Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 51 из 104)

как женское начало, пракрити.

Цель культовой практики кришнаитов - выработать установку

смотреть на мир глазами, "смазанными любовью к Кришне". Любовь

к Кришне в наивысшей степени проявляется в достижении религиозно-

го экстаза через медитацию, коллективную и индивидуальную.

Индивидуальная медитация (джапа) и коллективная (киртан) - сов-

местное воспевание мантр, сопровождающееся игрой на музыкальных

инструментах и ритмическими танцевальными движениями. Иск-

лючительная роль в культе принадлежит мантре ("очищение ума"):

"Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама

Харе Рама Рама Рама Харе Харе". Это "воспевание святых имен Гос-

пода". В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 1728 раз.

175

Кришнаиты живут в ашрамах (коммунах), которыми руководят гу-

ру (учителя). Гуру не просто духовный учитель и мудрый авторитет-

ный человек, но представитель или даже воплощение Бога. Гуру

помогает в процессе познания Кришны через доведение трансценден-

тального знания ученику (шитья). Гуру инициирует прозелитов (воз-

можна заочная инициация), берет на себя карму ученика, дает

секретную "защитную" мантру, с которой ученик может обратиться

к Кришне в экстремальных ситуациях. Гуру помогает шишье преоб-

разовать свой духовный мир, выработать особое блаженно-восторжен-

ное миросозерцание, в котором преданный Кришне старается видеть

во всем беспричинную милость Бога.

Раздел третий

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Религиозная философия представляет собой совокупность

различных посол и течений, конкурирующих друг с другом. Фило-

софские направления имеются в буддизме, христианстве, исламе и

других религиях. Религиозная философия дает свое решение онто-

логических, гносеологических, космологических, социальных и иных

проблем. Главным в ней является учение об отношении человека к

Богу и Бога к человеку. Ее теоретическую базу образует теология,

богословие, ее положения и выводы так или иначе согласуются с дог-

матикой, с основополагающими идеями Священного Писания, с ве-

роучением. Тем не менее между религиозной философией и теологией

нельзя поставить знак равенства, хотя разграничивающие их отличия

условны и подвижны. Они различаются по составу, понятийному ап-

парату, приемам и способам рассуждения и аргументации и т. д.

Глава XII

БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Философское, или, лучше сказать, теоретическое, обоснование

положений буддизма, начало вырабатываться в период становления

этой религиозной системы. При всем разнообразии буддийских фило-

софских школ их можно разделить на два типа, радикально отлича-

ющихся в исходных посылках: хинаянистские и махаянистские.

§ 1. Философия хинаяны

Главную роль в теоретическом обосновании хинаяны сыграло

учение о дхармах, которое крупнейший русский буддолог Ф. И. Щер-

батской (1866 - 1942) назвал "центральной концепцией буддизма".

Дхармы - некие непознаваемые (что-то подобное кантовской "вещи

в себе") единичные сущности, и только они истинно реальны. Дхармы

не рождаются и не исчезают, число их бесконечно. Каждая дхарма

обладает определенным неизменяющимся набором признаков. Дхармы,

как и все единичное, могут находиться в должном или недолжном

бытии, причем под первым понимается состояние абсолютного покоя.

Человек и окружающий его мир конституируются проявлениями

дхарм, не находящихся в состоянии покоя, "волнующихся".

Комбинация таких проявлений образуется только на кратчайший про-

177

межуток времени, "мгновение", после чего возникает другая

комбинация из проявлений того же самого или несколько иного набора

дхарм. Следовательно, все происходящие и существующие во времени

и пространстве "дела и вещи", если воспользоваться буддийской

терминологией, не что иное, как бесконечно сменяющие друг друга

сочетания проявлений дхарм.

Из данных онтологических посылок следует, что должное бытие

дхарм - абсолютный покой, "неволнение", что предполагает не-

возникновение каких-либо их сочетаний. Наличие же "дел и вещей",

т. е. существование человека и окружающего мира, уже само по себе

является свидетельством "волнения" дхарм, т. е. их недолжного бытия,

а последнее отождествляется со страданием. Освобождением от стра-

дания является "успокоение" дхарм, что означает прекращение суще-

ствования человека как такового, выход из круга перерождений.

"Успокоение" дхарм, конституирующих то, что представляется чело-

веком, и есть обретение им нирваны. Нирвана - это "инобытие" по

отношению к бытию человека, значит, сансара и нирвана никоим обра-

зом не совместимы. Существует путь обретения нирваны, т. е. "ус-

покоения" дхарм и перехода в "инобытие".

Итак, базисным в философии хинаяны является учение о дхармах.

