. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чисто-

той индивида, родившегося в соответствующей касте. Нарушение же

правил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло чело-

века и влекло не только прижизненное наказание (например, исклю-

80

чение из касты ж лишение прав состояния), но и рождение в сле-

дующий раз в крайне неблагоприятном виде: в низкой касте, вне

социума (в группе внекастовых "неприкасаемых" - изгоев общества)

или в образе животного.

Освоение- индийской цивилизацией обширной племенной

периферии, включение в систему общественного разделения труда все

новых и весьма архаичных этносов в качестве каст делали нор-

мативность индуизма, его роль поведенческого детерминатора тем бо-

лее эффективной, чем органичнее он включал в себя местные культы.

Плюрализм индуистской социальной практики сочетался с

мифологической сложностью и множественностью пантеона. Социаль-

но объединяют индуистов понятие касты, авторитет брахмана, знаю-

щего священные тексты, всеобщность закона воздаяния - кармы,

почитание коровы. Мифологическая пестрота упорядочена через пред-

ставление о воплощениях богов - аватарах, их явлениях - манифес-

тациях. Обряды поклонения богам могут быть самыми

разнообразными, фактически ритуализованы (и подконтрольны брах-

манам) многообразные социальные и даже физиологические прояв-

ления жизни. Очередное пребывание человека в этом мире