Для древних философий был характерен поиск неких первоначал, пер-

воэлементов бытия, и мысль буддийских философов шла в русле подоб-

ных поисков. Однако следует подчеркнуть принципиальное различие

в представлениях о первоэлементах во многих других философских

системах (европейских античных, древнеиндийских) и в трактовке

дхарм приверженцами хинаяны. Дхармы никогда не толковались в ка-

честве материальных сущностей: все, что на уровне обыденного (не-

просветленного) сознания воспринимается "имеющим плоть и форму",

на самом деле является результатом активности дхарм (хотя заметим,

что в среде буддийских ученых существовала тенденция считать дхар-

мы частицами материи). Наиболее полно и развернуто учение о дхар-

мах изложено в компедиуме хинаянистской философии - трактате

"Абхидхармакоша" крупнейшего индийского буддийского философа

Васубавдху (V в.). Это сочинение изучали во всем ареале распрост-

ранения буддизма - от Шри-Ланки до Японии.

Комбинации дхарм образуют бесконечный во времени и без-

граничный в пространстве поток бытия, композиции, воспринимаемые

как "дела и вещи". Они находятся во взаимосвязи друг с другом, подчиня-

ясь закону всеобщей причинности (санскр. "пратитья-самутпада"). Имен-

но посредством причинности Васубандху и другие хинаянистские

философы объясняли возникновение и существование "феноменального"

бытия, кажущегося обыденному сознанию чем-то целым.

Все бесчисленное количество дхарм Васубандху сводил к 75 раз-

новидностям, которые, в свою очередь, группируются по различным

признакам. Прежде всего дхармы делятся на два вида: "подверженные

178

бытию" (санскр. "санскрита") и "не подверженные бытию" (санскр.

"асанскрита")1. По определению 0.0. Розенберга, дхармы, "подвер-

женные бытию", связаны с четырьмя процессами - рождением, пре-

быванием, изменением и исчезновением, происходящими в каждое

мгновение. Дхармы, "не подверженные бытию", не связаны с указан-

ными процессами, они спокойны, не подвержены, по выражению

О. О. Розенберга, "быванию"2.

Спасение живого существа и, следовательно, достижение нирваны

заключаются в прекращении "волнения" дхарм, т. е. приведении их

в спокойное состояние, вследствие чего они не могут более создавать

композиции, образующие личность. При успокоенности дхарм исчезает

круг перерождений, в котором вращается человек, и тем самым пре-

рывается его существование. Среди дхарм различаются, как уже отме-

чалось, "волнующиеся" и "неволнующиеся". К последним относятся

те, которые находятся в покое (т. е. "не подверженные бытию"). Хотя

они и присутствуют в общем потоке дхарм, но в комбинациях про-

явлений не участвуют. В число "неволнующихся" входят также не-

которые дхармы, "подверженные бытию", а именно те, которые

являются носителями положительных, с точки зрения буддистов,

психических состояний, и в первую очередь "религиозного прозрения"3.

Активность остальных дхарм как раз и обусловливает бытие человека

в бренном мире.

Все комбинации проявлений дхарм принято в самом общем виде

делить на два вида - образующие "мир (или сферу) имеющих чув-

ство", т. е. живых существ, и "сферу-сосуд", т. е. окружающий живые

существа мир, среду их обитания. Эти две "сферы" составляют

органическое единство, целое и имеют очень сложную структуру.

Однако особый акцент делается на "мире имеющих чувство", посколь-

ку живое существо является первейшим и, можно сказать, единствен-

ным объектом спасения.

В зависимости от проявлений того или иного комплекса дхарм и

комбинаций этих проявлений все "имеющие чувство" делятся на

четыре группы: 1) "появившиеся из чрева"; 2) "появившиеся из яйца";

3) "появившиеся из мокроты"; 4) "появившиеся путем превращений".

"Волнение" дхарм обусловливает пребывание каждого живого существа

в каком-либо из пяти "миров-состояний": 1) "адском"; 2) "голодных

духов"; 3) "скотском"; 4) "человеческом"; 5) "божественном".

Во всех этих состояниях могут пребывать (безусловно, в различных

перерождениях) только "появившиеся путем превращений" (божества,

духи, демоны и т. д.). "Появившиеся из чрева" (люди, животные) мо-

гут находиться во втором, третьем и четвертом состояниях;

"появившиеся из яйца" и "появившиеся из мокроты" (рыбы, пресмы-

кающиеся и т. п.) - в третьем и четвертом. Естественно, вставал воп-

рос о причинах попадания в тот или иной "мир", или, говоря другими

словами, чем обусловлены конфигурации проявлений дхарм,

179

воспринимающиеся обыденным сознанием (которое также есть прояв-